Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ
консультация по логопедии
Выступление на семинаре-практикуме для педагогов дошкольного учреждения.
"Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.
Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
Вот это «умение учиться», т.е. способность к самостоятельному усвоению и получению знаний через практическую деятельность, и называется термином «универсальные учебные действия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_universalnyh_uchebnyh_deystviy_v_dou.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Выступление по теме
«Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ»
в рамках проведения семинара – практикума
«Преемственность детского сада и школы»
Выполнила:
учитель – логопед
Сушкова Н.Г.
г.о. Балашиха
2023 г.
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
Вот это «умение учиться», т.е. способность к самостоятельному усвоению и получению знаний через практическую деятельность, и называется термином «универсальные учебные действия».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные УУД
- Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.).
- Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности. (Какое значение, смысл имеет для меня учение).
- Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД являются:
- умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).
Регулятивные УУД
- Целеполагание – умение сохранять заданную цель.
- Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.
- Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности.
- Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу.
- Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
- Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника.
Предпосылками регулятивных УУД являются:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение работать по инструкции взрослого;
- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
- умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД
- Ориентировка в пространстве и времени.
- Умение применять правила и пользоваться инструкциями.
- Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого.
- Умение работать по заданному алгоритму.
- Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Информационные
- Умение работать с книгой.
Логические
- Классификация.
- Анализ.
- Синтез.
- Сравнение.
- Обобщение.
- Сериация.
- Исключение лишнего.
- Подбор подходящего.
- Установление причинно-следственных связей.
- Использование знаково-символических средств.
Предпосылками познавательных УУД являются:
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
- умение выделять существенные признаки объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- умение производить знаково-символические действия;
- умение производить анализ и синтез объектов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение ориентироваться в книге;
- умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
- умение находить нужную страницу;
- умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.).
Коммуникативные УУД
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
- Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе.
- Умение вести монолог, отвечать на вопросы.
- Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- умение слушать собеседника;
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить понятные для партнёра высказывания.
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
- участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
- творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
- дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое.
Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующих заданий:
- классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
- анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
- синтез – объединение отдельных компонентов в целое;
- сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
- обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
- сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
- исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
- подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
- прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
- работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
- знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
- работа со схемами, составление схем-опор;
- решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
- установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
- взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
- «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например, в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
- контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
- «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
- составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
- «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например, о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
- обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
- групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
- «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку;
- «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ
презентация по теме: Универсальные учебные действия...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...
Доклад на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на методическом объединении...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как основа их дальнейшего успешного обучения
Содержание психолого - педагогичекой роботы со старшими дошкольниками по формированию УУД...
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...
Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно- деятельностного подхода
Концептуальная идея формирования УУД ,принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения и проходят сл...