Значение раннего обучения речи
консультация по логопедии

Муравьёва Светлана Владимировна

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_rannego_obucheniya_rechi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение раннего обучения речи

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток "годами чудес". В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

"Критическим" периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этом возрасте не было уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется достаточно много усилий, чтобы наверстать упущенное.

Родители должны также помнить, что речь - инструмент раз-вития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Стадии развития речи малыша

Помощь взрослых базируется прежде всего на зна-нии стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии. Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста.

Первый год жизни - период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней.

Второй год жизни - начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.

Третий год жизни - освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.

Четвертый год жизни - освоение словообразовательных мо-делей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизно-шения.

Пятый год жизни - развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа).

Общие правила для родителей

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

  • с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная ре-чевая среда. Старайтесь Вашу повседневную деятельность сопро-вождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть Ваше лицо, наблюдать за Вашей артикуляцией;
  • чаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите: Вашему малышу необходим постоянный телесный контакт с матерью;
  • поощряйте любые попытки малыша заговорить: Ваш ребенок начнет разговаривать только тогда, когда Вы захотите его слушать;
  • говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;
  • уделяйте ребенку больше времени, будьте чаще рядом с ним;
  • каждый день читайте малышу; не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит Вас почитать; не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книгу, которую особенно полюбил Ваш малыш. Радуйтесь, что он уже книголюб и имеет свои пристрастия;
  • не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
  • поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, старайтесь ответить на каждый вопрос ребенка;
  • не сравнивайте малыша с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дактильной формы речи как вспомогательного средства в обучении глухих детей языку.

Консультация для родителей о том, что такое дактильная речь, в чем преимущества дактильной азбуки и для чего она нужна....

Значение раннего слухопротезирования в обучении детей с нарушением слуха

Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха и для родителей, воспитывающих таких детей...

Что такое мнемотехника, ее значение в обучении связной речи детей дошкольного возраста.

Путь, который проходит ребенок в своем развитии и в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «скл...

Значение раннего обучения.

Консультация для родителей. Чем могут помочь родители при раннем обучении ребенка с нарушением слуха....

Значение раннего развития речи

Значение раннего развития речи...

Значение раннего обучения речи

консультация для родителей...