Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию коммуникативной функции речи у дошкольников «Путешествие в страну Понимания»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Цель: создание условий для развития коммуникативных и рефлексивных способностей участников и позитивной Я-концепции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_ponimaniya.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия города Троицка»
дошкольное отделение №7
Конспект
коррекционно-развивающего занятия
по развитию коммуникативной функции речи у дошкольников
«Путешествие в страну Понимания»
Составили:
учителя-логопеды
Виноградова А.Н.,
Теленченко Т.А.
г. Троицк, г. Москва
2023 г.
«Путешествие в страну Понимания»
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по развитию коммуникативной функции речи у дошкольников.
Цель: создание условий для развития коммуникативных и рефлексивных способностей участников и позитивной Я-концепции.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: влево, вправо, вверх, вниз;
- совершенствовать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез слова.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников;
- закреплять представления о вербальном и невербальном общении;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умения аргументировать свои высказывания;
- развивать слуховое внимание и координацию движений, логическое мышление детей;
- развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать образовательную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь;
- развивать активность, инициативность;
- воспитывать позитивное отношение в общении.
Оборудование: компьютер, проектор, отрезки толстой веревки (по одному на пару детей), длиной 45см, дидактическая игра «Что в холодильнике», фонарик, разрезные буквы, карточки для звукового анализа.
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие.
- Здравствуйте, дети! Очень рада вас сегодня видеть. Давайте поприветствуем друг друга, встав в круг, возьмем друг друга за руки и подарим каждому из нас привет и хорошее настроение, сказав «привет», дарим улыбку, начиная с меня.
II. Основная часть.
2.1. Встреча с Каркушей.
- Ой, а кто это плачет там в уголке? (ответы детей).
- Давайте спросим у Каркуши, что же случилось?
«Я летала по стране Понимания, дорогу домой потеряла (плачет)»
- Расспросите Каркушу о её путешествии.
- Зачем полетела так далеко?
- Где летала?
- Что ты видела по дороге?
- Ты устала?
- Ребята, как же нам утешить Каркушу? (ответы детей)
- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну Понимания.
- Как вы думаете, что это за страна, почему она так называется? (ответы детей). Путь туда неблизкий, нужно пройти по Дороге испытаний. Как вы думаете, мы справимся? Какими нам нужно быть для того, чтобы пройти все испытания? (ответы детей).
2.2. Артикуляционная разминка.
- Последнее что видела Каркуша - море, что нам понадобится чтобы отправиться в дорогу? - Лодка, Корабль.
- Давайте построим лодку.
- Что нам потребуется для этого (ответы детей)
- Изготовим длинные доски (упражнение «Качели»)
- Теперь отрежем доски нужной длины (упражнение «Поймай хвостик мышки»)
- Лодку нужно сколотить (упражнение «Дятел»)
- А теперь покроем лаком (упражнение «Маляр»)
2.3 Работа в парах
- В лодку мы все не поместимся. Как же нам быть? (ответы детей)
- Нам надо разделиться на пары.
- Помогут нам в этом волшебные веревочки. Они сами знают, кого из вас объединить в пары.
Предлагается каждому ребенку взяться за конец веревки, середина – в руках у ведущего. Затем он отпускает середину: те дети, которые держатся за одну веревку, образуют пару.
Упражнение «Поссорились – помирились».
- На море очень сильный шум от волн. Нужно научиться общаться без слов. Только жестами и мимикой.
- Испытание называется: «Поссорились-помирились».
- Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами.
-Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают).
- Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают).
- Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают).
- Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают).
- Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей).
- Давайте беречь друг друга и не ссориться!
2.4 Упражнение «Игры с фонариком 2» «В холодильнике»
- Пока мы плыли по морю, наступил вечер.
- «Я голодная, есть хочу » (хнычет Каркуша).
- Посмотрите, что это? - Фонарик.
- А это холодильники.
Каркуша: - «Урра! Дайте мне скорей еды. Я ем только те продукты, в названии которых есть звуки Л или Ль»
- Но они закрыты. Что же нам делать? Как увидеть, что находится внутри? (ответы детей)
- У одной команды - фонарики, а у другой – карточки.
Каждая команда должна отгадать по четыре слова. Как нам поступить? (ответы детей)
- Из четырёх слов одно – лишнее, какое? Почему?
2.5 Упражнение «Собери слово»
Каркуша: - Спасибо большое. Как всё вкусно.
- Я вспомнила, где то тут недалеко я видела кого-то, а кого забыла. Я ведь и записала, кого видела. Надо поискать…. А, вот же папка. Тут и слово. Ой, рассыпалось.
- Помогите слово собрать, а то так и не вспомню
Буквы разделены пополам. У одной команды половина карточек и у другой половина.
- Ребята, посмотрите, можно ли из ваших карточек собрать слово? Как поступить? (ответы детей)
- Делимся карточками, собираем слово, читаем, находим звуки Л, ЛЬ, составляем предложения.
2.6 Упражнение «Схема слова»
Каркуша: - Ребята, вот как слово записать буквами я знаю, а есть ли ещё способ для записи слов? - Есть, можно звуковую схему сделать.
- Проводим звуковой анализ слова. Определяем место каждого звука. Составляем схему.
Пары составляются из разных команд. Каждая пара добавляет один звук в схему.
2.7 Упражнение «Домики – дорожки»
- Каркуша, а ты помнишь, где ты живёшь?
Каркуша: - Да, на дереве.
- Через лес на лодке не поплывёшь. Что же нам поможет? (ответы детей).
- Посмотрите, ребята, у нас есть карта и схемы. Поможем Каркуше найти правильную дорогу?
Участник одной команды диктует маршрут (право – лево), участник другой команды строит маршрут на карте.
III Итог занятия.
Упражнение «Синквейн»
- Вот мы и нашли Каркуше путь домой. Давайте попрощаемся с ней (ответы детей).
- Наше путешествие подошло к концу. Давайте составим синквейн.
Путешествие
Сложное интересное
Играли составляли помогли
Мы помогли Каркуше.
Дружба
- На этом наше занятие закончилось. Вам понравилось?
- Что нужно знать, чтобы не заблудиться? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР
Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому матери...
Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать творческие способности детей дошколь...
конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у неговорящих детей с ОВЗ
конспект составлен с учетом психофизиологических особенностей детей со сложной структурой дефекта...
Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников
Выступление на пелагогическрм совете...
Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"
Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....
Конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у детей с ТМНР
Конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у детей с ТМНР...