ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
консультация по логопедии

Гуршалова Анна Юрьевна

В статье поднимается вопрос о том, что в современной педагогике уделяется внимание  изучению лексико-грамматическому недоразвитию речи у старших дошкольников с ОНР. При таком нарушении дети могут сохранять нормальное звукопроизношение, однако у них отмечаются ограниченный словарный запас и нарушения грамматического строя речи.

Нарушенная лексико-грамматическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отрицательно влияет на формирование фонематических процессов, страдает слуховое внимание и память, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации об окружающем мире, тем    самым влияя на процесс восприятия ребенка.

Недоразвитие речи может быть обусловлено биологическими или социальными факторами. Чаще всего, общее недоразвитие речи и ее лексико-грамматической стороны вызвано социальными факторами – дефицитом общения, отсутствием логопедической практики и т.п.

Основным выводом по исследованию является тот факт, что необходим  комплексный подхода к психологической и логопедической помощи  детям старшего дошкольного возраста с нарушением лексико-грамматической стороны речи с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gurshalova_a.yu_._statya.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности появления нарушений лексико-грамматической структуры речи у старших дошкольников с онр

Psychological and pedagogical features of the appearance of violations of the lexical and grammatical structure of speech in older preschoolers with onr

Аннотация: в статье поднимается вопрос о том, что в современной педагогике уделяется внимание  изучению лексико-грамматическому недоразвитию речи у старших дошкольников с ОНР. При таком нарушении дети могут сохранять нормальное звукопроизношение, однако у них отмечаются ограниченный словарный запас и нарушения грамматического строя речи.

Нарушенная лексико-грамматическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отрицательно влияет на формирование фонематических процессов, страдает слуховое внимание и память, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации об окружающем мире, тем    самым влияя на процесс восприятия ребенка.

Недоразвитие речи может быть обусловлено биологическими или социальными факторами. Чаще всего, общее недоразвитие речи и ее лексико-грамматической стороны вызвано социальными факторами – дефицитом общения, отсутствием логопедической практики и т.п.

Основным выводом по исследованию является тот факт, что необходим  комплексный подхода к психологической и логопедической помощи  детям старшего дошкольного возраста с нарушением лексико-грамматической стороны речи с ОНР.

Ключевые слова: лексико-грамматическая структура речи, комплексный подход к психологической и логопедической помощи, дети старшего дошкольного возраста.

Abstract: the article raises the question that in modern pedagogy, attention is paid to the study of lexical and grammatical underdevelopment of speech in older pre-school children with ONR. With such a violation, children can maintain normal sound reproduction, but they have a limited vocabulary and violations of the grammatical structure of speech.

The impaired lexical and grammatical side of speech in older preschool children with ONR negatively affects the formation of phonemic processes, auditory attention and memory suffer, which provides the process of imprinting, storing and reproducing information about the world around them, thereby affecting the process of perception of the child.

Speech underdevelopment may be caused by biological or social factors. Most often, the general underdevelopment of speech and its lexical and grammatical side is caused by social factors - a lack of communication, lack of speech therapy practice, etc.

The main conclusion of the study is the fact that a comprehensive approach to psychological and speech therapy assistance is needed for older preschool children with a violation of the lexical and grammatical side of speech with ONR.

Keywords: lexical and grammatical structure of speech, an integrated approach to psychological and speech therapy care, older preschool children.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи речевого развития детей, направленные на овладение    речью как средством коммуникации, познания и самовыражения, формирование правильного звукопроизношения, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие фонематического слуха, обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической). Решение данных задач – это одно из важнейших направлений дошкольной образовательной организации, в обязанности которой входит создание условий для развития речи, в том ее числе грамматической стороны [10].

Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно, употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные  с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения [1].

С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. Он может знать лексическое значение слов «кукла», «спать», но не знать грамматического значения («кукла спит», «кукла выспалась», или «куклу кладут спать»), что влечет значительные трудности в процессе обучения ребенка в школе [6].

Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить. Ушинский К. Д. писал, что «грамматически правильная устная речь есть не только знания, но и привычка – очень сложная и разнообразная система легких привычек выражать свои мысли правильно устно и на письме»[6].

Разработкой формирования грамматического строя речи занимались такие ученые, как Алексеева М. М., Арушанова А. Г. Жукова Н. С.,  Мастюкова  Е. М., Филичева Т. Б,  Яшина В. И. [12].

Овладение грамматической стороной речи происходит постепенно в процессе онтогенеза. Этапы формирования грамматической стороны речи описаны А.Н. Гвоздевым, Г.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровичем, Д.Б. Элькониным и др.

В работах А.Н. Гвоздева выделены следующие периоды формирования грамматической стороной речи:

Разработкой формирования грамматического строя речи занимались такие ученые, как Алексеева М. М., Арушанова А. Г. Жукова Н. С.,  Мастюкова  Е. М., Филичева Т. Б,  Яшина В. И. [12].

Овладение грамматической стороной речи происходит постепенно в процессе онтогенеза. Этапы формирования грамматической стороны речи описаны А.Н. Гвоздевым, Г.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровичем, Д.Б. Элькониным и др.

Разработкой формирования грамматического строя речи занимались такие ученые, как Алексеева М. М., Арушанова А. Г. Жукова Н. С.,  Мастюкова  Е. М., Филичева Т. Б,  Яшина В. И. [12].

Овладение грамматической стороной речи происходит постепенно в процессе онтогенеза. Этапы формирования грамматической стороны речи описаны А.Н. Гвоздевым, Г.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровичем, Д.Б. Элькониным и др.

В работах А.Н. Гвоздева выделены следующие периоды формирования грамматической стороной речи:

  • период формирования предложений, состоящих из слов-корней («голофразы»): этап односложного предложения и этап предложения из нескольких слов-корней (конец первого года – второй год жизни);
  • период усвоения грамматической структуры предложения: формирование первых грамматических форм, усвоение флексийной системы языка (второй-третий год жизни);
  • период дальнейшего развития и совершенствования грамматической стороны речи (дошкольный возраст)[2].

В раннем возрасте, сенситивном периоде для усвоения речи, ребенок начинает отрабатывать произнесение речевых звуков, понимать и произносить первые слова, что позволяет расширить возможности общения. В первый год жизни, на этапе автономной речи, ребенок способен произносить несколько слов, указывая на окружающие предметы, при этом он еще не способен изменять грамматическую структуру [9].

В дошкольном возрасте у ребенка преобладает пассивная речь. Ребенок больше слушает, чем говорит и запоминает все слова. Примерно к 3 годам развитие речи достигает такого уровня, что позволяет ребенку вступать в диалог.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.

Общее недоразвитие речи, согласно классификации Т.Б. Филичевой бывает    четырех уровней, из которых 4 уровень – уровень, для которого характерны  не резко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. В речи детей старшего дошкольного возраста встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости [11]. Наиболее сложным формами ОНР являются 1-ая и 2 уровень общего недоразвития речи [12].

Исследователь Т.Б. Филичева отмечает, что у детей с ОНР наблюдаются и нарушения в формировании грамматических представлений, возникают трудности в словоизменении, при согласовании имен существительных с именами прилагательными, при правильном употреблении падежных окончаний [12].

Причинами лексико-грамматических нарушений у детей могут быть негативные внешние и внутренние факторы.

К внутренним причинам лексико-грамматических нарушений относятся:

  • влияние на мозг плода, которое происходит в период его развития в утробе матери;
  • инфекционные патологии беременной;
  • тяжелое течение беременности;
  • родовые травмы;
  • асфиксия новорожденного;
  • генетическая предрасположенность;
  • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору крови.

К внешним факторам, вызывающим лексико-грамматические речевые дефекты, относятся:

  • неблагоприятная социальная и бытовая среда, в которой воспитываются дети;
  • отсутствие положительных эмоций;
  • недостаточное внимание к развитию детей со стороны взрослых;
  • чрезмерная опека детей;
  • воспитание ребенка в двуязычной семье или его проживание на два дома (например, когда родители находятся в разводе).

Е.Е. Малкова и Е.М. Машнина считают, что общее недоразвитие речи III уровня характеризуется как «своеобразный вариант периода усвоения детьми дошкольного возраста морфологической и синтаксической системы языка» [8].

Таким образом, к особенностям проявлений нарушений лексико-грамматической структуры речи  у детей дошкольного возраста с ОНР относятся:

- замедленный темп речи;

-дисгармония развития морфологической и синтаксической основ языка, семантических компонентов;

-искажение общего речевого развития[7].

Трудности в усвоении грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР без ранней и систематической   коррекционной помощи в дальнейшем приводят к нарушению коммуникативной сфере и возникновению трудностей в овладении письменной речью в школе, формированию нарушений чтения и письма, нарушениям в личностной сфере, затруднению процесса общения. [8].

Традиционно работа по развитию лексико-грамматической стороны речи осуществляется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказов и сочинений, разучивание стихотворений и поговорок, отгадывание загадок, ролевое общение и т.д.

Более эффективным, на сегодняшний день, является комплексный подход к оказанию психологической и логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушением лексико-грамматической структуры речи  с ОНР.

Деятельность ДОУ в комплексном психолого-педагогическом сопровождении подразумевает:

- проведение квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка;

- участие специалистов системы сопровождения в реализации образовательных и парциальных программ;

- обеспечение психологической и физической безопасности ребенка, педагогической поддержки и содействия в проблемных ситуациях;

- оказание психологической и педагогической помощи семьям детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

- помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.

Деятельность педагогов в психолого-педагогическом сопровождении:

- воспитатели – контролируют речь детей в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, формируют хозяйственно–бытовые навыки самообслуживания, учебные навыки;

- музыкальный руководитель – развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, темпо-ритмическую сторону речи;

- изо руководитель – развивает мелкую моторику, оптико-пространственные отношения;

- инструктор по физическому воспитанию – развивает координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, дыхательную систему путём включения в образовательную деятельность различных игр и упражнений.

Но особенно таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь учителя-логопеда и педагога-психолога.

Взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Одной из форм тесного сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога  является проведение интегрированной непосредственно-образовательной деятельности (НОД), способствующей обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, развитию монологической, диалогической и связной речи.

Семья имеет главную роль в коррекции нарушений лексико-грамматической  структуры речи у старших дошкольниках с ОНР—   ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушением лексико-грамматической структуры речи с ОНР является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.

В результате психолого-педагогического сопровождения:

- у детей наблюдается динамика речевого, психофизического и интеллектуального развития; создаются позитивные основы для социальной адаптации;

- педагоги профессионально самосовершенствуются через использование новых форм, методов и приёмов работы;

- родители получают квалифицированную психолого-педагогическую помощь в воспитании и развитии ребёнка; овладевают элементарными знаниями детской психологии, педагогики, логопедии; включаются в педагогический процесс ДОУ.

Вывод:

Среди разнообразных речевых расстройств у дошкольников часто встречается нарушение лексико-грамматические структуры речи. Оно может быть вызвано разнообразными этиологическими факторами биологического и социального характера и наблюдается при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации).

Коррекционную работу по грамматике с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. То есть, нужно расширять словарный запас ребенка, постоянно вводить новые слова в его речь, объяснять их значение и их связь с другими словами [4]. При этом по возможности необходимо демонстрировать эти слова и их значение наглядно, проводить сравнительный анализ явлений или предметов, беседовать с детьми, знакомить их с родовыми и видовыми понятиями. Родители и педагоги также должны активизировать пассивный словарь ребёнка путем игровых заданий, дидактических игр и упражнений [5].

Также, важно предоставлять возможность детям самостоятельно выстраивать рассказы, диалоги, объяснения, поправляя и подсказывая им.

 Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

Формирование грамматического строя речи   - это длительная, кропотливая работа.

Даже если ребенок с речевым нарушением в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов и пр. А приобретенные умения помогут в дальнейшем при усвоении школьной программы.   

Таким образом, хорошая речь – это одно из самых важных условий всестороннего полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему будет высказывать свои мысли, тем проще процесс его социализации и познания окружающего мира, и тем активнее его психическое развитие. Важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, вовремя предупреждать и исправлять нарушения и дефекты речи [13].

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., Academ A, 1998
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
  3. Горонина Т.П. Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №4. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/99/3473/ (дата обращения: 04.01.2024).
  4. Каверова Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Электронный ресурс]// Специальное образование. 2015. №XI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-s-onr-s- ispolzovaniem-didakticheskih-igr (дата обращения: 02.02.2024).
  5. Кудрина Л. В. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР / Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. И. Панфиленко. [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11251/ (дата обращения: 02.02.2024).
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: Союз, 2001. – С. 76-86
  7. Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c.
  8. Малкова Е.Е., Машнина Е.М. Проблема определения критериев нарушения речи у современных        дошкольников        в                аспекте        междисциплинарного        взаимодействия специалистов                [Электронный                ресурс]//                Педиатр.        2019.                №1.        URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-kriteriev-narusheniya-rechi-u- sovremennyh-doshkolnikov-v-aspekte-mezhdistsiplinarnogo-vzaimodeystviya                        (дата обращения: 08.02.2024).
  9. Павлова И.Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]// Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 212-215. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1934/ (дата обращения: 05.01.2024)
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г
  11. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова – М. :Гном – Пресс, 1999. –  127 с.
  12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2009. - 211 с.
  13. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Специфика психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на примере старших дошкольников с задержкой психоречевого развития

Специфика психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на примере старших дошкольников с задержкой психоречевого развития...

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Игры и задания в коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников проводится по следующим направлениям:1) обогащение словаря;2) уточнение значений слов;3) формирование словоизменения;4) ...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...