Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста."
консультация (младшая группа)

Елькина Марина Анатольевна

Рекомендации для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx107.12 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного  возраста.

Профилактика нарушений речевого развития ребёнка раннего возраста в условиях семейного воспитания

В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста, т.к. возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 1-3 лет.


Рекомендации для родителей по

профилактике нарушения речи у детей раннего возраста

 

            Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет.

            В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста (т.к. возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет – общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь).

 

На консультацию обращаются мамы с детьми и как правило хотят получить ответ на вопрос: На какой кружок или в какой центр записать ребёнка, чтобы он заговорил? Можно ли уже учить буквы и цифры? И т.п.

           

Конечно первое, что приходится делать – это объяснять мамам, что начинать необходимо с другого.

Профилактика непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, складывается в основном из двух моментов:

1.      Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов

 

- предупреждение ушибов головы, различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

- охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, а также своевременное лечение и обязательное «долечивание» ушных заболеваний.

- охрана органов артикуляционного аппарата (своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребенка; о своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет);                                                                                                                                                      - охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь                                                                                     - охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний).

     2. Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий:

- обеспечение благоприятного речевого окружения, мать и другие окружающие должны постоянно общаться с ребенком, стремясь вызвать ответную реакцию, стимулировать речевую функцию начиная с первых дней его жизни;

- поощрение лепета ребенка мимикой радости;

- развития речи осуществляется через сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности, расширение представлений об окружающей среде.

- медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку постепенно «приступить» к овладению речью;

- отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

- приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;

- систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (не следует стремиться «понимать его с полуслова», и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения;

- полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;

- занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

- развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью;

формировать речевые умения нужно соответственно речевым умениям возрастной норме и т.п.

     Для профилактики общего недоразвития речи у детей 2-3 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки по следующим направлениям:

- развитие правильного дыхания

- развитие мелкой и общей моторики

- развитие артикуляционной моторики

- развитие чувства ритма

- развитие понимания речи

- развитие слухового внимания и фонематического слуха

развитие правильного дыхания.

 

  Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

  1. дуть в дудочки, язычки
  2. «шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть)
  3. «забей мяч в ворота»
  4. «сдувать с ладони ватку, перышко»
  5. подуть на легкий шарик, плавающий в воде
  6. «узнай овощ» (на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. дети рассматривают овощи, называют их. затем на овощах делаются надрезы, укроп растирается в руках. дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают овощ)
  7. «узнай фрукт» (апельсин, лимон, яблоко)

Развитие мелкой моторики

  Полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

  1. гладить животных (мягкие игрушки, лучше настоящих)
  2. игры с массажными мячами
  3. ловить намагниченных рыбок
  4. развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей
  5. игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)

6.      «ладушки» - указательным пальцем правой руки водить по ладошке

  1. выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений

8.      кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.

9.            мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться

 Развитие артикуляционной моторики. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

1.      максимально открывать и закрывать рот

2.      растягивать губы в улыбочку

3.      вытягивать губы трубочкой

4.      «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»

5.      худышки-толстячки. втягивать в себя щеки и надувать

6.      упражнение «птенчики» (сюжетная картинка «гнездо с птенцами»

7.      формирование звука (и)

   Развитие чувства ритма. Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.

Рекомендуются следующие задания в порядке возрастающей сложности. предлагаем выбирать два-три задания для каждого занятия.
1. негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.
2. проговаривание "понарошку", беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным "прохлопыванием" кончиками пальцев.
3. громкое ритмичное проговаривание (или негромкое пение вместе с записью) с одновременной "ходьбой" руками по столу или коленям.
4. пение под фонограмму с одновременной "ходьбой", сидя на месте.
5. пение под фонограмму без выполнения движений.
6. ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.
7. выполнение игровых образных движений в положении сидя, под фонограмму: "аты-баты"- идти пальчиками по столу, "бабка-ёжка" - топать одной ногой или махать "помелом", "воробей" - "клевать" пальчиком ладошку.
 

    Развитие понимания речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов

1.      запомнить название игрушки, части тела

2.      назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них

3.      назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.

4.      развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает.

5.      различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки

6.      понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками

7.      учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый)

     Развитие слухового внимания и фонематического слуха – одна из самых важных составляющих при профилактике речевого недоразвития. И начинается формироваться с развития

неречевого слуха – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны, так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

Игры на развитие слухового внимания

·              «угадай, что звучит»

взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. звуки должны быть ясными и контрастными.

·              «угадай, чей голос»

одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. ребенок должен угадать, кто его позвал

·              «узнай музыкальный инструмент»

взрослый показывает, как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). затем то же самое только за ширмой. дети угадывают музыкальный инструмент.

 

Заключение

       Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

       Речь взрослых должна быть:                            
- чёткой, неторопливой;
- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
- грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

 

      Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

"Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста"

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.  Особенно продуктив...

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Существует несколько направлений в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.Полноценная речевая среда.Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, в осно...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигма-тизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин...

Перспективно-тематическое планирование по профилактике нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающую работу необходимо проводить на занятиях и в повседневной жизни детей (индивидуальные и групповые занятия логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструкто...