Логопедический самомассаж лица, ушей и языка
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Борисова Наталья Борисовна

Логопедический самомассаж позволяет скорректировать произношение, улучшить тонус мышц речевого аппарата, позволяет ребенку расслабиться. Он необходим для детей, имеющих тяжелые нарушения речи: дизартрия, алалия и другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Дви-

жение направлено несколько по диагонали.

4. «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками

пальцев по лбу.

5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым

пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по

краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удер-

жать в течение 3—5 секунд.

8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от

середины верхней губы к углам рта.

9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от

середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от

середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов

верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать

от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

17. «Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко посту-

кивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав

воздух под нижнюю губу.

18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы

к ушам, от середины верхней губы к ушами, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в раз-

ных направлениях.

21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к ще-

кам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часо-

вой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые

движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

22. «Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по

ним кончиками пальцев.

23. «Испечем блины». Похлопать ладошками по щекам.

24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглажи-

вающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за мочки ушей и потянуть их

вниз 4—5 раз.

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать

их в таком положении 2—3 секунды.

Исходя из вышесказанного и опыта работы можно сделать вывод: лого-

педический массаж и артикуляционные упражнения с элементами самомасса-

жа и аутогенной тренировки: способствуют нормализации мышечного тонуса,

укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетическо-

го и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференци-

рованности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть

активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше

сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые

края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь зубы вперед,

пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также

убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше

сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые

края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовы-

вая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сло-

жить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в

рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это

упражнение используется не только для массажирования языка, но и для

активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических

ощущений, идущих от мышц полости рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самомассаж лица и шеи

правильное проведение самомассажа...

Самомассаж лица, ушной раковины, пальцев. Закаливающие дыхательные упражнения

Дошкольники не всегда с желанием выполняют оздоровительный массаж и дыхательные упражнения. Эти  стихи,  помогут сделать  самомассажа лица, пальцев, ушной раковины более интересными. Де...

Самомассаж лица для детей

В помощь родителям и педагогам....

Опосредованный самомассаж лица

Массаж лицевой мускулатуры способствует усилению кровоснабжения массируемых участков лица, улучшает питание тканей, повышается тонус, эластичность мышц, активизируются их сократительные функции....

Логопедический самомассаж лица

Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей....

Логопедический самомассаж мышц лица, губ

К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Само...