Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_modelirovaniya.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода моделирования скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Один из факторов облегчающих процесс становления речи – наглядная опора (наглядное моделирование).
Наглядная опора позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Если коррегировать речь ребенка, опираясь только на слуховое восприятие, материал практически не усваивается детьми.
Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального
Наглядное моделирование – это схема основных отношений компонентов различных предметов, явлений и событий.
Использование моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:
- служит определенным методом познания
- является программой для анализа новых явлений.
Моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в том, что: во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Метод моделирования заключался он в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Состав деятельности моделирования включает следующие этапы:
1. Усвоение и анализ сенсорного материала.
2. Перевод его на знаково - символический язык.
3. Работа с моделью.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие умения дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: фонетическую; лексическую; грамматическую; развитие связной речи.
Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица. Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.
Именно такие мнемотаблицы и мнемодорожки я использую в свей работе при заучивании с детьми скороговорок.
Скороговорка – это уникальный жанр устного народного творчества. Они помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.
Устное народное творчество, в частности его малые жанры, издавна использовались педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста.
Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.
Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.
В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, которые делают скороговорку ближе.
При работе со скороговоркой ребенку нужно не только понять ее, но и запомнить. С этой целью на лгопедических занятиях я использую мнемотаблицы и мнемодорожки. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий. При этом основной опорой запоминания становятся смысловые связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия
На этапе знакомства со скороговоркой логопед заполняет пустую таблицу, обговаривая с ребенком значение каждого изображения. В дальнейшем ребенок сам воспроизводит текст скороговорки с опорой на мнемотаблицу На последующих этапах работы можно использовать разрезанную на отдельные карточки таблицу, и ребенок будет воспроизводить последовательность самостоятельно.
Варианты работы с пиктограммами могут быть различными:
- срисовывание скороговорки;
- зарисовывание по памяти;
- проговаривание скороговорки с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи;
- воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы).
Использование данного метода повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, изображая придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой мторики рук.
Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слогов, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.
В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...
Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.
В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...
«Логоритмика как одна из форм коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвития речи»
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррек...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...
Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...
Инновационный практико-ориентировнный проект "Вектор сотрудничества"по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии педагогов ДОУ с родителями.
Проект способствует созданию комплексной системы сотрудничества педагогов и родителей, позволяет повысить профессиональную компетентность, овладеть интегрированными способа...