Структура индивидуальных логопедических занятий
учебно-методический материал по логопедии
Структура индивидуальных логопедических занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_zanyatiy.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура индивидуального логопедического занятия
Традиционно структура индивидуального занятия включает:
- Оргмомент.
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Постановка звука.
- Развитие фонематического слуха.
- Автоматизация в изолированном произнесении.
- Итог занятия.
Также можно включить физминутку в середине занятия.
Рассмотрим подробнее содержание логопедического занятия
- Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:
-упражнения по тренировке губ;
-упражнение по тренировке нижней челюсти;
-упражнения для тренировки языка.
- Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
- Упражнения по развитию речевого дыхания.
- Упражнения по развитию мимической выразительности.
- Упражнения по формированию речевого голоса.
- Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
- Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
- Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
- Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
- Формирование лексико-грамматических представлений.
- Обучение элементам грамоты.
- Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
- Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.
Структура логопедического занятия по постановке звука
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика: общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные движения; упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
3. Объявление темы урока.
4. Постановка звука.
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).
7. Развитие фонематического слуха: опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам; опознание из слогов; опознание из слов.
8. Закрепление звука в слогах.
9. Закрепление в словах.
10. Закрепление в предложениях.
11. Домашнее задание.
12. Итог занятия.
Структура логопедического занятия по автоматизации звуков
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).
5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя.
6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.
12. Закрепление в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог логопедического занятия.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.
3. Объявления темы занятия.
4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).
5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков с буквами.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах.
10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.
11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.
12. Дифференциация звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
Структура логопедического занятия при заикании
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Общая моторная зарядка. Для снятия мышечного напряжения; Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; Преодоление двигательных уловок.
3. Речевая зарядка;
4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);
5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;
6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).
8. Работа по закреплению навыков правильной речи:
-сопряжённая фонема;
-отражённая фонема;
-вопросно-ответная форма.
9. Домашнее задание.
10. Подведение итогов.
Структура логопедического занятия при дизартриии
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Общее расслабление (по мере необходимости).
3. Развитие общей моторики.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Массаж лица.
6. Развитие мимических мышц.
7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).
8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).
9. Коррекция звукопроизношения.
10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
11. Домашнее задание.
12. Итог занятия.
Структура логопедического занятия при ринолалии
1. Оргмомент.
2. Нормализация моторики нижней челюсти.
3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.
4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.
5. Массаж лица.
6. Массаж губы (после хейлопластики).
7. Мимическая гимнастика.
8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.
9. Дыхательная гимнастика.
10. Работа над голосом.
11. Объявление темы.
12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
14. Домашнее задание.
15. Итог логопедического занятия.
Структура логопедического занятия при дисграфии
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие зрительно-пространственной координации.
4. Развитие артикуляционной моторики.
5. Развитие фонематического слуха.
6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).
7. Домашнее задание.
8. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей 4-5 лет. Тема: Сказка «Репка»
Формирование слоговой структуры слова....
Структура индивидуального логопедического занятия
Структура индивидуального логопедического занятия...
Структуры фронтального, подгруппового и индивидуального логопедических занятий.
Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Закрепление произношения звука [ч] в словах сложной слоговой структуры и во фразе».
Данное занятие ориентировано на ребенка с нарушенной слоговой структурой и нарушенным произношением звука [Ч]...
Структура индивидуального логопедического занятия
Вопросы организации индивидуального логопедического занятия всегда вызавают много вопросов. В статье представлена краткая структура по блокам. В каждом блоке свои направления. Эту схему можно использо...
Структура индивидуального логопедического занятия
В данном материале четко описаны все пункты индивидуального занятия логопеда на этапе подготовки, постановки и автоматизации звука...
Доклад «Структура индивидуального логопедического занятия»
Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о самом наболевшем и основном в нашей работе – индивидуальном занятии.Начнем с азов.Логопедическое занятие – это работа по развитию мелкой и артикул...