Особенности словарного запаса умственно отсталых детей
материал по логопедии

Иргалина Наталья Владимировна
Особенности нарушения лексики у детей с умственной отсталостью Не сформированность структуры значения слова Нарушение процесса организации семантических полей Преобладание пассивного словаря над активным Трудности актуализации словаря Неточность употребления слова Бедность словарного запаса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_avtosohranennyy.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей Выполнила: Иргалина Наталья

Слайд 2

Исследователи Особенности словарного запаса умственно отсталых детей изучались А.Р. Лурией , О.С. Виноградовой, В . Г. Петровым, Г . И. Данилкиной , Н . В. Тарасенко , Г. М. Дульневым , которые отмечали нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

Слайд 3

Особенности нарушения лексики у детей с умственной отсталостью Не сформированность структуры значения слова Нарушение процесса организации семантических полей Преобладание пассивного словаря над активным Трудности актуализации словаря Неточность употребления слова Бедность словарного запаса

Слайд 5

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Слайд 6

В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Ученики 1—2-х классов говорят «лягушка идет», «змея идет», «птичка идет». Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел — шел). Умственно отсталые дети употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам «длинный — короткий», «толстый — тонкий» и т. д. используются очень редко. В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда).

Слайд 7

Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова, требуется наводящий вопрос. Трудности вызываются, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой — особенностью формирования семантических полей.

Слайд 8

Неточное употребление слов Встречается неточное употребление слов, парафазии. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству. Например: (скачет, ползает — «идет», толстый, высокий — «большой»). Наблюдаются смешения слов одного рода, вида. Так, словом ботинки дети называют сапоги, туфли, галоши; словом рубашка — кофту, рубашку, свитер, куртку. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения как самих предметов, так и их обозначений. Умственно отсталые школьники вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения легче воспринимают сходство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают прежде всего общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов. Таким общим и конкретным признаком может быть, назначение предметов (ложка, вилка). Различия предметов не усваиваются, а обозначения не разграничиваются.

Слайд 9

Несфармированность семантических полей Исследование семантических полей на основе ассоциативного эксперимента, проведенное А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой, показало их недостаточную сформированность . В норме выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловых ассоциаций, т. е. смысловому сходству (высокий — низкий, яблоко — груша, скрипка — смычок). У умственно отсталых он осуществляется часто по случайным, иногда звуковым, ассоциациям (врач — грач), что свидетельствует о недостаточной сформированности у них семантических полей, лексической системности.

Слайд 10

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Слайд 11

ИГРА С ПЕРЕБРАСЫВАНИЕМ МЯЧА «МЯЧ БРОСАЙ И ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЙ» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: Овощи. Дети: Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: Фрукты. Дети: Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: Ягоды. Дети: Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: Деревья. Дети: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д . Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа. Ребенок: Овощи.

Слайд 12

Игра «логико-Малыш » Цель: закрепление и активизация словаря глаголов, прилагательных. Игра «Мысль бежит, слово догоняет» Цель: обогащение и активизация словаря через знакомство с многозначностью слова. Приобретение навыков точного словоупотребления. Умение находить нужное слово.

Слайд 13

« Чья голова ?» Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. Примеры: У рыси голова рысья. У утки - утиная. У рыбы - рыбья. У лебедя - лебединая. У кошки - кошачья. У оленя - оленья. У сороки - сорочья. У овцы - овечья. У зайца - заячья. У кролика - кроличья. У верблюда - верблюжья. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Слайд 14

Слова целесообразно разделить на 3 группы: - Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы - козленок ). - Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок ). - Слова с различной основой слова (у овцы - ягненок).

Слайд 15

Список литературы Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе .Кн. для учителя. / Под. ред. В.В.Воронковой . - М.: Школа Пресс, 1994. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол . фак. пед . вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3 . Данилкина Г.И. Усвоение слов, обозначающих родовые понятия учениками I класса вспомогательной школы. // Научно-теоретическая конференция // Дефектология.- Л., 1967. 4 . Дульнев Г.М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка. // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып.4. М., 1952. 5 . Лурия А.Р., Виноградова О.С., Мещеряков А.И. Особенности словесных связей у детей- олигофренов . // Умственно отсталый ребенок. - М., 1960. 6. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....

Реферат "Особенности формирования игровой деятельности умственно-отсталых детей "

Выявить и изучить особенности игровой деятельности умственно-отсталых детей. Усовершенствование руководства игрой умственно-отсталых детей....

Особенности речевых расстройств и их устранения у умственно отсталых детей; у детей с задержкой психического развития.

1 вопрос  Особенности речевых расстройств и их устранения у умственно отсталых детей; у детей с задержкой психического развития.Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но...

«Особенности обследования словарного запаса у «безречевых» детей»

Обзор основных методик обследования "безречевых" детей....

Особенности социального развития умственно отсталых детей

Понятие «социальное развитие (социализация)» включает контактность и ее формы, состояние средств общения, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания. Работа по социализации детей с инте...

Особенности развития моторики умственно отсталых детей младенческого и раннего возраста в соотносительном с нормой аспекте

Установлено, что становление психомоторных функций здоровых детей и детей с интеллектуальной недостаточностью имеет много общего. Приближение к нормальным тенденциям этого процесса набл...