Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Киселева Ксения Сергеевна

Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_modelirovaniya.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Один из факторов облегчающих процесс становления речи – наглядная опора (наглядное моделирование).

Наглядная опора позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Если коррегировать речь ребенка, опираясь только на слуховое восприятие, материал практически не усваивается детьми.

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

Наглядное моделирование – это схема основных отношений компонентов различных предметов, явлений и событий.

Использование моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:

  • служит определенным методом познания
  • является программой для анализа новых явлений.

Моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.                                                                  

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в том, что: во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод моделирования  заключался  он в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Состав деятельности моделирования включает следующие  этапы:

1. Усвоение и анализ сенсорного материала.

2. Перевод его на знаково - символический язык.

3. Работа с моделью.

 При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: фонетическую; лексическую; грамматическую; развитие связной речи.

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица. Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать  мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.

Именно такие мнемотаблицы и мнемодорожки я использую в свей работе при заучивании с детьми скороговорок.

Скороговорка – это уникальный жанр устного народного творчества. Они помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.

Устное народное творчество, в частности его малые жанры, издавна использовались педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.

В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, которые делают скороговорку ближе.

При работе со скороговоркой ребенку нужно не только понять ее, но и запомнить. С этой целью на лгопедических занятиях я использую мнемотаблицы и мнемодорожки. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий. При этом основной опорой запоминания становятся смысловые связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия

На этапе знакомства со скороговоркой логопед заполняет пустую таблицу, обговаривая с ребенком значение каждого изображения. В дальнейшем ребенок сам воспроизводит текст скороговорки с опорой на мнемотаблицу На последующих этапах работы можно использовать разрезанную на отдельные карточки таблицу, и ребенок будет воспроизводить последовательность самостоятельно.

Варианты работы с пиктограммами могут быть различными:

  • срисовывание скороговорки;
  • зарисовывание по памяти;
  • проговаривание скороговорки с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи;
  • воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы).

Использование данного метода повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, изображая придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой мторики рук.

Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слогов, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

«Логоритмика как одна из форм коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвития речи»  

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррек...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...

Инновационный практико-ориентировнный проект "Вектор сотрудничества"по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии педагогов ДОУ с родителями.

Проект   способствует созданию комплексной системы сотрудничества педагогов и родителей, позволяет повысить профессиональную компетентность,  овладеть интегрированными способа...