КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Данилова Ольга Сергеевна

При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_sonorov.docx886.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала.

ЗАБОРЧИК

Цель: подготовка мускулатуры губ к артикуляции, фиксирование статичного положения челюстей.

Малыш улыбается, челюсти разжимать не нужно. Все зубки хорошо видны. Закрепляет позу артикуляционного аппарата на 5-10 секунд.

Важные моменты: следите за тем, чтобы ребенок тянул губы максимально широко.

Заборчик

Стих заборчик

ЛОПАТОЧКА

Цель: выработка хорошей дикции, релаксация для мышц язычка.

Ребенок улыбается, приоткрывает рот нешироко. Достает язычок в виде лопаточки и кладет в расслабленном положении на нижнюю губу. Оставляет по счету до 10.

Важные моменты: Нужно следить за расслабленностью язычка. Если речевой орган напряжен или малыш не достал его полностью, предложите ему сначала постучать язычком по губам (пошлепать), а затем оставить  его снаружи и положить на губу.

Лопатка

Стих лопатка

ЧИСТИМ ЗУБКИ

Цель: развитие целенаправленности движений язычка, навыка фиксировать орган за нижними резцами.

Малыш улыбается. Показывает зубки, приоткрывает рот не сильно, щель не более 1 см. Опускает тело язычка к нижним зубам, делает движения из стороны в сторону по зубам как щеткой, потом сверху – вниз.

Важные моменты: губы должны оставаться неподвижными, фиксируйте их в улыбке. Язык не должен скользить по верхним краям зубов, всегда начинает движения от десен.

Чистим зубки

Стих чистим зубки

МАЛЯР

Цель: тренировка навыка держать язык широким, совершать целенаправленные и медленные движения.

Дошкольник улыбается, приоткрывает рот на 1-2 см, кончиком языка гладит небо, совершая медленные движения вперед-назад.

Важные моменты: ребенок должен четко контролировать неподвижность нижней челюсти.

Маляр

Стих маляр

КАЧЕЛИ

Цель: тренировка мускулатуры язычка, растягивание короткой подъязычной перепонки, отработка навыка чередования положений языка.

Дошкольник широко улыбается, открывает рот. Язычок напряжен, тянется к верхним резцам кончиком. Поза фиксируется на 1-3 секунды. Затем язык подтягивается к верхним зубам,  после к нижним. В обоих положениях нужно задерживаться на пару секунд. Сначала упражнения выполняются быстро, потом медленнее.

Важные моменты: нужно двигать только языком. Шевелить губками, подбородком, челюстью, чтобы помочь языку нельзя.

Качели

Стих качели

ИГОЛОЧКА

Цель: тренировка навыка напрягать и расслаблять мускулатуру язычка по заданию педагога.

Ребенок приоткрывает ротик на 1-2 см, вынимает напряженный язычок наружу. Бока органа напряжены, кончик поднят кверху, но не касается резцов. Удерживать позу нужно под счет до 5-10.

Важные моменты: укажите ребенку на ощущения при напряжении речевых органов. Дошкольник должен почувствовать дискомфорт.

 Иголка

Стих иголка

ЧАШЕЧКА

Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработка навыка подъема боковых краев язычка.

Губы и челюсти раскрыты, ротик растянут в улыбке. Ребенок достает язычок, сворачивает его в широкую трубочку. Поднимает к верхней губе, но не прикасается к ней. Удерживаем позу рта по счету до 5-10.

Важные моменты: необходимо следить, чтобы губки и челюсти не смыкались, не двигались.

Чашечка

Стих чашечка

ПАРУС

Цель: снять тонус мускулатуры язычка, тренировать упругость кончика.

Ребенок открывает рот, поднимает язычок, упирает кончик в верхние резцы. Язык провисает как гамак. Задание статичное, нужно просто удерживать позу.

Важные моменты: упражнение исполняется под счет. Чем дольше ребенок удерживает язычок, тем лучше.

Упражнение Парус

Стих о лодочке

ГРИБОК

Цель: растяжение перепонки под языком.

Дошкольник губы в улыбке, приоткрывает рот. Поднимает язычок, прижимает к верхнему небу. Открывает рот еще шире, удерживает положение на 5 – 10 секунд.

Важные моменты: ребенок должен чувствовать напряжение подъязычной перепонки, степень ее растяжения, опускать челюсти нельзя даже при значительном дискомфорте. Ширина открытия рта увеличивается от урока к уроку.

Упражнение Грибок

Стих грибок

ГАРМОШКА

Цель: научить фиксировать язычок в поднятом положении, растянуть подъязычную перепонку.

Ребенок раскрывает рот широко, язычок поднимает к небу, затем открывает и закрывает рот. Повторяет упражнение несколько раз.

Важные моменты: рот нужно открывать максимально широко. На первых занятиях уздечка может побаливать, ребенок будет испытывать небольшой дискомфорт — это нормально.

Упражнение Гармошка

Стих о гармошке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста.

В данной статье рассмотривается структура занятия по формированию правильного звукопроизношения, а также основные формы организации обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольног...

Презентация "Обследование произношения сонорных звуков"

Предназначена дла использования обследования звукопроизношения у детей (группа сонорных звуков)...

Буклет "Артикуляционная гимнастика для подготовки к произношению сонорных звуков [Л],[Ль] [Р],[Рь]"

Для произнесения сонорных звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют:- кончик языка (он упирается в верхние зубы);- боковые края языка (они опущены);- спинка языка (средняя ...

Уровень развития у детей правильного произношения сонорных звуков

Определить уровень развития у детей правильного произношения сонорных звуков...

Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка к постановке сонорных звуков

Перечень упражнений артикуляционной гимнастики с картинками для подготовки язычка к постановке сонорных звуков....

Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»

Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»...

Чистоговорки и скороговорки для закрепления правильного произношения сонорных звуков

Используя чистоговорки и скороговорки, логопед закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных сонорных звуков: л,р), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рек...