Принципы логопедического массажа для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
методическая разработка по логопедии

Брацун Марина Игоревна

Логопедический массаж является одной из эффективных техник, используемых для коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Он помогает не только улучшить произношение, но и способствует развитию тактильной чувствительности, моторики, а также раскрепощает речевой аппарат. Рассмотрим основные принципы логопедического массажа для детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы логопедического массажа

для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Логопедический массаж является одной из эффективных техник, используемых для коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Он помогает не только улучшить произношение, но и способствует развитию тактильной чувствительности, моторики, а также раскрепощает речевой аппарат. Рассмотрим основные принципы логопедического массажа для детей с ОНР.

  1. Индивидуальный подход

Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Логопедический массаж должен быть адаптирован к индивидуальным потребностям ребенка, учитывать его возраст, уровень развития, тип речевого нарушения и физическое состояние. Специалист должен знать, какие области тела требуют внимания, и каковы предпочтения и реакции ребенка.

  1. Постепенность и плавность

Массаж следует проводить постепенно и плавно, начиная с легких поглаживаний и стараясь не вызывать дискомфорта у ребенка. Постепенное увеличение интенсивности и длительности массажа помогает ребенку адаптироваться к процедуре и снижает уровень тревожности. Важно создать комфортную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно.

  1. Обеспечение эмоционального комфорта

Эмоциональное состояние ребенка играет важную роль. Перед началом массажа логопед должен установить доверительный контакт, успокоить ребенка, возможно, рассказать сказку или использовать игрушки. Положительное эмоциональное состояние способствует лучшему восприятию массажа и максимальной эффективности занятия.

  1. Комплексный подход

Логопедический массаж должен быть частью комплексной логопедической работы. Его можно сочетать с другими методами коррекции, такими как дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, игры на развитие фонематического восприятия и словарного запаса. Такой комплексный подход способствует более эффективному развитию речевых навыков.

  1. Актуальность и содержание техник

При проведении массажа следует применять техники, исходя из речевых задач. Например, при постановке звуков может использоваться массаж губ, языка и подбородка, что способствует их лучшему функционированию. Важно использовать массаж, который воздействует на группы мышц, вовлеченные в речевую активность.

  1. Положительное подкрепление

В процессе массажа необходимо стимулировать ребенка положительными эмоциями, похвалой и наградами. Это создаст у него мотивацию заниматься логопедическим массажем и воспринимать его как веселую и приятную активность.

  1. Регулярность и система

Для достижения наилучших результатов логопедический массаж должен проводиться регулярно. Рекомендуется составить индивидуальный план для каждого ребенка, в которому будет указана частота и продолжительность сеансов массажа, а также конкретные цели.

  1. Обратная связь и мониторинг

Необходимо вести наблюдение за изменениями в состоянии ребенка до и после массажа. Логопед должен самостоятельно оценивать эффективность выбранных методик и при необходимости вносить коррективы в занятия. Обратная связь с родителями также играет важную роль, так как они могут сообщать о поведении и развитии ребенка вне сеансов.

Заключение

Логопедический массаж является важным инструментом в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР. Применение принципов индивидуальности, постепенности, эмоционального комфорта и комплексного подхода значительно повышает эффективность работы логопеда, помогая детям развивать свои речевые навыки в нашем постоянном взаимодействии с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши\'\' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то......

Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. Презентация учителя-логопеда.

Презентация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с О,Н,Р....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине на основе предметно- моделирующей деятельности .

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картин...