«Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»
картотека по развитию речи
«Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_pravilnogo_zvukoproiznosheniya.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»
Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания
Звук [ш]. «Шумелочки». Шум ветра в лесу; шелест листвы деревьев; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы; шипение гусака; шипение змеи; шуршание мышей в норке; шуршание шин по мостовой; надуваем шарик».
Звук [с]. «Свисток». «Свистелочки». Вода в кране, свист ветра в трубе, выходит воздух из колеса (проколотая шина), насос (накачаем воздух в колесо), проколотый шарик, пар выходит из кастрюли.
Звук [р.]. «Рычалочки». Рокот самолета; работающий трактор; работающий мотор машины; рычание сердитой собаки или щенка; рычание тигра, тигрицы и тигренка; мамы-звери учат детенышей рычать; разговор мам-животных с детенышами.
Звук [л]. «Гуделочки». Пароход гудит, сирена скорой помощи, сирена пожарной машины, приземление ракеты, посадка ракеты на Луну, инопланетяне прилетели, малыш учится говорить, самолет заходит на посадку.
Звук [ж]. «Жужжалочки». Жук жужжит, шмель жужжит, разговор жуков, разговор шмелей, едет товарный поезд, выжимаем сок в соковыжималке, включаем пылесос.
Звук [з]. «Звенелочки». Звонок на урок, колокольчик на ветру, звенит пчела, назойливый комар.
Звук [ц]. «Просьба не шуметь». Поднести пальчик к губам и произносить ц-ц-ц.
Звук [ч]. «Поезд набирает скорость». В чайнике вода вскипела и поднимает крышку.
Игра «Поймай звук». Слышать звук в ряду других звуков или слоговых сочетаний. (Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в слове будет изучаемый звук.)
Определение места звука в слове. (Где находится звук [с] в слове сад?Где находится звук [с] — в начале, в середине или в конце слова?)
«Дирижеры» (ле-ля-лю-ля).
«Альпинисты». Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу легко).
«Рисуем елку (ствол, ветки), волны, море, океан». Рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов са-со-су-сы.
«Намотаем нитки на клубок». Имитация наматывания ниток с произнесением слогов сты-ста-сто.
«Пальчики прощаются». Сгибание и разгибание пальчиков. Делать ритмичные взмахи соединенными вместе пальцами и произносить слоги пра-про-пру-пры.
«Режем бумагу большими и маленькими ножницами» (слоги чик-чик-чик, чак-чак-чак произносить медленно, быстро, замедляя темп).
Запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, и выражение эмоционального состояния при помощи интонации и мимики. Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково).
Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально).
«Разбилась чашка» (дззынь-дззынь-дззынь).
«Разговор инопланетян». Произносить слоги со сменой ударения и интонации: Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра!
Отстукивание ритмического рисунка слов рак, рука, радуга, рукавица. Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
Игра «Поймай звук». «Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.
Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?
Сколько звуков в слоге ас?Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога ас.
Какие звуки есть в слоге ла?Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]? (Слог лу.) Составь слог из звуков [ш], [а]. Ядаю тебе звук [ш] и звук [а]. Какой слог ты мне вернешь?
Найди картинки, в названиях которых есть слог ру (рукавицы, рубашка, рубанок, ручей). Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка).
Подскажи конец слова: иг... (ла), пи...(ла), по...(лы), го...(ры), помидо...(ры).
Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ча-ша-жа (на этапе дифференциации звуков).
Найди картинки, в названиях которых есть звук [р.]. Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [л], из ряда других.
Назови первый звук. Назови последний звук. На каком месте стоит звук [р.] в слове арка?Который по счету звук [р.] в слове марка?Между какими звуками стоит звук [р.] в слове арбуз?
После того, как дети овладели звуковым анализом слов, состоящих из трех звуков, можно приступать к работе над звуковым анализом и синтезом слов, состоящих из четырех звуков, например: кино, кони, ноты, коты, киты, Нина, мама, папа, сито, сани, пума, лиса, пони, тина, Тима, утка, утки.
Далее для звукового анализа и синтеза берутся слова из пяти звуков, например: нитка, нитки, каток, питон, кукла, санки.
