Буклет "Артикуляционная гимнастика для подготовки к произношению сонорных звуков [Л],[Ль] [Р],[Рь]"
учебно-методический материал по логопедии
Для произнесения сонорных звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют:
- кончик языка (он упирается в верхние зубы);
- боковые края языка (они опущены);
- спинка языка (средняя часть ее опущена, задняя часть-поднята).
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_sonory-r_-rl-l.doc | 425 КБ |
Предварительный просмотр:
Для произнесения сонорных звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют:
- кончик языка (он упирается в верхние зубы);
- боковые края языка (они опущены);
- спинка языка (средняя часть ее опущена, задняя часть-поднята).
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Артикуляция сонорных звуков:
[Л], [Л’] |
С голосом |
Губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка образует смычку с альвеолами, задняя часть языка поднята. Воздух идет по бокам языка, между языком и щекой. |
Подготовка к постановке звука [Л]
- Зажать передними зубами кончик языка и произнести звук Ы-Ы-Ы…
- Произнести звук А-А-А и одновременно кончиком языка «постучать» по альвеолам.
- Произнести звук А-А-А, одновременно открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
- Произнести звук А-А-А и одновременно кончиком языка прикоснуться к верхней губе (прием используется при смягчении звука).
- Воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса. В результате должен получиться нормированный звук.
1.“Иголочка”
2«Чашечка» - поднять края широкого
языка вверх.
3«Сдуй ватку с кончика языка» - щеки не надувать.
4.«Забей в ворота гол» - дуть с «лопатки» на ватный шарик (чтобы он попал в ворота).
5. «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.
6.«Маляр» – улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед, назад.
7. «Качели» - улыбнись, открой рот. Как при звуке [А] и подержи на счет «раз», подними широкий язык за верхние зубы - «два», повторять под счет.
Петь звук [Ы] – кончик языка удерживать между зубами. Гудеть Ы-Ы-Ы….
Затем быстро убрать кончик языка назад.
Игра «Погудим, пока плывет пароходик»
Л – Л – Л…
«Как рычит тигр»
Р – Р – Р…
Запомни и повтори ряд слогов.
Взрослый произносит сразу два, три, четыре слога. Ребенок воспроизводит слоговые ряды.
РА — РЫ ЛА — ЛО — ЛУ
Произнеси слова:
а) лак, лай, лампа, лавка, лайка;
б) мыло, сало, лось, полоса, лопата;
в) рак, рама, радуга;
г) рот, Рома, рокот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста.
В данной статье рассмотривается структура занятия по формированию правильного звукопроизношения, а также основные формы организации обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольног...
Презентация "Обследование произношения сонорных звуков"
Предназначена дла использования обследования звукопроизношения у детей (группа сонорных звуков)...
Буклет "Артикуляционная гимнастика для подготовки к произношению свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц"
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют- кончик языка (он находится за нижними зубами),- боковые края языка (они плотно примыкают к верхним кор...
Буклет "Артикуляционная гимнастика для подготовки к произношению шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ"
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют- кончик языка (он находится за нижними зубами),- боковые края языка (они плотно примыкают к верхним корен...
Уровень развития у детей правильного произношения сонорных звуков
Определить уровень развития у детей правильного произношения сонорных звуков...
Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»
Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»...
Чистоговорки и скороговорки для закрепления правильного произношения сонорных звуков
Используя чистоговорки и скороговорки, логопед закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных сонорных звуков: л,р), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рек...