Структура индивидуальных логопедических занятий
учебно-методический материал по логопедии

Структура индивидуальных логопедических занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiy.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Структура индивидуального логопедического занятия

Традиционно структура индивидуального занятия включает:

  1. Оргмомент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Постановка звука.
  6. Развитие фонематического слуха.
  7. Автоматизация в изолированном произнесении.
  8. Итог занятия.

Также можно включить физминутку в середине занятия.

Рассмотрим подробнее содержание логопедического занятия

  1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

-упражнения по тренировке губ;

-упражнение по тренировке нижней челюсти;

-упражнения для тренировки языка.

  1. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
  2. Упражнения по развитию речевого дыхания.
  3. Упражнения по развитию мимической выразительности.
  4. Упражнения по формированию речевого голоса.
  5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
  6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
  7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
  8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
  9. Формирование лексико-грамматических представлений.
  10. Обучение элементам грамоты.
  11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
  12. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика: общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные движения; упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха: опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам; опознание из слогов; опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка. Для снятия мышечного напряжения; Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка;

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

-сопряжённая фонема;

-отражённая фонема;

-вопросно-ответная форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

8. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура индивидуального логопедического занятия

Структура индивидуального логопедического занятия...

Структуры фронтального, подгруппового и индивидуального логопедических занятий.

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Закрепление произношения звука [ч] в словах сложной слоговой структуры и во фразе».

Данное занятие ориентировано на ребенка с нарушенной слоговой структурой и нарушенным произношением звука [Ч]...

Структура индивидуального логопедического занятия

Вопросы организации индивидуального логопедического занятия всегда вызавают много вопросов. В статье представлена краткая структура по блокам. В каждом блоке свои направления. Эту схему можно использо...

Структура индивидуального логопедического занятия

В данном материале четко описаны все пункты индивидуального занятия логопеда на этапе подготовки, постановки и автоматизации звука...

Доклад «Структура индивидуального логопедического занятия»

Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о самом наболевшем и основном в нашей работе – индивидуальном занятии.Начнем с азов.Логопедическое занятие – это работа по развитию мелкой и артикул...