Проект "Речевой ветерок"
проект по логопедии (старшая группа)
Дети, посещающие редко детский сад, плохо говорят, дефекты их речи носят разнообразный характер - может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rechevoe_dyhanie.docx | 52.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 102
ПРОЕКТ
«Речевой ветерок»
для детей с речевыми нарушениями ТНР
старшего дошкольного возраста (5-7) лет,
Автор проекта:
учитель-логопед высшей категории
Аскалепова С.Н.
г. Ростов-на-Дону
2024 г.
ПРОЕКТ: «Речевой ветерок»
Тип проекта: практико-ориентированный,
Руководитель проекта Аскалепова С.Н., учитель – логопед 1-ой квалификационной категории.
Длительность проекта - 4 месяца (долгосрочный).
Образовательная область – «Речевое развитие».
Участники проекта -
1.Дети старшей группы.
2. Учитель-логопед. 3. Педагоги.
4. Родители.
Актуальность
Дети, посещающие редко детский сад, плохо говорят, дефекты их речи носят разнообразный характер - может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Новизна заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Цель: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания,
Задачи:
1. Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
2. Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
3. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
4. Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
5. Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
6. Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Ожидаемый результат:
- Дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху;
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Практический результат проекта: - Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания;
- Оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы;
- Систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно - развивающих мероприятий с детьми,
- Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей;
- Оборудованы папки с консультациями для родителей;
- Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества
- Оформление выставки «Послушный ветерок».
- Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Этапы | Мероприятия | Сроки |
Организационный | 1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания. | Сентябрь 1-2 неделя | |
2. | Внедренческий | Работа с детьми: Работа с педагогами ДОУ: | Октябрь - Ноябрь |
3 | Итоговый | Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики. Использование дыхательных упражнений и пособий на групповых и индивидуальных занятиях. | Декабрь |
Тематический план реализации проекта:
Дата | Тема | Игры и упражнения |
2.09.2024 16.09.2024 | Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха. | «Вдох-выдох». 2-3 мин. Мы ленточки раздули. |
16.09.2024 31.10.2024 | Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. | Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот. |
1.11.2024 | Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. | «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе. «Фокусники» |
4.11.2024 | Учим детей выдувать мыльные пузыри и надувать воздушные шары | 1. Беседа на тему «Хочешь быть здоров? Дыши правильно» |
11.11.2024 | Гимнастика оздоровления | «Дуем на лепесточки», «Разбудим дракончика», «Вертушки», «Подними и удержи шарик» |
18.11.2024 | Игры с водой. | «Капитаны». Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ. |
2.12.2024 | Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов). | «Произнеси чистоговорки» |
9.12.2024 | Памятки и буклеты для родителей. | |
16.12.2024 | Использование изготовленного оборудования и дыхательных тренажеров самостоятельно детьми (по выбору) | |
30.12.2024 | Выставка результатов детско-родительского творчества «Послушный ветер – ветерок» (презентация изготовленного оборудования). Анкетирование родителей и отзывы о проекте. |
Вывод.
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
Литература:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005.
- Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
- Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание.1987.
- Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ветер, ветерок, ветрище"интегрированное занятие в старшей группе
Данное занятие дает представление детям о ветре....
Веселый ветерок. Комплекс упражнения для развития дыхания.
Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка. Для того, чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренир...
Логопедическое занятие "Осенний ветерок"
«Осенни...
ЖЕРЕБЁНОК ВЕТЕРОК (СКАЗКА ЧУДИНОЙ Т.М.)
Сказка помогает детям правильно запоминать названия животных, их детёнышей, звукоподражания.Ёе легко инсценировать, что способствует запоминанию содержания сказки, пересказывать.Можно добавлять ...
" Вей, вей, ветерок".
Летнее развлечение для детей 3-4 лет....
стихи для дошкольников "Ветерок"
текст можно использовать на праздниках, быту, развлечениях...
Комплекс дыхательной гимнастики «Веселый ветерок»
Представлен комплекс дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...