Особенности словарного запаса умственно отсталых детей
материал по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_avtosohranennyy.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследователи Особенности словарного запаса умственно отсталых детей изучались А.Р. Лурией , О.С. Виноградовой, В . Г. Петровым, Г . И. Данилкиной , Н . В. Тарасенко , Г. М. Дульневым , которые отмечали нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.
Особенности нарушения лексики у детей с умственной отсталостью Не сформированность структуры значения слова Нарушение процесса организации семантических полей Преобладание пассивного словаря над активным Трудности актуализации словаря Неточность употребления слова Бедность словарного запаса
Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.
В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Ученики 1—2-х классов говорят «лягушка идет», «змея идет», «птичка идет». Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел — шел). Умственно отсталые дети употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам «длинный — короткий», «толстый — тонкий» и т. д. используются очень редко. В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда).
Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова, требуется наводящий вопрос. Трудности вызываются, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой — особенностью формирования семантических полей.
Неточное употребление слов Встречается неточное употребление слов, парафазии. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству. Например: (скачет, ползает — «идет», толстый, высокий — «большой»). Наблюдаются смешения слов одного рода, вида. Так, словом ботинки дети называют сапоги, туфли, галоши; словом рубашка — кофту, рубашку, свитер, куртку. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения как самих предметов, так и их обозначений. Умственно отсталые школьники вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения легче воспринимают сходство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают прежде всего общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов. Таким общим и конкретным признаком может быть, назначение предметов (ложка, вилка). Различия предметов не усваиваются, а обозначения не разграничиваются.
Несфармированность семантических полей Исследование семантических полей на основе ассоциативного эксперимента, проведенное А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой, показало их недостаточную сформированность . В норме выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловых ассоциаций, т. е. смысловому сходству (высокий — низкий, яблоко — груша, скрипка — смычок). У умственно отсталых он осуществляется часто по случайным, иногда звуковым, ассоциациям (врач — грач), что свидетельствует о недостаточной сформированности у них семантических полей, лексической системности.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
ИГРА С ПЕРЕБРАСЫВАНИЕМ МЯЧА «МЯЧ БРОСАЙ И ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЙ» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: Овощи. Дети: Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: Фрукты. Дети: Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: Ягоды. Дети: Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: Деревья. Дети: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д . Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа. Ребенок: Овощи.
Игра «логико-Малыш » Цель: закрепление и активизация словаря глаголов, прилагательных. Игра «Мысль бежит, слово догоняет» Цель: обогащение и активизация словаря через знакомство с многозначностью слова. Приобретение навыков точного словоупотребления. Умение находить нужное слово.
« Чья голова ?» Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. Примеры: У рыси голова рысья. У утки - утиная. У рыбы - рыбья. У лебедя - лебединая. У кошки - кошачья. У оленя - оленья. У сороки - сорочья. У овцы - овечья. У зайца - заячья. У кролика - кроличья. У верблюда - верблюжья. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
Слова целесообразно разделить на 3 группы: - Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы - козленок ). - Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок ). - Слова с различной основой слова (у овцы - ягненок).
Список литературы Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе .Кн. для учителя. / Под. ред. В.В.Воронковой . - М.: Школа Пресс, 1994. 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол . фак. пед . вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3 . Данилкина Г.И. Усвоение слов, обозначающих родовые понятия учениками I класса вспомогательной школы. // Научно-теоретическая конференция // Дефектология.- Л., 1967. 4 . Дульнев Г.М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка. // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып.4. М., 1952. 5 . Лурия А.Р., Виноградова О.С., Мещеряков А.И. Особенности словесных связей у детей- олигофренов . // Умственно отсталый ребенок. - М., 1960. 6. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития умственно отсталых детей
Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....
Реферат "Особенности формирования игровой деятельности умственно-отсталых детей "
Выявить и изучить особенности игровой деятельности умственно-отсталых детей. Усовершенствование руководства игрой умственно-отсталых детей....
«Особенности сенсорно-перцептивной сферы у умственно отсталых детей младшего школьного возраста»
консультуция для педагогов...
Особенности речевых расстройств и их устранения у умственно отсталых детей; у детей с задержкой психического развития.
1 вопрос Особенности речевых расстройств и их устранения у умственно отсталых детей; у детей с задержкой психического развития.Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но...
«Особенности обследования словарного запаса у «безречевых» детей»
Обзор основных методик обследования "безречевых" детей....
Особенности социального развития умственно отсталых детей
Понятие «социальное развитие (социализация)» включает контактность и ее формы, состояние средств общения, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания. Работа по социализации детей с инте...
Особенности развития моторики умственно отсталых детей младенческого и раннего возраста в соотносительном с нормой аспекте
Установлено, что становление психомоторных функций здоровых детей и детей с интеллектуальной недостаточностью имеет много общего. Приближение к нормальным тенденциям этого процесса набл...