Клуб "Успешный ребенок"
проект по логопедии
Проект родительского клуба "Успешный ребенок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uspeshnyy_rebenok.docx | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 303»
Октябрьский район
630009, ул. Никитина, 12
тел. (факс) 266-66-14
E-mail: ds_303@edu54.ru
Номинация
«Инновационные технологии взаимодействия с семьей воспитанников»
Проект
«Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников»
Разработали:
Носкова Ольга Александровна
заведующий МБДОУ д/с № 303, высшая кв. категория
Лобачева Ольга Андреевна
старший воспитатель, первая кв. категория
Данишевская Анастасия Евгеньевна
учитель-логопед, первая кв. категория
Игнатова Мила Игоревна
учитель-логопед, первая кв. категория
Кривошей Алена Викторовна, учитель-логопед
Федорова Маргарита Федоровна, учитель-логопед
Новосибирск,2023г.
Обоснование необходимости проекта
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Методологической основой проекта являются положения отечественной педагогики и психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия семьи и детского сада – работы Е.С. Евдокимовой, О.И. Давыдовой, Т.В. Микляевой.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Так в ДОУ с 2011 года функционируют детско-родительские клубы разной направленности с целью оптимизации детско-родительских отношений. Клубы пользуются большой популярностью у родителей, они с удовольствием принимают в них участие.
Идея создания родительского клуба «Успешный ребенок» вызвана не только потребностью педагогов ДОУ и школы информироватьродительскую общественность о тех линиях развития ребенка дошкольного возраста, которые позволят ему стать успешным в школе и во взрослой жизни, но и заинтересованностью родителей (законных представителей) в получении квалифицированной помощи в воспитании и развитии ребёнка.
Так как педагогический коллектив ДОУ 3 года тесно сотрудничает с педагогами школ, то в рамках преемственности в школе проходят малые педагогические советы с приглашением педагогов ДОУ. На педсоветах обсуждаются проблемы адаптации детей к школе, трудности, с которыми дети сталкиваются в школе, проводится анализ первичной диагностики. Так, на очередном малом педагогическом совете по результатам диагностики выяснилось, что увеличивается количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха и звуковой культуры речи, наблюдается тенденция повышенной тревожности у детей и родителей, снижается уровень коммуникативных способностей детей. Все мы прекрасно понимаем, что на это влияет много факторов:
- Не все дети с нарушениями речи охвачены специалистами ДОУ;
- Родители не обращаются за консультацией к специалистам ДОУ или к специалистам других организаций;
- Дефицит общения между родителями и детьми;
- Родители не придают значения к тем потребностям и возможностям своих детей, которые могли бы помочь в развитии сильных сторон личности ребенка, тем самым, способствующие его успешности.
Так, на педагогическом совете в ДОУ было принято решение о создании родительского клуба «Успешный ребенок». Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с цельювсестороннего развития каждого ребенка.
Задачи проекта:
- Привлекать родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию детей;
- Способствовать повышению уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
- Формировать позитивный опыт семейного воспитания;
- Повысить педагогическую компетентность взрослых участников проекта в вопросах развития и воспитания;
- Организовать взаимодействие и сотрудничество с детско-родительскими клубами ДОУ, а также медицинскими специалистами.
Участники проекта
Участники проекта:Заведующий,старший воспитатель, специалисты ДОУ (учителя-логопеды, педагог-психолог), воспитатели, родители, специалисты школ (учителя-логопеды, педагоги-психологи), учителя начальных классов, медицинские специалисты (ортодонт, педиатр, невролог).
№ | Участники | Функциональные задачи |
1. 2. | Заведующий МБДОУ № 303 Носкова Ольга Александровна Старший воспитатель Лобачева Ольга Андреевна, |
|
3. 4. | Учителя-логопеды Педагог-психолог |
|
5. | Воспитатели ДОУ |
|
4. | Специалисты школ |
|
5. | Медицинские специалисты |
|
Описание проекта
Тип проекта: практико-ориентированный
Реализация проекта: 2023-2024 учебный год
Проект рассчитан на 1 год и будет реализовываться в 3 этапа.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2023г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса, перспективный план работы клуба, анализ заинтересованности родителей.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2023 г. – апрель 2024г.
Цель - реализация запланированных мероприятий
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2024 г.
Цель – подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2023 г.
Мероприятия | Задачи | Ответственные |
Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» | Изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом. | Старший воспитатель МБДОУ д/с № 303, воспитатели групп, |
Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. | Формирование творческой группы детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта. | Старший воспитатель |
Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д. | Формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта. | Старший воспитатель |
Педсовет № 2 Деловая игра «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями | Анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов. Определение основных направлений деятельности по реализации проекта. Организация творческой группы Определение руководителя клуба Определение тем | Старший воспитатель |
Подготовка нормативной базы для реализации проекта. | Издание Приказа заведующего о реализации проекта. Подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Подготовка положения о создании родительского клуба. | Заведующий МБДОУ д/с № 303, старший воспитатель |
2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.
