Доклад «Структура индивидуального логопедического занятия»
консультация по логопедии

И.Д. Польшина

Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о самом наболевшем и основном в нашей работе – индивидуальном занятии.

Начнем с азов.

Логопедическое занятие – это работа по развитию мелкой и артикуляционной моторики, по постановке звуков, развитию фонематического и звукового слуха, речевого дыхания, слоговой структуры слова.

Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка (русского) – т.е. способность к анализу синтезу речевых звуков, . е. слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.

Фонематический слух – важное условие для овладения речью, а затем грамотностью письма.

Формирование (развитие) фонематического слуха осуществляется учителем – логопедом на всех этапах работы с ребенком в коррекционной работе.

Звуковой слух – способность органом слуха воспринимать звуки, специальная функция слухового аппарата организма.

Длительность проведения индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут в соответствии с «Санитарно – эпидиологическими требованиями к организациям воспитания о обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Основание:

I. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации с изменениями от 4 августа 2013г».

II. Инструктивное письмо Минобрнауки России от 14.12.2000г №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

III. Приказ Министерства Просвещения от 31 июля 2020г. №373.

Ознакомление с данными документами – одна из обязанностей учителей – логопедов.

Приведу лишь выдержки:

I. Не подлежат приему на логопункт дети с ТНР (ОНР – I, II, III уровень, дизартрия, алалия, ЗПР);

II. Учитель – логопед не несет ответственность за полное устранение дефекта;

III. Нагрузка на 1 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 20 детей в течении года!

IV. Недельная нагрузка 20 часов.

18 – коррекционная деятельность

2 – методическая работа.

Опираясь на законы РФ, не будем забывать, что наряду с обязанностями, учитель-логопед имеет и права.

Итак, перейдем непосредственно к структуре индивидуального занятия.

Данная структура занятия (конструктор) предлагается не к обязательному исполнению (внедрению) в логопедическую практику, а как анализу опыта работы в данном направлении, потому что, проживая свою жизнь, современный человек, а особенно педагог, совершенствуется, развивается, учится, познает изменения окружающего мира, изменения, происходящие в логопедическом пространстве (сообществе).

 

Структура индивидуального занятия

1. Организационный момент

(его цель – привлечь внимание ребенка, настроить на предстоящую деятельность, психологическое раскрепощение, т.е. создание психологически комфортной ситуации – варианты- с каким звуком будем сегодня играть, улыбнемся друг другу, подарим солнышко, дружбу, пожмем руки, погреем друг другу руки и т.д. и т.п.)

2. Проверка домашнего задания

(если оно было, если в этом есть необходимость, если, вообще, родители берут тетрадь с заданием и выполняют его)

3. Артикуляционная гимнастика

( упражнения которые являются базовыми для постановки того или иного звука, а не все подряд)

4. Дыхательная гимнастика   (если она необходима)

5.  Закрепление ранее поставленных звука, звуков, при том если нарушение звукопроизношения определяется как  сложное (диффузное) или полиморфное. Или закрепление (отработка), повторение опорных звуков

6. Постановка звука (с помощью зонда, подручного материала (шпатель, ватная палочка), по подражанию)

 Часто возникает вопрос о том, какой звук ставить первым? ( звук, который идет легче всего)

А.И. Богомолова в своих разработках опирается на традиционное планирование работы – свистящие, шипящие, соноры. Я придерживаюсь того, что в работу берется звук, более легко идущий у ребенка. Все индивидуально.

7. Автоматизация звука (слог, слово, предложение, фразовая речь)

8. Дифференциация  звуков (если есть необходимость)

9. Пальчиковая гимнастика (конечно этот вид деятельности оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувство ритма, подготавливает ребенка к рисованию и письму, но не является в занятии самоцелью).

10. Физкультминутка или разминка (если есть необходимость).

11. Лексико-грамматические упражнения (игра, задание) – ориентированные на тему недели, изучаемой в группе.

- Данный вид работы может быть как отдельный вид деятельности, не сопряженный с автоматизацией звука, который на данный момент находится в работе ( «один – много», «Назови ласково», «Антонимы», «Притяжательные, относительные прилагательные»), так и использование лексико-грамматического материала для закрепления (автоматизации) звука, звуков (работа над слоговой структурой слова, предложением, анализу и синтезу речевого материала и т.д.).

12. Развитие фонематического слуха (один из обязательных разделов работы на всех этапах коррекционного воздействия (взаимодействия)).

13. Работа в тетради ( Если есть такая необходимость. Если данный вид работы предусматривается педагогом).

14. Итог. Задание на дом.

( При условии возможности выполнения задания в домашних условиях)

И еще маленькая ремарка в отношении проведения индивидуального занятия. Посадка педагога по отношению к ребенку за столом во время проведения занятия. Педагог открыт, сидит в пол-оборота к ребенку, не складывая руки перед собой, не отворачиваясь от ребенка, не закрываясь от него. Это одно из условий расположения ребенка к себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polshina_rmo.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о самом наболевшем и основном в нашей работе – индивидуальном занятии.

Начнем с азов.

Логопедическое занятие – это работа по развитию мелкой и артикуляционной моторики, по постановке звуков, развитию фонематического и звукового слуха, речевого дыхания, слоговой структуры слова.

Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка (русского) – т.е. способность к анализу синтезу речевых звуков, . е. слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.

Фонематический слух – важное условие для овладения речью, а затем грамотностью письма.

Формирование (развитие) фонематического слуха осуществляется учителем – логопедом на всех этапах работы с ребенком в коррекционной работе.

Звуковой слух – способность органом слуха воспринимать звуки, специальная функция слухового аппарата организма.

Длительность проведения индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут в соответствии с «Санитарно – эпидиологическими требованиями к организациям воспитания о обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Основание:

I. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации с изменениями от 4 августа 2013г».

II. Инструктивное письмо Минобрнауки России от 14.12.2000г №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

III. Приказ Министерства Просвещения от 31 июля 2020г. №373.

Ознакомление с данными документами – одна из обязанностей учителей – логопедов.

Приведу лишь выдержки:

I. Не подлежат приему на логопункт дети с ТНР (ОНР – I, II, III уровень, дизартрия, алалия, ЗПР);

II. Учитель – логопед не несет ответственность за полное устранение дефекта;

III. Нагрузка на 1 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 20 детей в течении года!

IV. Недельная нагрузка 20 часов.

18 – коррекционная деятельность

2 – методическая работа.

Опираясь на законы РФ, не будем забывать, что наряду с обязанностями, учитель-логопед имеет и права.

Итак, перейдем непосредственно к структуре индивидуального занятия.

Данная структура занятия (конструктор) предлагается не к обязательному исполнению (внедрению) в логопедическую практику, а как анализу опыта работы в данном направлении, потому что, проживая свою жизнь, современный человек, а особенно педагог, совершенствуется, развивается, учится, познает изменения окружающего мира, изменения, происходящие в логопедическом пространстве (сообществе).

Структура индивидуального занятия

1. Организационный момент

(его цель – привлечь внимание ребенка, настроить на предстоящую деятельность, психологическое раскрепощение, т.е. создание психологически комфортной ситуации – варианты- с каким звуком будем сегодня играть, улыбнемся друг другу, подарим солнышко, дружбу, пожмем руки, погреем друг другу руки и т.д. и т.п.)

2. Проверка домашнего задания

(если оно было, если в этом есть необходимость, если, вообще, родители берут тетрадь с заданием и выполняют его)

3. Артикуляционная гимнастика

( упражнения которые являются базовыми для постановки того или иного звука, а не все подряд)

4. Дыхательная гимнастика   (если она необходима)

5.  Закрепление ранее поставленных звука, звуков, при том если нарушение звукопроизношения определяется как  сложное (диффузное) или полиморфное. Или закрепление (отработка), повторение опорных звуков

6. Постановка звука (с помощью зонда, подручного материала (шпатель, ватная палочка), по подражанию)

 Часто возникает вопрос о том, какой звук ставить первым? ( звук, который идет легче всего)

А.И. Богомолова в своих разработках опирается на традиционное планирование работы – свистящие, шипящие, соноры. Я придерживаюсь того, что в работу берется звук, более легко идущий у ребенка. Все индивидуально.

7. Автоматизация звука (слог, слово, предложение, фразовая речь)

8. Дифференциация  звуков (если есть необходимость)

9. Пальчиковая гимнастика (конечно этот вид деятельности оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувство ритма, подготавливает ребенка к рисованию и письму, но не является в занятии самоцелью).

10. Физкультминутка или разминка (если есть необходимость).

11. Лексико-грамматические упражнения (игра, задание) – ориентированные на тему недели, изучаемой в группе.

- Данный вид работы может быть как отдельный вид деятельности, не сопряженный с автоматизацией звука, который на данный момент находится в работе ( «один – много», «Назови ласково», «Антонимы», «Притяжательные, относительные прилагательные»), так и использование лексико-грамматического материала для закрепления (автоматизации) звука, звуков (работа над слоговой структурой слова, предложением, анализу и синтезу речевого материала и т.д.).

12. Развитие фонематического слуха (один из обязательных разделов работы на всех этапах коррекционного воздействия (взаимодействия)).

13. Работа в тетради ( Если есть такая необходимость. Если данный вид работы предусматривается педагогом).

14. Итог. Задание на дом.

( При условии возможности выполнения задания в домашних условиях)

И еще маленькая ремарка в отношении проведения индивидуального занятия. Посадка педагога по отношению к ребенку за столом во время проведения занятия. Педагог открыт, сидит в пол-оборота к ребенку, не складывая руки перед собой, не отворачиваясь от ребенка, не закрываясь от него. Это одно из условий расположения ребенка к себе.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается индивидуальное занятие с ребенком ОВЗ с ТНР (старшая группа). Ребенок двуязычный (билингв). Языки: армянский, русский.

Я буду благодарна вам за ваши отзывы, рекомендации, замечания. С уважением к вашему педагогическому, логопедическому опыту.

 Тема: Звук «Л»

Программные задачи:

1. Автоматизация звука «л» в слогах, словах, тексте.

2. Формирование и закрепление уже имеющихся, высших психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

3. Заучивание стихотворения с использованием элементов мнемотехники.

4. Формирование лексико-грамматических средств языковой культуры – знакомить со словами противоположными по значению (антонимы).

5. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

6. Воспитание усидчивости, умению радоваться достигнутому результату, эмоциональной отзывчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура индивидуального логопедического занятия

Структура индивидуального логопедического занятия...

Структуры фронтального, подгруппового и индивидуального логопедических занятий.

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Закрепление произношения звука [ч] в словах сложной слоговой структуры и во фразе».

Данное занятие ориентировано на ребенка с нарушенной слоговой структурой и нарушенным произношением звука [Ч]...

Структура индивидуального логопедического занятия

Вопросы организации индивидуального логопедического занятия всегда вызавают много вопросов. В статье представлена краткая структура по блокам. В каждом блоке свои направления. Эту схему можно использо...

Структура индивидуального логопедического занятия

В данном материале четко описаны все пункты индивидуального занятия логопеда на этапе подготовки, постановки и автоматизации звука...

Структура индивидуальных логопедических занятий

Структура индивидуальных логопедических занятий...