Значение раннего обучения речи Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток "годами чудес". В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. "Критическим" периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых обла-стей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этом возрасте не было уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется достаточно много усилий, чтобы наверстать упущенное. Родители должны также помнить, что речь - инструмент раз-вития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Стадии развития речи малыша Помощь взрослых базируется прежде всего на зна-нии стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии. Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста. Первый год жизни - период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней. Второй год жизни - начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса. Третий год жизни - освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря. Четвертый год жизни - освоение словообразовательных мо-делей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизно-шения. Пятый год жизни - развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа). Общие правила для родителей Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила: - с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная ре-чевая среда. Старайтесь Вашу повседневную деятельность сопро-вождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть Ваше лицо, наблюдать за Вашей артикуляцией;
- чаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите: Вашему малышу необходим постоянный телесный контакт с матерью;
- поощряйте любые попытки малыша заговорить: Ваш ребенок начнет разговаривать только тогда, когда Вы захотите его слушать;
- говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;
- уделяйте ребенку больше времени, будьте чаще рядом с ним;
- каждый день читайте малышу; не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит Вас почитать; не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книгу, которую особенно полюбил Ваш малыш. Радуйтесь, что он уже книголюб и имеет свои пристрастия;
- не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
- поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, старайтесь ответить на каждый вопрос ребенка;
- не сравнивайте малыша с другими детьми.
|
|