Мероприятия | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 встреча «Давайте знакомиться» | Знакомство с работой родительского клуба и со специалистами Развивающие упражнения и игры для совместного досуга дома. Игровой тренинг «Игры с мячом», «Музыкальные игры» | Октябрь | Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 303 Педагог-психолог |
2 встреча «Фонематический слух – основа правильной речи | Актуальность данной темы, анализ проведенной диагностики по выявлению уровня сформированности фонематического восприятия у детей. Беседа о понятиях «фонематическое восприятие», «звуковой анализ и синтез», и их значении в будущей школьной жизни ребенка. Практические советы родителям по развитию фонематического слуха у ребенка (игровой тренинг) | Ноябрь | Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 303 Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 Валова Светлана Алексеевна, логопед высшей кв. категории МБОУ СОШ № 2 |
3 встреча «Игровые технологии как средство развития связной речи» | Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста (психологический аспект). Беседа о развитии связной речи с помощью игровых технологий, применяемые в детском саду. Практические советы родителям по развитию связной речи у детей (игровой тренинг) | Декабрь | Педагог-психолог МБДОУ д/с № 303 Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 |
4 встреча «Развитие речевого дыхания» | Влияние речевого дыхания на звукопроизношение Упражнения для развития правильного речевого дыхания Практические советы по развитию речевого дыхания Игровой тренинг Памятки для родителей | январь | Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 |
5 встреча «Взаимодействие в работе ортодонта и логопеда » | Нарушения строения артикуляционного аппарата: взгляд ортодонта Влияние нарушений прикуса на речь ребенка Памятки для родителей | Февраль | Врач-ортодонт клиники «Дентал-Сервис» Тимофеева Ирина Андреевна Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 |
6 встреча «Как помочь ребенку адаптироваться к школьному обучению?» | Что такое адаптация? Какая бывает адаптация? Как вести себя родителям во время адаптации ребенка? Игры на снятие тревожности у детей Памятки для родителей | Март | Педагог-психолог МБДОУ д/с № 303 Педагоги-психологи школы № 2, 32, 75 |
7 встреча «Взаимодействие в работе невролога и логопеда» | Неврологические аспекты речевых нарушений Логопедическая работа по коррекции неврологической симптоматики Памятки для родителей | Апрель | Врач-невролог клиники «Здравица» Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 |
3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2024 г.
Сроки | Мероприятие | Содержание | Ответственный |
Май | Совещание при заведующей с членами творческой группы | Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными | Старший воспитатель |
Май | Итоговая встреча родительского клуба | Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта | Члены творческой группы |
Май | Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете | Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями | Старший воспитатель |
Май | Создание папки по итогам реализации проекта | Обобщение опыта работы | Члены творческой группы |
Для успешной реализации данного проекта созданы необходимые условия. МБДОУ «Детский сад №303» соответствует всем требованиям ФГОС.Миссия учреждения – создание среды для получения качественного образования дошкольников, включая детей с особыми образовательными потребностями.
|
|
| Детский сад имеет необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта. Развивающая предметно-пространственная среда групп МБДОУ №303 соответствует требованиям ФГОС |
|
|
| МБДОУ имеет сайт в сети Интернет, электронный журнал, группу «вконтакте». Большинство педагогов имеют сайты на образовательном портале |
Все вышеуказанное позволяет разрабатывать и применять педагогические проекты, направленные на всестороннее развитие детей. Можно сделать вывод, что МБДОУ «Детский сад №303» готов к реализации проекта «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников».
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты | Долгосрочные результаты |
1. Для родителей созданы условия для актуализации своих знаний по вопросам воспитания и развития детей | У родителей сформирована потребность в получении педагогических знаний |
2.Разработан план мероприятий с использованием инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников | Педагоги используют в своей работе разнообразные методы и приёмы вовлечения родителей в интерактивное взаимодействие |
3.Разработан план мероприятий по повышению уровня взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников | Повышен уровень психолого-педагогических компетенций всех участников образовательного процесса |
4.В деятельности клуба «Успешный ребенок» принимают участие медицинские специалисты | У родителей сформирована потребность в получении медицинской информации по вопросам развития ребенка |
Оценка эффективности реализации проекта
Организация сотрудничества педагогов ДОУ, педагогов образовательных учреждений и медицинских специалистов в форме родительского клуба представляет собой эффективную модель работы. Данная форма взаимодействия учитывает потребности семьи, повышает компетентность и активность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских взаимоотношений между участниками клуба создается благоприятный психоэмоциональный климат. Для эффективности реализации этапов проекта необходимо постоянное изучение родительских запросов и возникающих проблем с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей. Для определения степени вовлеченности родителей производилось онлайн-анкетирование. Используя онлайн-платформу, мы можем охватить более широкую аудиторию родителей, и тем самым получить более продуктивное взаимодействие «детский сад-семья».
Проект «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников» носит преобразующий характер. В рамках данного проекта мы апробируем новые формы взаимодействия с родителями и при организации работы наши основные принципы:
- Открытость детского сада для семьи;
- Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка;
- Сотрудничество педагогов ДОУ, педагогов школ, медицинских специалистов с родителями воспитанников
В качестве средств оценки результатов реализации проекта мы планируем использовать методы онлайн-анкетирования, бесед. Также, о положительном опыте будут свидетельствовать отзывы родителей на сайте детского сада и в группе вконтакте, рост посещаемости мероприятий клуба.
Прогноз возможных рисков и способы их коррекции
Риски | Предупреждения рисков |
Трудность привлечение родителей к участию в мероприятиях | 1. Своевременное оповещение о мероприятиях 2. В холле первого этажа размещать яркую агитационную газету 3. Высокий уровень подготовленности мероприятий |
Участие одних и тех же родителей в организуемых мероприятиях в рамках проекта |
|
Трудности в осуществлении взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса | Применение более удобных способов коммуникации (онлайн-платформы) |
Дальнейшее развитие проекта
Проект «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников»является универсальным. Каждое дошкольное образовательное учреждение может реализовать его с учетом анализа контингента воспитанников, родителей и педагогов.В результате реализации проекта будет сформирована папка с методическими материалами реализации проекта, которые помогут организовать родительский клуб в других дошкольных организациях. Мы считаем, что данный опыт работы пригодится так же и специалистам школ, так как проблема сотрудничества с родителями на данном этапе современного общества является актуальной.
Перспектива дальнейшего развития проекта: проанализировать работу клуба, скорректировать, и добавить интересующие темы родителей и педагогов. Ведь каждый год к нам приходят всё новые дети и родители, а проблемы у них всё те же. Поэтому данную форму сотрудничества мы будем применять с родителями и надеемся, что родительский клуб «Успешный ребенок» станет традицией МБДОУ д/с № 303.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета по выявлению интересов родителей
Уважаемые родители!
Для выявления Ваших запросов, интересов, при организации родительского клуба «Успешный ребенок» просим Вас ответить на следующие вопросы:
Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами в будущем учебном году
- Как подготовить ребёнка к школе
- Как помочь ребенку адаптироваться к школьному обучению
- Как приобщить ребенка к художественной литературе
- Воспитываем в ребёнке самостоятельность
- Как развить творческие способности у детей
- Как правильно общаться с детьми
- Развитие речи ребёнка
Предложите свою тему
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши пожелания в работе клуба
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Анализ анкет по выявлению интересов родителей
По итогам анкетирования видно, что родителей интересуют все темы, некоторые мы объединяли. Наиболее актуальные для родителей темы – подготовка к школе и речевое развитие ребенка.
Приложение 3
Анкета для родителей
1.Счиаете ли Вы полезным клуб «Успешный ребенок»?
Да Нет Не знаю
2.Помог ли Вам клуб узнать лучше своего ребенка?
ДаНетНе знаю
3.Вы считаете, что достаточно знаете о том, как воспитывать ребенка?
Да Нет
4.Что бы Вы еще хотели обсудить на заседаниях клуба «Успешный ребенок»?
5.Ваши предложения
Приложение 4
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 303»
Принято на педагогическом совете № ___ Протокол № __ от ____ | Утверждено Заведующим О.А. Носковой приказ №______ от______ |
Положение о
родительском клубе «Успешный ребенок»
1.Общие положения
1.1.Родительский клуб «Успешный ребенок» (далее по тексту Клуб) создается на базе МБДОУ д/с № 303 (далее по тексту ДОУ) с целью создания и внедрения в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
1.2. Основными принципами Клуба являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
1.3. Задачами Клуба являются:
- обеспечение высокого качества образовательной среды для развития детей в условиях совместной деятельности с родителями и педагогами ДОУ;
- повышение степени осознанности родителями значимости своей роли в подготовке ребенка к школьному обучению;
- способствование повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития дошкольников в их родительской ответственности;
- формирование отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ;
1.4. Участниками Клуба являются родители детей 4-7 лет, воспитатели, специалисты.
1.5. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.
2. Права и обязанности участников
2.1. Родители (законные представители) – члены Клуба имеют право:
- на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания и развития;
- на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы Клуба.
2.2. ДОУ имеет право:
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта воспитания;
- на внесение корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности.
2.3. ДОУ обязано:
- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
2.4. Родители – члены Клуба обязаны:
- уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
- принимать активное участие в работе Клуба.
3. Организация деятельности
3.1.Работа Клуба осуществляется на базе ДОУ в обоих корпусах.
3.2. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям специалистов ДОУ.
3.3. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остроты обсуждаемой проблемы;
3.4. Формы организации работы Клуба:
- консультации;
- практикумы;
- мастер-классы;
- тренинги.
4. Административная поддержка деятельности
4.1. Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров.
4.2. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ.
4.3. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами школы.
4.4. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
5. Документация
5.1. Приказ о создании Клуба
5.2. Анкеты родителей-членов Клуба.
5.3. Положение о Клубе.
5.4. План работы Клуба.
5.5. Протоколы заседаний Клуба.
5.6. Конспекты проведенных мероприятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...