2 Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания
консультация по логопедии
Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_pravilnogo_zvukopodrazhaniya.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания
Основные рекомендации:
- Разучивать звукоподражания в игре. Можно использовать картинки или игрушки.
- Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
- Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
- Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
- Закреплять изученные звуки во время прогулки на улице, а также при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.
Некоторые примеры звукоподражаний:
- Подражание голосам животных: собака — гав, коза — ме-е, лягушка — ква, кукушка — ку-ку, мышка — пи-пи и т. д..
- Произнесение междометий: мяч упал — ах, чашка разбилась — ох, папа делает зарядку — ух!.
- Подражание бытовым шумам: часы тикают — тик-так, вода капает — кап-кап, малыш топает — топ-топ, ножницы режут — чик-чик и т. д..
- Подражание транспортным шумам: машина — би-би, поезд — ту-ту, паровоз — чух-чух и т. д.
- Подражание музыкальным звукам: песенка — ля-ля-ля, колокольчик — динь-динь, барабан — бом-бом, дудочка — ду-ду и т. д..
Первые звукоподражания ребёнок отражённо способен повторять за взрослым в 11 месяцев. После года их количество возрастает, ребёнок самостоятельно может имитировать звуки транспорта, голоса животных, звуки природы. Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.
Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:
Вначале работаем над гласными.
- Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.
- У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
- Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.
- Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
Далее отрабатываем слияния гласных звуков.
- Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
- Ребѐнок плачет: «Уа! Уа!».
- Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определѐнный смысл.
- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим так же.
- Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
- Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
- Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
- Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
- Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с малышом, чей жук дольше пожужжит.
- Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.
Далее – звукоподражательные слоги и слова.
- Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):
собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.
- Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!
- Подражание бытовым шумам:
часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.
- Подражание транспортным шумам:
машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
- Подражание музыкальным звукам:
песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду
и т.д.
Звук [ш]. «Шумелочки». Шум ветра в лесу; шелест листвы деревьев; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы; шипение гусака; шипение змеи; шуршание мышей в норке; шуршание шин по мостовой; надуваем шарик».
Звук [с]. «Свисток». «Свистелочки». Вода в кране, свист ветра в трубе, выходит воздух из колеса (проколотая шина), насос (накачаем воздух в колесо), проколотый шарик, пар выходит из кастрюли.
Звук [р.]. «Рычалочки». Рокот самолета; работающий трактор; работающий мотор машины; рычание сердитой собаки или щенка; рычание тигра, тигрицы и тигренка; мамы-звери учат детенышей рычать; разговор мам-животных с детенышами.
Звук [л]. «Гуделочки». Пароход гудит, сирена скорой помощи, сирена пожарной машины, приземление ракеты, посадка ракеты на Луну, инопланетяне прилетели, малыш учится говорить, самолет заходит на посадку.
Звук [ж]. «Жужжалочки». Жук жужжит, шмель жужжит, разговор жуков, разговор шмелей, едет товарный поезд, выжимаем сок в соковыжималке, включаем пылесос.
Звук [з]. «Звенелочки». Звонок на урок, колокольчик на ветру, звенит пчела, назойливый комар.
Звук [ц]. «Просьба не шуметь». Поднести пальчик к губам и произносить ц-ц-ц.
Звук [ч]. «Поезд набирает скорость». В чайнике вода вскипела и поднимает крышку.
Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:
- Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
- Использовать картинки или игрушки.
- Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
- Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
- Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
- Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
- Закрепляем звукоподражания при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»
Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
«Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»
laquo;Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»...
Консультация игры и упражнения на развитие правильного звукопроизношения
Консультация«Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»...
Консультация «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»
Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания...