Значение раннего слухопротезирования в обучении детей с нарушением слуха
консультация по коррекционной педагогике на тему

Редькина Оксана Геннадьевна

Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха и для родителей, воспитывающих таких детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение раннего слухопротезирования в обучении

глухих детей

     Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом на основе результатов отиатрического и аудиологического обследования. Детей младенческого и раннего возраста целесообразно протезировать двумя аппаратами заушного типа, а не карманным. Это связано с рядом причин. Во-первых, современные аппараты заушного типа удовлетворяют требованиям, предъявляемым к слухопротезированию детей с любой степенью потери слуха, в том числе и глухих. Во-вторых, при этом обеспечивается истинное бинауральное восприятие. Бинауральное слухопротезирование является наиболее полноценным, так как исключает сенсорную депривацию одного уха и дает возможность локализовать звук, что помогает ориентироваться в пространстве. В-третьих, карманный аппарат слишком велик и тяжел для младенца, он затрудняет некоторые его движения, особенно переварачивание на живот и ползание.

     Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Тип аппарата подбирается врачом-сурдологом. Индивидуальный режим работы аппарата уточняется сурдопедагогом в процессе коррекционных занятий.

     Методика подбора уровня усиления зависит от возраста ребенка. У детей первых 1,5 лет жизни первичный подбор уровня усиления определяется на основе регистрации безусловной ориентировочной реакции на тон аудиометра, подаваемый в звуковом поле. У детей старше 1,5 лет первоначальный уровень усиления определяется на основе регистрации предварительно выработанной условной двигательной реакции в ответ на тон аудиометра, подаваемый в звуковом поле.

     Режим работы аппарата определяется для каждого уха в отдельности и проверяется при бинауральном восприятии. Вслед за этим исследуется, не вызывают ли дискомфорт при данном режиме звуки интенсивностью 90-100 дБ. При наличии дискомфорта ограничивается максимальный выходной уровень звучания, т.е. проводится дальнейшее уточнение режима работы аппарата. Одновременно с этим проверяется, воспринимает ли ребенок звучание голоса разговорной громкости при произнесении звукосочетаний типа па-па-па и слов, имеющих разную частотную характеристику, при удалении говорящего от микрофона аппарата на расстояние не менее 1,5-2 м (т.е в зоне социального контакта).

     Первоначально подобранный уровень усиления и частотная полоса аппарата постоянно уточняются в процессе обучения. После того как ребенок научится воспринимать на слух первые звукоподражания и слова, режим работы считается оптимальным в том случае, если ребенок различает слова на слух при удалении говорящего от микрофона аппарата на расстояние не менее 1м (при меньшем расстоянии режим вновь уточняется).

     С момента уточнения режима работы аппарата надо приучать ребенка пользоваться им в течение всего дня. Аппарат надевается сразу после умывания и снимается только на сон и при купании. Важно гулять с аппаратом, потому что на улице много звуков, доступных слуху ребенка: стук мяча о стену, шум машин, лай собаки, карканье вороны и т.д.

     В случае, когда ребенок пытается снять аппарат, следует выяснить причину, побуждающую его к этому. Сначала нужно выключить аппарат, не снимая его с малыша. Если беспокойство  сохраняется, значит, ему неприятны ушные вкладыши. Нужно посмотреть, не покраснела ли ушная раковина; вкладыш может быть слишком большим ли шершавым, тогда в ухе появляется опрелость. Если видимых причин для беспокойства нет, необходимо обратиться к врачу-отоларингологу, чтобы выяснить, нет ли воспалительного процесса в ухе. Если с ушами у малыша все в порядке, то нужно терпеливо приучать его к аппарату, постепенно увеличивая время пребывания с ним, так как ребенку просто неприятно наличие вкладышей в ухе. Малыша следует отвлечь от аппарата: заинтересовать игрушкой, дать в руки любимый предмет, организовать совместные игровые действия.

     В том случае, если ребенок беспокоен, когда аппарат включен, и успокаивается при его выключении, нужно срочно обратиться к врачу-сурдологу для уточнения режима работы аппарата. До посещения врача аппаратом не пользоваться.

     Период привыкания малыша к аппарату длится около недели. В основном детей смущают вкладыши, помещенные в ухо, само же звукоусиление при правильном его подборе никаких отрицательных реакций не вызывает. Большинство родителей отмечает, что в первые дни дети бывают несколько насторожены, как бы вслушиваются в себя.. Почти сразу наблюдается некоторая активизация голосовых реакций детей. Через 2-3 месяца, по наблюдениям родителей, дети беспокоятся, когда они без аппарата.

     Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом-втором году жизни увидеть разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью. Содержание и организация занятий определяются не столько состоянием слуха малыша, сколько его возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха

Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...

Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи».

Разработанный мной "Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи» будет интересен педагогам при подготовки к НОД по ознакомлению с окружающим миром....

Важность слухопротезирования детей с нарушением слуха

В статье представлен материал практического исследования подтверждающего эффективность слухопротезирования детей с нарушением слуха индивиуальными слуховыми аппаратами. Протезирование биноуральное....

Традиционные и инновационные средства обучения детей с нарушениями слуха

В сообщении на семинаре автор дает общую характеристику детей с нарушениями слуха, раскрывает педагогические условия их речевого развития с помощью традиционных и инновационных методов....

Презентация: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА....

Статья "Роль дактилологии в обучении детей с нарушением слуха."

Очень часто родители детей, имеющих нарушения слуха, выражают беспокойство по поводу использования в обучении такого средства обучения как дактилология, мотивируя это тем, что дети начинают активно же...

Презентация "Особенности обучения детей с нарушениями слуха"

Презентация "Особенности обучения детей с нарушениями слуха"...