Возрастные нормы речевого развития детей
консультация по логопедии

Березенко Елена Александровна

Нормы развития речи по возрастам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_normy_razvitiya_rechi_detey_moe.docx153.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Дети седьмого года жизни

1) Продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.

2) Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.

3) Речь детей становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

4) Дети способны самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

5) В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

6) Дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

7) Правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы; говорят громко, но в зависимости от ситуации могут говорить тихо и даже шепотом; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуются интонационными средствами выразительности.

Однако нужно учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жёстких границ.

Норма – это среднестатистический показатель.

ГБДОУ Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

https://image-gr.s3.envato.com/files/111621010/pv_590.jpg

                                 Подготовила:

                                    учитель-логопед

                              Е.А.Березенко

Дети третьего года жизни

1) Появляются родительный падеж, дательный, творительный и предложный.

2) Фразы становятся многословными.

3) Появляются соединительные союзы и местоимения.

4) Дети часто задают вопрос: «Что это?»

5) С удовольствием слушают и воспринимают несложные сказки, рассказы.

6) Часто дети говорят о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идёт гулять».

7) Дети часто переставляют слоги в словах, заменяют их, пропускают.

8) Нередко дети путают предлоги, падежные окончания, нарушают порядок слов в предложении.

9) Некоторые дети к 3 годам овладевают правильным произношением всех звуков речи, но чаще всего ещё не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч и сонорные Л, Р.

10) Речь ещё недостаточно отчётлива, как бы смазана, смягчена (барабан – БАЛЯБАН).

11) Часто дети смягчают свистящие звуки (сани – СЯНИ), заменяют шипящие – свистящими (шайба – СЯЙБА) или звуками Т-Д (шуба – ТЮБА).

Дети четвёртого года жизни

1) В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи.

2) Классифицирует предметы, объединяет их в группы (посуда, одежда, овощи…).

3) Может неправильно употребляться ударение.

4) Допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.

5) Большинство детей на четвёртом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые испытывают трудности с шипящими (Ш, Ж,) или сонорными (Р, Л,).

6) Может произносить звук то правильно, то неправильно.

7) По мере появления новых звуков ребёнок ими может заменять другие звуки (например, С на Ш, З на Ж, Л на Р).

8) Твёрдые согласные не должны смягчаться.

9) Хорошо понимает обращённую речь.

Дети пятого года жизни

1) Усваиваются цвета, числа (пересчёт).

2) К 5 годам начинает определять время по часам.

3) Овладевает падежами (родительный – дательный – творительный – предложный).

4) Появляются глагольные времена, многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

5) Словотворчество.

6) Сочиняет и рассказывает сказки.

7) Исчезает смягчение согласных.

8) Реже пропускает звуки и слоги.

9) Учится выговаривать многосложные слова.

10) Точно воспроизводит слоговую структуру.

11) Определённая трудность – слова с большим количеством согласных звуков.

12) Речевой выдох стал длиннее.

13) Рифмует слова.

14) Речь насыщается прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами.

15) Всё чаще пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, обобщающими понятиями (одежда, обувь…).

Дети шестого года жизни

1) Может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове.

2) Активно пользуется обобщающими понятиями.

3) Доступно произношение слов сложной слоговой структуры.

4) Не допускает замен, пропусков и перестановок слогов.

5) Звук Р может заменяться на Л, либо произносится смычкой корня языка и мягкого нёба (велярный Р).

6) Могут быть не дифференцированы свистящие и шипящие звуки.

7) Всё чаще пользуется простыми распространёнными предложениями, сложносочинёнными и сложноподчинёнными.

8) Увеличивается объём сложных предложений.

9) При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.

10) Растёт количество слов в предложении (5-6).

11) Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.

12) Знакомится с буквами (но не учится читать!); учится соотносить звук и букву.

13) Учится складывать слоги из букв и читать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...

Консультация для родителей "Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников"

В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста м...

Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

Информация будет полезна и для педагогов ДОУ и для родителей....

Возрастные нормы речевого развития детей к 2 годам

Нормы речевого развития детей к двум годам, а также игры-задания для развития речи малышей...

Возрастные нормы речевого развития детей к 3-4 годам

Возрастные нормы речевого развития детей к 3 и 4 годам жизни и игровые задания для развития речи детей этого возраста...

Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам

Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам и задания для развития речи...

Возрастные нормы речевого развития детей к 6 годам

Нормы речевого развития детей к 6 годам и игровые задания по развитию речи...