2 Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

 Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания


Основные рекомендации:

  • Разучивать звукоподражания в игре.  Можно использовать картинки или игрушки. 
  • Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого. 
  • Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной. 
  • Слова и фразы нужно произносить неоднократно. 
  • Закреплять изученные звуки во время прогулки на улице, а также при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним. 

Некоторые примеры звукоподражаний:

  • Подражание голосам животных: собака — гав, коза — ме-е, лягушка — ква, кукушка — ку-ку, мышка — пи-пи и т. д.. 
  • Произнесение междометий: мяч упал — ах, чашка разбилась — ох, папа делает зарядку — ух!.
  • Подражание бытовым шумам: часы тикают — тик-так, вода капает — кап-кап, малыш топает — топ-топ, ножницы режут — чик-чик и т. д.. 
  • Подражание транспортным шумам: машина — би-би, поезд — ту-ту, паровоз — чух-чух и т. д.
  • Подражание музыкальным звукам: песенка — ля-ля-ля, колокольчик — динь-динь, барабан — бом-бом, дудочка — ду-ду и т. д..

Первые звукоподражания ребёнок отражённо способен повторять за взрослым в 11 месяцев. После года их количество возрастает, ребёнок самостоятельно может имитировать звуки транспорта, голоса животных, звуки природы. Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

  1. Вначале работаем над гласными.

  • Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.
  • У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
  • Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.
  • Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
  1. Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

  • Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
  • Ребѐнок плачет: «Уа! Уа!».
  • Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
  1. Переходим        к        произнесению        согласных        звуков,        которые        имеют определѐнный смысл.

  • Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим так же.
  • Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
  • Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
  • Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
  • Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
  • Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с  малышом, чей жук дольше пожужжит.
  • Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
  • Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.
  1. Далее – звукоподражательные слоги и слова.

  • Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):

собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

  • Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!
  • Подражание бытовым шумам:

часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.

  • Подражание транспортным шумам:

машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.

  • Подражание музыкальным звукам:

песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду

и т.д.

   Звук [ш]. «Шумелочки». Шум ветра в лесу; шелест листвы деревьев; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы; шипение гусака; шипение змеи; шуршание мышей в норке; шуршание шин по мостовой; надуваем шарик».

Звук [с]. «Свисток». «Свистелочки». Вода в кране, свист ветра в трубе, выходит воздух из колеса (проколотая шина), насос (накачаем воздух в колесо), проколотый шарик, пар выходит из кастрюли.

Звук [р.]. «Рычалочки». Рокот самолета; работающий трактор; работающий мотор машины; рычание сердитой собаки или щенка; рычание тигра, тигрицы и тигренка; мамы-звери учат детенышей рычать; разговор мам-животных с детенышами.

Звук [л]. «Гуделочки». Пароход гудит, сирена скорой помощи, сирена пожарной машины, приземление ракеты, посадка ракеты на Луну, инопланетяне прилетели, малыш учится говорить, самолет заходит на посадку.

Звук [ж]. «Жужжалочки». Жук жужжит, шмель жужжит, разговор жуков, разговор шмелей, едет товарный поезд, выжимаем сок в соковыжималке, включаем пылесос.

Звук [з]. «Звенелочки». Звонок на урок, колокольчик на ветру, звенит пчела, назойливый комар.

Звук [ц]. «Просьба не шуметь». Поднести пальчик к губам и произносить ц-ц-ц.

Звук [ч]. «Поезд набирает скорость». В чайнике вода вскипела и поднимает крышку.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

  1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
  2. Использовать картинки или игрушки.
  3. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
  4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
  5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
  6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
  7. Закрепляем звукоподражания при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»

Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....

«Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»

laquo;Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»...

Консультация игры и упражнения на развитие правильного звукопроизношения

Консультация«Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»...

Консультация «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»

Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания...