Нарушения речевого развития при ЗПР
консультация по логопедии
Нарушения речевого развития при ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_narusheniya_rechevogo_razvitiya_pri_zpr.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Нарушения речевого развития при ЗПР
У детей с ЗПР проявляются речевые нарушения в качестве основной особенности, при которой страдает в дальнейшем мышление, обучаемость.
При наличии даже небольших дефектов при начале обучения, велика вероятность, что проблема будет усугубляться. Ребёнок просто не сможет осваивать в полной мере программу, связно говорить, понимать тексты, выучивать необходимый материал. Из-за этого будет формироваться заметное отставание в интеллектуальном уровне от сверстников. Ребёнок не сможет освоить письмо, некоторые виды мышления.
При выявлении особенностей речевой деятельности детей с ЗПР необходимо срочно обратиться к логопеду и дефектологу, чтобы начать лечение задержки речевого развития как можно раньше.
Артикулярный аппарат
У многих детей с ЗПР присутствуют проблемы с произнесением отдельных звуков и правильной артикуляцией из-за особенностей строения речевого аппарата.
Наиболее часто встречаются дефекты:
- Укороченная уздечка.
- Неправильное расположение зубного ряда.
- Неправильный прикус.
- Толстый язык.
- Аномалии в строении нёба.
Одна из основных проблем – слабая речевая моторика. Дети не понимают, как надо правильно двигаться для произношения звуков. На занятиях они могут повторить движения, но в речи полученный навык использовать забывают. [2]
Звукопроизношение
Второй по частоте является проблема неправильного произношения звуков. Особенно ярко она проявляется, когда происходит созревание речевого аппарата для произношения сложных согласных звуков: сонорных, шипящих, свистящих.
Речь детей с ЗПР характеризуется несколькими типами нарушений:
- Пропуск звука. В большинстве случаев при произнесении пропускаются сонорные, так как их артикуляция сложная и требует дополнительного сосредоточения.
- Замена парных и непарных согласных звуков по принципу сложное/простое.
- Искажённое произношение групп звуков. Часто встречается межзубная артикуляция свистящих.
- Смешение нескольких звуков.
Из-за собственных проблем с произношением многие дети с ЗПР испытывают трудности с пониманием чужой речи. Ребята не воспринимают повторяющиеся слоги, не слышат второй согласный из стоящих рядом, не могут воспроизвести услышанное. Это тоже значительно замедляет развитие речи и интеллекта.
Лексика
Слабее всего у ребят с ЗПР развивается словарный запас. Из-за отсутствия интереса к окружающему миру и отстающего интеллектуального развития они позже осваивают осознанное произношение слов, имеют малый запас и разнообразие, не понимают значения.
Типичные проблемы:
- Бедный словарный запас.
- Неправильное употребление.
- Преобладание пассивной лексики над активной.
- Быстрый выход слов из активного запаса без употребления.
Из-за маленького словарного запаса и неразвитости мышления ребёнок просто не может понять значение новых слов, а потому отказывается использовать или вставляет не к месту.
Близкие понятия смешиваются и заменяют друг друга. Концепция обобщённого понятия сложна для понимания, поэтому слова такого типа заменяются родовыми или видовыми.
Проще даются существительные. Словарь глаголов редко включает в себя слова, обозначающие чувства и эмоции, то есть действия, которые нельзя наблюдать. При определении в предложении действия ребёнок будет путать глагол и существительное.
Хуже развит словарь определений. Охарактеризовать качества предмета или человека детям с ЗПР сложно, особенно когда речь идёт об определениях, не имеющих физического выражения (добрый, умный).
При этом слова, обозначающие конкретные признаки – цвета, размеры – проблем практически не возникает, а отвлечённые понятия или не запоминаются, или используются неверно.
Развитие речи у детей с ЗПР
При выявлении особенностей развития и постановке диагноза «Задержка психического развития» в 2 – 5 лет у родителей есть право зачисления ребёнка в специализированное учебное заведение или группу в детском саду с коррекционной направленностью. [3] В таком случае малыш получит необходимые занятия по развитию речи у дошкольников с ЗПР, и к поступлению в школу сможет корректировать отставание от сверстников. Но стоит понимать, что без активного ежедневного участия родителей результат будет хуже.
Начинать специализированные занятия с логопедом необходимо сразу же, как выявляется нарушение речи у детей с ЗПР. Без коррекционной работы отставание с годами будет усиливаться, значительно осложняя ребёнку адаптацию в детском коллективе, возможности коммуникации и обучения. Без развитой речи уже в первых классах ребёнка ждут неудачи в освоении большинства предметов.
В младшей школе делается особенный упор при изучении любых предметов на активное использование устной и письменной речи, владение и понимание, поэтому при отставании будет особенно тяжело осваивать знания и выполнять базовые задания. Крайне важно ещё до школы пройти обследование и, при выявлении у ребёнка ЗПР, получить характеристику речи, чтобы подобрать правильные коррекционные занятия.
Направления коррекционной работы
Формирование полноценной развитой устной речи у детей с задержкой психического развития – тяжёлый и ежедневный труд. Для того чтобы ребёнок понимал чужую речь и мог связно выражать собственные мысли и чувства, придётся потрудиться и родителям, и педагогам. Для достижения результата крайне важен комплексный подход, включающий в себя сочетание нескольких методов работы. [4]
Важнейшие элементы логопедической работы, которые необходимы для речевого развития:
- Работа с новыми словами. Крайне важно постоянно расширять активный словарный запас. Ребёнку даётся новое слово, объясняется его значение, затем несколько раз повторяется в различном контексте. Затем малыш должен сам придумать ситуацию, когда слово пригодится.
- Постановка правильно артикуляции. Большинство детей с диагнозом имеют проблемы с правильным произнесением звуков, поэтому работа с логопедом и помощь родителей необходима, чтобы выстроить правильную артикуляцию и научить произносить звуки.
- Умение понимать значение слова. Из-за особенностей развития ребятам тяжело понимать отрешённое значение терминов, особенно когда речь идёт о прилагательных. Важно подробно несколько раз объяснять значение не выраженного в физическом мире слова, поясняя на примерах. Особенную проблему составляют многозначные и имеющие переносное значение слова.
- Обучение грамматике. Важно проследить, чтобы ребёнок правильно использовал роды, падежи и склонения слов, мог образовать производное прилагательное от существительного или использовать различные суффиксы с учётом их значения.
- Расширение словарного запаса с учётом потребностей ребёнка. Важно в качестве новых давать слова, описывающие чувства, эмоции, состояния ребёнка, литературных героев. Это поможет в будущем малышу рассказать, что с ним происходит, найти обозначение новому испытанному чувству.
- Умение объяснить другому – важный навык. Ребёнок должен научиться сам объяснять окружающим, что значит то или иное использованное слово. Это не только подтолкнёт его к разговору предложениями и умению подбирать синонимы, но и заставит больше размышлять, строить логические цепочки, сопоставлять информацию.
- Усложнение речи. Важно прорабатывать постепенное усложнение проговариваемых ребёнком предложений. Увеличивать количество слов, к школе вводить осложняющие конструкции. Тогда у малыша реже возникать проблемы с пониманием чужой письменной или устной речи, а мышление будет развиваться активнее.
Чем активнее проводится развитие связной речи у детей с ЗПР, тем быстрее и успешнее будут устранены и другие проблемы, так как в возрасте 2-7 лет от навыков и умения говорить и понимать окружающих напрямую зависит скорость развития интеллекта. Лечебная и коррекционная работа должна проводиться не только неврологами, специалистами на занятиях, но и родителями при ежедневном общении, а для этого им необходимо изучить особенности развития речи у детей с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР. Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Консультации для воспитателей...
Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».
План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...
Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"
Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...
Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми имеющими нарушение речевого развития «Кто-кто в моем домике живет? (домашние любимцы)» в старшей группе
КОНСПЕКТНОД по познавательному развитию с детьми имеющими нарушение речевого развития в старшей группеИспользуемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные (мультимедийная презен...