ЗПР. Возможность полной или частичной коррекции.
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

ЗПР. Возможность полной или частичной коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_zpr._vozmozhnost_polnoy_ili_chastichnoy_korrektsii.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ЗПР. Возможность полной или частичной коррекции.

     ЗПР не является приговором и поддаётся полной или частичной коррекции. По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам. 

Для снятия диагноза необходимо провести коррекционные работы: 

  • посещать коррекционные школы или группы в детском саду; 
  • наблюдаться у невролога; 
  • заниматься со специалистами: нейропсихологом, педагогом-психологом, дефектологом, логопедом; 
  • использовать дидактические игры для развития умений и навыков ребёнка; 
  • посещать занятия по ФЭМП и приучать к самостоятельному выполнению определённых действий.

       Когда ребёнок догонит по психологическому развитию своих сверстников, нужно посетить консультацию невролога и получить направление на ПМПК. Комиссия вновь проведёт комплексный опрос и тестирование, и, если все параметры будут в норме, диагноз, поставленный в детстве, могут снять. 

Как правило, диагностируют ЗПР в пределах 5–6 лет, а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10–14 лет. 

Психологические особенности развития – это индивидуальные понятия, как результат – личностный подбор коррекционных занятий и разная скорость восстановления. Многие родители воспринимают диагноз ЗПР как приговор по причине недостаточности информации.

Заболевание находится между нормальным психическим развитием и серьезными патологическими отклонениями. Под данную категорию не относятся дети с патологиями речевого и слухового аппарата, а также маленькие пациенты с синдромом Дауна или иными серьезными генетическими заболеваниями, связанными с развитием и полноценной функциональностью мозга.

Основные признаки ЗПР – это:

  • неустойчивое внимание;
  • отсутствие способности концентрировать внимание;
  • повышенный уровень отвлекаемости;
  • низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);
  • отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.

Дети с диагностированным ЗПР нуждаются в особом отношении, но все вышеперечисленные причины развития заболевания не позволяют считать его приговором на всю жизнь. За счет индивидуального изучения особенностей, навыков и потребностей ребенка, подбираются коррекционные методики и упражнения.

Дети с ЗПР: кто они?

Условно причины появления ЗПР можно разделить на 2 группы:

  1. Развитие патологии по причине воздействия социальных и педагогических факторов. Такие дети классифицируются, как педагогически запущенные. Также в данной категории важную роль отводят и наследственной предрасположенности: антисоциальные родители = дети с ЗПР.
  2. Развитие патологии связано с органическими повреждениями мозга в перинатальном и постнатальном периоде. В процессе диагностики важно учитывать все факторы для возможности подобрать комплексную помощь.

Причинами развития патологии могут быть:

  • частые волнения и стрессы мамы в период беременности;
  • вредные привычки матери (курение алкоголь при беременности);
  • хронические заболевания матери;
  • токсоплазмоз;
  • гипоксия мозга в утробе матери или при родах;
  • тяжелое протекание беременности;
  • генетические нарушения.

Типы ЗПР

В психологии различают 4 типа нарушений познавательной деятельности:

  1. Конструкционного генеза или наследственный инфантилизм – характеризуется низким уровнем адаптации, освоение информации в игровой форме, частые эмоциональные перепады. Внешне такие дети вполне здоровые и не вызывают подозрения, а вот эмоционально-волевая зрелость притормаживается, что негативно влияет на способность формирования умений и навыков.
  2. Соматогенного генеза – ЗПР обусловлен наличием разного рода болезней, как у ребенка, так и у матери.На фоне могут развиваться следующие заболевания: частые простуды, аллергические проявления, инфекции хронического типа, врожденный порок сердца.Среди симптомов: снижение познавательной деятельности и сниженное внимание.
  3. Психогенного генеза – на фоне неблагоприятных условий для воспитания, без проведения корректирующей работ состояние ребенка будет только усугубляться, и кроме стандартных, присущих ЗПР, симптомов, будут проявляться агрессивность, несамостоятельность, стеснительность, замкнутость, чувство страха перед всем новым.Стоит отметить, что неблагоприятные условия для воспитания – это не только отсутствие внимания со стороны родителей, но и чрезмерная опека. Не лишайте детей права выбора и приобретения опыта методом проб и ошибок.
  4. Церебрально-органического генеза – травмирование ребенка в период родовой деятельности или при вынашивании. Один из часто встречаемых разновидностей патологии, который имеет меньше шансов на полноценное восстановление.

Кто может диагностировать у ребенка ЗПР?

На просторах интернета много информации относительно симптомов и диагностики ЗПР, но обычно постановкой диагноза занимается детский невропатолог по рекомендации педиатра.

Важно помнить: врач-невропатолог не имеет полномочий для единоличного диагностирования заболевания!

  1. Окончательный диагноз ставится исключительно по решению психо-медико-педагогической комиссии.
  2. ПМПК вправе как поставить, так и в дальнейшем снять диагноз ЗПР.
  3. На комиссии присутствуют следующие специалисты: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, администрация учебного заведения, учитель, родители ребенка.
  4. На основании общения, изучения заключений иных врачей, тестирований на проверку умений и навыков, комиссия делает соответствующие выводы.

Как показывает практика, диагностируют ЗПР в пределах 5-6 лет (перед школой), а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10-14 лет.

Памятка родителям

  1. ЗПР не является приговором, это заболевание, поддающееся полной или частичной коррекции.
  2. По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам.
  3. Для постановки диагноза мало одного доктора, нужно собрать ПМПК.
  4. Без решения комиссии ребенка не имеют права переводить на индивидуальное обучение, в специализированный класс или на обучение в интернат.
  5. На родителей со стороны членов комиссии не должно оказываться никакого давления.
  6. За родителями остается право отказа от прохождения ПМПК.
  7. Диагноз комиссии оглашается без присутствия ребенка!!!
  8. Для постановки диагноза учитывается комплекс симптомов, а не только неврологические показатели.

Что нужно сделать, чтобы снять с ребенка диагноз ЗПР?

Как снимают ЗПР? Прежде всего – это проведение коррекционных работ, а именно:

  • посещение коррекционных школ;
  • занятия со специалистами: психо-неврологами, логопедами-дефектологами и т.д.;
  • применение дидактических игр на развитие умений и навыков ребенка;
  • посещение занятий по ФЭМП и приучение к самостоятельному выполнению определенных действий.

После того, как вы увидите, что ваш ребенок в полной мере догнал по психологическому развитию своих сверстников, необходимо посетить консультацию невропатолога и получить направление на ПМПК. Комиссия вновь проведет комплексный опрос и тестирование, и, если все параметры будут в норме, диагноз, поставленный в детстве, могут снять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности.Важной педагогической задачей учреждений компенсато...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности. Важной педагогической задачей учреждений компенсат...

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как способ коррекции речевого развития

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоров...

Ребенок молчит в 3 года: возможные причины и пути коррекции

Запуск речи. Причины и пути коррекции ЗРР....

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути коррекции

В статье рассмотренны этапы формирования слоговой структуры речи в онтогенезе, возможные нарушения и коррекция...