Консультация для родителей по теме: " Пластилинография как одно из средств развития речи ребёнка".
консультация по логопедии

Кривоченко Ольга Валентиновна

Образовательное и воспитательное значение лепки  огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. Лепка способствует развитию всех психических процессов- памяти, внимания, речи, воображения, мышления.

 

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

 

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya_1.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей по теме : « Пластилинография как одно из средств развития речи ребёнка» Подготовила учитель-логопед КРИВОЧЕНКО О.В.

Слайд 2

« Источники творческих способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»- так говорил В.А.Сухомлинский . Рядом исследователей доказано, а практически подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей. Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое способствует всестороннему развитию дошкольника. Рисовать можно не только карандашом, красками, фломастером, но и пластилином. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Слайд 3

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности . Лепка способствует развитию всех психических процессов- памяти, внимания, речи, воображения, мышления. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности . Понятие “ пластилинография ” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Слайд 4

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например , декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Слайд 5

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами. У детей, которые с раннего детства знакомы с пластилином, речевое развитие, как правило, соответствует норме.

Слайд 6

С екреты пластилинографии Э та техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":

Слайд 7

Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии , доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

Слайд 8

Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.

Слайд 9

Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Слайд 10

Техника для старших дошколят Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии . Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники ? Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам . Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение . Примазывание , придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.

Слайд 11

Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию. Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой . Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений .

Слайд 12

Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

Слайд 13

Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление ребенка. П ластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам . Родители ! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

Слайд 14

Какой бывает пластилинография Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности . Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней . Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков , косичек и других технических элементов.

Слайд 15

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек, Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк. А ромашки, незабудки, лютики-малютки Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

Слайд 16

Список литературы: 1.Г.Н. Давыдова « Пластилинография для малышей».- М., 2008 2. Т.В. Смирнова « Учимся рисовать пластилином».- Издательство. Учитель», М., 2010 3. А. Е. Белая « Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».- М ., Просвещение, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: « Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.Задачи:1. показать, как обучение пересказа влияет на всестороннее развитие ребенка;2. у...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...

Консультация для родителей на тему :"Песочная терапия, как эффективное средство развития речи детей 5-7 лет"

Игры с песком -это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Игры с песком являются одним из самых любимых увлече...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Пальчиковая гимнастика – хороший стимул для развития речи ребёнка»

Форма проведения – групповая консультацияЦель – Формирование представлений родителей о пользе и значении пальчиковой гимнастики для развития речи детейЗадачи:- Обобщить понятие развитие де...

Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.Задачи:продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»...