КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ
картотека по логопедии (подготовительная группа)
При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_sonorov.docx | 886.51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ
При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала.
ЗАБОРЧИК
Цель: подготовка мускулатуры губ к артикуляции, фиксирование статичного положения челюстей.
Малыш улыбается, челюсти разжимать не нужно. Все зубки хорошо видны. Закрепляет позу артикуляционного аппарата на 5-10 секунд.
Важные моменты: следите за тем, чтобы ребенок тянул губы максимально широко.
ЛОПАТОЧКА
Цель: выработка хорошей дикции, релаксация для мышц язычка.
Ребенок улыбается, приоткрывает рот нешироко. Достает язычок в виде лопаточки и кладет в расслабленном положении на нижнюю губу. Оставляет по счету до 10.
Важные моменты: Нужно следить за расслабленностью язычка. Если речевой орган напряжен или малыш не достал его полностью, предложите ему сначала постучать язычком по губам (пошлепать), а затем оставить его снаружи и положить на губу.
ЧИСТИМ ЗУБКИ
Цель: развитие целенаправленности движений язычка, навыка фиксировать орган за нижними резцами.
Малыш улыбается. Показывает зубки, приоткрывает рот не сильно, щель не более 1 см. Опускает тело язычка к нижним зубам, делает движения из стороны в сторону по зубам как щеткой, потом сверху – вниз.
Важные моменты: губы должны оставаться неподвижными, фиксируйте их в улыбке. Язык не должен скользить по верхним краям зубов, всегда начинает движения от десен.
МАЛЯР
Цель: тренировка навыка держать язык широким, совершать целенаправленные и медленные движения.
Дошкольник улыбается, приоткрывает рот на 1-2 см, кончиком языка гладит небо, совершая медленные движения вперед-назад.
Важные моменты: ребенок должен четко контролировать неподвижность нижней челюсти.
КАЧЕЛИ
Цель: тренировка мускулатуры язычка, растягивание короткой подъязычной перепонки, отработка навыка чередования положений языка.
Дошкольник широко улыбается, открывает рот. Язычок напряжен, тянется к верхним резцам кончиком. Поза фиксируется на 1-3 секунды. Затем язык подтягивается к верхним зубам, после к нижним. В обоих положениях нужно задерживаться на пару секунд. Сначала упражнения выполняются быстро, потом медленнее.
Важные моменты: нужно двигать только языком. Шевелить губками, подбородком, челюстью, чтобы помочь языку нельзя.
ИГОЛОЧКА
Цель: тренировка навыка напрягать и расслаблять мускулатуру язычка по заданию педагога.
Ребенок приоткрывает ротик на 1-2 см, вынимает напряженный язычок наружу. Бока органа напряжены, кончик поднят кверху, но не касается резцов. Удерживать позу нужно под счет до 5-10.
Важные моменты: укажите ребенку на ощущения при напряжении речевых органов. Дошкольник должен почувствовать дискомфорт.
ЧАШЕЧКА
Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработка навыка подъема боковых краев язычка.
Губы и челюсти раскрыты, ротик растянут в улыбке. Ребенок достает язычок, сворачивает его в широкую трубочку. Поднимает к верхней губе, но не прикасается к ней. Удерживаем позу рта по счету до 5-10.
Важные моменты: необходимо следить, чтобы губки и челюсти не смыкались, не двигались.
ПАРУС
Цель: снять тонус мускулатуры язычка, тренировать упругость кончика.
Ребенок открывает рот, поднимает язычок, упирает кончик в верхние резцы. Язык провисает как гамак. Задание статичное, нужно просто удерживать позу.
Важные моменты: упражнение исполняется под счет. Чем дольше ребенок удерживает язычок, тем лучше.
ГРИБОК
Цель: растяжение перепонки под языком.
Дошкольник губы в улыбке, приоткрывает рот. Поднимает язычок, прижимает к верхнему небу. Открывает рот еще шире, удерживает положение на 5 – 10 секунд.
Важные моменты: ребенок должен чувствовать напряжение подъязычной перепонки, степень ее растяжения, опускать челюсти нельзя даже при значительном дискомфорте. Ширина открытия рта увеличивается от урока к уроку.
ГАРМОШКА
Цель: научить фиксировать язычок в поднятом положении, растянуть подъязычную перепонку.
Ребенок раскрывает рот широко, язычок поднимает к небу, затем открывает и закрывает рот. Повторяет упражнение несколько раз.
Важные моменты: рот нужно открывать максимально широко. На первых занятиях уздечка может побаливать, ребенок будет испытывать небольшой дискомфорт — это нормально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста.
В данной статье рассмотривается структура занятия по формированию правильного звукопроизношения, а также основные формы организации обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольног...
Презентация "Обследование произношения сонорных звуков"
Предназначена дла использования обследования звукопроизношения у детей (группа сонорных звуков)...
Буклет "Артикуляционная гимнастика для подготовки к произношению сонорных звуков [Л],[Ль] [Р],[Рь]"
Для произнесения сонорных звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют:- кончик языка (он упирается в верхние зубы);- боковые края языка (они опущены);- спинка языка (средняя ...
Уровень развития у детей правильного произношения сонорных звуков
Определить уровень развития у детей правильного произношения сонорных звуков...
Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка к постановке сонорных звуков
Перечень упражнений артикуляционной гимнастики с картинками для подготовки язычка к постановке сонорных звуков....
Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»
Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»...
Чистоговорки и скороговорки для закрепления правильного произношения сонорных звуков
Используя чистоговорки и скороговорки, логопед закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных сонорных звуков: л,р), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рек...