Возрастные нормы речевого развития детей
консультация по логопедии
Нормы развития речи по возрастам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_normy_razvitiya_rechi_detey_moe.docx | 153.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети седьмого года жизни
1) Продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.
2) Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.
3) Речь детей становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
4) Дети способны самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
5) В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.
6) Дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).
7) Правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы; говорят громко, но в зависимости от ситуации могут говорить тихо и даже шепотом; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуются интонационными средствами выразительности.
Однако нужно учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жёстких границ.
Норма – это среднестатистический показатель.
ГБДОУ Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Подготовила:
учитель-логопед
Е.А.Березенко
Дети третьего года жизни
1) Появляются родительный падеж, дательный, творительный и предложный.
2) Фразы становятся многословными.
3) Появляются соединительные союзы и местоимения.
4) Дети часто задают вопрос: «Что это?»
5) С удовольствием слушают и воспринимают несложные сказки, рассказы.
6) Часто дети говорят о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идёт гулять».
7) Дети часто переставляют слоги в словах, заменяют их, пропускают.
8) Нередко дети путают предлоги, падежные окончания, нарушают порядок слов в предложении.
9) Некоторые дети к 3 годам овладевают правильным произношением всех звуков речи, но чаще всего ещё не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч и сонорные Л, Р.
10) Речь ещё недостаточно отчётлива, как бы смазана, смягчена (барабан – БАЛЯБАН).
11) Часто дети смягчают свистящие звуки (сани – СЯНИ), заменяют шипящие – свистящими (шайба – СЯЙБА) или звуками Т-Д (шуба – ТЮБА).
Дети четвёртого года жизни
1) В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи.
2) Классифицирует предметы, объединяет их в группы (посуда, одежда, овощи…).
3) Может неправильно употребляться ударение.
4) Допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.
5) Большинство детей на четвёртом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые испытывают трудности с шипящими (Ш, Ж,) или сонорными (Р, Л,).
6) Может произносить звук то правильно, то неправильно.
7) По мере появления новых звуков ребёнок ими может заменять другие звуки (например, С на Ш, З на Ж, Л на Р).
8) Твёрдые согласные не должны смягчаться.
9) Хорошо понимает обращённую речь.
Дети пятого года жизни
1) Усваиваются цвета, числа (пересчёт).
2) К 5 годам начинает определять время по часам.
3) Овладевает падежами (родительный – дательный – творительный – предложный).
4) Появляются глагольные времена, многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.
5) Словотворчество.
6) Сочиняет и рассказывает сказки.
7) Исчезает смягчение согласных.
8) Реже пропускает звуки и слоги.
9) Учится выговаривать многосложные слова.
10) Точно воспроизводит слоговую структуру.
11) Определённая трудность – слова с большим количеством согласных звуков.
12) Речевой выдох стал длиннее.
13) Рифмует слова.
14) Речь насыщается прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами.
15) Всё чаще пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, обобщающими понятиями (одежда, обувь…).
Дети шестого года жизни
1) Может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове.
2) Активно пользуется обобщающими понятиями.
3) Доступно произношение слов сложной слоговой структуры.
4) Не допускает замен, пропусков и перестановок слогов.
5) Звук Р может заменяться на Л, либо произносится смычкой корня языка и мягкого нёба (велярный Р).
6) Могут быть не дифференцированы свистящие и шипящие звуки.
7) Всё чаще пользуется простыми распространёнными предложениями, сложносочинёнными и сложноподчинёнными.
8) Увеличивается объём сложных предложений.
9) При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.
10) Растёт количество слов в предложении (5-6).
11) Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.
12) Знакомится с буквами (но не учится читать!); учится соотносить звук и букву.
13) Учится складывать слоги из букв и читать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные нормы речевого развития детей
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...
Консультация для родителей "Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников"
В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста м...
Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников
Информация будет полезна и для педагогов ДОУ и для родителей....
Возрастные нормы речевого развития детей к 2 годам
Нормы речевого развития детей к двум годам, а также игры-задания для развития речи малышей...
Возрастные нормы речевого развития детей к 3-4 годам
Возрастные нормы речевого развития детей к 3 и 4 годам жизни и игровые задания для развития речи детей этого возраста...
Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам
Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам и задания для развития речи...
Возрастные нормы речевого развития детей к 6 годам
Нормы речевого развития детей к 6 годам и игровые задания по развитию речи...