«Разбрасывание», «рассыпание» звуков. «Разбросай» звуки слова рак. В правую сторону брось звук [р.], в левую — звук [а], прямо — звук [к].
Составление слова из «рассыпанных» звуков. Собери звуки в слово. Собери «рассыпанные» звуки в слово. Собери слово из звуков [с], [м], [к], [у], [а]. Составление слова из первых звуков названных слов. Например, возьми первый звук из слов сумка, осень, мох. Составь новое слово из этих звуков.
Ребусы. Кроссворды.
Правильно ли я сказала? Исправь мою ошибку. (Спелый яблоко.)Какие бывают яблоки? (Сладкие.)Сладкий лимон. (Лимон кислый.)Какие бывают лимоны? (Кислые.)
. Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке?
Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?
Задания и игры, используемые для автоматизации звука в предложениях
«Ответь на вопрос». Ответы на вопросы и составление предложений по картинкам. Кто это? Какой? Где? Что делает? Что это? Что с ним делают? Для чего он нужен? Из чего сделан предмет? Что с ним можно делать? Где находится? В каком состоянии он может находиться?
«Исправь предложение».
«Кто придумает конец, тот и будет молодец». «Подскажи-ка мне конец, тогда будешь молодец». «Один начинает, другой продолжает».
«Путаница». Летит зеленый крокодил. Какое слово не подходит?
«Какое слово "заблудилось?"» Рома прыгал на гармошке.
«Какое слово лишнее?» Коля пел, свистел песню.
Составление предложений-небылиц. «Чего на свете не бывает?» «Что было бы, если...»
Задания, направленные на формирование навыка
анализа и синтеза состава предложения
Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
Определение последовательности слов. Назови первое слово. Назови второе слово. Назови третье слово в предложении.
Определение места слова по отношению к другим словам. Между какими словами стоит слово ...?
Изобразить предложения графически (полосками).
Придумывание предложений по сюжетной картинке.
Придумывание предложений с определенным количеством слов. Придумай предложение из двух слов. Придумай предложение из трех слов.
Составление предложения по одному данному слову. Лиса. Собака. Слон.Составление предложения по трем заданным словам. Рома, управлять, грузовик.Составление предложений из данных слов. Куст, лиса, спряталась, собака, бежать, под, за.
Чтение предложений, состоящих из двух, трех и четырех слов.
Задания и игры, используемые для автоматизации звука в предложениях
«Ответь на вопрос». Ответы на вопросы и составление предложений по картинкам. Кто это? Какой? Где? Что делает? Что это? Что с ним делают? Для чего он нужен? Из чего сделан предмет? Что с ним можно делать? Где находится? В каком состоянии он может находиться?
«Дополни предложение». Если пойдет дождь, мы.... Если вещь испачкалась, ее.... Если остановится транспорт в городе, то....
«Найди ошибку». (Дано существительное вместо прилагательного.)
«Все наоборот». (Самолет летит высоко, а воробей ... низко.)
Составление предложений по одному заданному слову. Придумай предложение со словом белка.
Составление двух предложений из данных слов: лиса, заяц, куст, сидит, догонять, убегать; Волк, белка, грызть, лес, по, орешки, рыскать.
«Правильно ли это?» Установление причинно-следственных связей. Стало холодно, потому что Маша надела шубу. Зоя раскрыла зонт, поэтому пошел дождь.
Список литературы
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - С.156 с.
2.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие. - М.: Сфера, 2001. – 127 с.
6.Логопедия Под ред. Л. С. Волковой, С. П. Шаховской.– М.: Владос, 1998. -380 с.
7.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Под ред. Т. В. Волосовец.– М.: Издательский центр «Академия», 2000.-214 с.
8. Филичева Т. Е. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение – М.: Гном-Пресс, 1999.-87 с.
9. Филичева Т. Е. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.– М.: Гном-Пресс, 1999.-87 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»
Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания...
Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения.
Перечень дидактических игр и упражнений по формированию правильного звукопроизношения....
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речево...
Консультация игры и упражнения на развитие правильного звукопроизношения
Консультация«Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»...
Консультация «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»
Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания...