"Организация обучения"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Сергеевна Гайворонская

Предметы коррекционно-развивающей направленности индивидуальные и групповые логопедические  занятия являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно - развивающие занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr_ns_portal.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Логопедические занятия проводятся с обучающимися по мере выявления специалистом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

При подготовке и проведении коррекционно - развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Коррекционная работа имеет следующую направленность с детьми дошкольного возраста, а именно:

Обучение грамоте.

Фонетика. Звуки речи. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, с соблюдением гигиенических норм.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения.

В младшем школьном возрасте коррекционно - развивающая область учебного плана реализуется через учебные предметы. В начальном образовании основное содержание учебных предметов, включает в себя следующие области:

1. Русский язык. Виды речевой деятельности:

Слушание, т.е. адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение, т.е. овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, овладение навыками диалогической и монологической формы речи, овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Чтение, т.е. понимание учебного текста, формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Письмо, т.е.  письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте, соблюдение норм и правил написания предложений и слов, овладение разборчивым, аккуратным письмом.

Орфография, т. е знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных.

Развитие речи, т.е. понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Формирование грамматического строя речи.  

Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка Практические грамматические обобщения.

Составление предложений. Установление по вопросам связи между словами в предложении, выделение из предложений словосочетаний. Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Различение слов, обозначающих предметы, действия, и признаки, их группировка по вопросам кто?, что?, что делает?, какой (-ая, -ое, -ие)? как? где? Определение рода существительных, различение временных форм глагола, определение числа существительных, глагола, прилагательных по окончаниям в сочетаниях.

II. Сведения по грамматике и правописанию

Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные, мягкие и твердые звуки. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании.

Морфология.

Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.

Лексика. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал? Умение ставить вопросы к словам.

Синтаксис. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.

Развитие речи, т.е. уточнение и обогащение словаря. Слова, выражающие поручения, приказания. Слова, обозначающие предметы, действие, местоположение, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира. Слова, обозначающие детенышей животных, виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии, детенышей животных, характеризующие предмет по материалу, веществу, принадлежности лицу или животному, отношению к месту или группе лиц.

Развитие связной речи, т.е.  понимание и употребление в речи побудительных предложений, повествовательных предложений, повествовательных нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением; предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью; сложных предложений с придаточными причинами, цели, времени, места. Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов с использованием тематического словаря. Составление рассказов (сочинений) с элементами описания внешности, характера человека, с элементами рассуждения (с помощью учителя).

Текст. т.е. определение темы и основной мысли текста. Выделение частей текста. Озаглавливание текста и его частей.

По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты реализации этой программы для каждого обучающегося, так например требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи» включает в себя:

- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.

- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.

 - Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.

- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.

- Автоматизация поставленных звуков.

- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:

 - Умение чтения разных слогов. - Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.

 -Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.

- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.

- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.

 - Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.

 - Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.

Вывод: таким образом, ведется работа, по развитию всех компонентов речевой деятельности, начиная от звуков и букв и заканчивая предложением и текстом.

Литература:

  1. Волкова Г. А. "Логопедическая ритмика": М. "Просвещение", 2005 г.
  2. Гринер В. А. "Ритм в искусстве актера": М., 2006 г.
  3. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. - М.: Классикс Стиль, 2007, с. 130
  4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб .--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  5. Хватцев М. Е. "Логопедия": М., 2009 г.
  6. Шашкина Г.р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. Пособие для студ. пед. учеб. Заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Организации обучения детей безопасному поведению на дорогах».

Данный проект ориентирован для детей старшего дошкольного возраста. Успешность работы с детьми старшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детск...

Организация обучения дошкольников английскому языку

В данном материале рассказывается о  средствах, способствующих развитию интереса к иностранным языкам....

Интерактивная Доска - эффективное средство организации обучения в детском саду

В настоящее время процесс информатизации системы образования – процесс жизненно необходимый и необратимый, как бы к нему не относились работники сегодняшней школы и дошкольных учреждений. И педагоги, ...

«Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте. Особенности организации обучения английскому языку в детском саду»

В настоящее время все больше и больше родителей интересуются возможностью изучения иностранного языка в условиях дошкольного образовательного учреждения, т.е. когда ребенок посещает детский сад. ...