Консультация для родителей «Развиваем дыхание»
консультация по логопедии
В тексте даны советы родителям по развитию правильного дыхания у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvivaem_dyhanie.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
г.Ярославль
Консультация для родителей
«Развиваем дыхание»
Подготовила учитель-логопед
Белова Анна Александровна
2022г
Консультация для родителей на тему: «Развиваем дыхание»
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о значимости развития правильного дыхания у детей с нарушениями речи.
Правильное дыхание очень важно для речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. При развитии диафрагмального речевого дыхания используются различные предметные ресурсы.
Сегодня я расскажу вам о тех пособиях, с помощью которых упражнения можно сделать весёлыми занимательными играми.
Конфетти. Это мелкие разноцветные кружочки, содержащиеся в хлопушках или сделанные с помощью обыкновенного дырокола из цветной бумаги. Ребенку предлагается, например, подуть на белые конфетти, и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.
Пластмассовые или бумажные кораблики, емкость, наполненная водой. Перед ребенком стоит задача дуть на кораблики, находящиеся в тазу (или другие плавучие легкие предметы — очень хорошо для этой цели использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов»). Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет.
Бумажные бабочки, птички, самолетики подвешивают на нитках, на леске, располагают на различных поверхностях (стол, подоконник). Они нужны в логопедической практике для отработки длительного плавного выдоха.
Шарики для пинг-понга, карандаши, ватные шарики. Все это можно перемещать по поверхности стола с помощью выдыхаемой струи воздуха. Если соорудить ворота из конструктора и пытаться загнать эти предметы в ворота — получится импровизированный футбол. Можно ввести и соревновательный момент: «Кто быстрее загонит шарик (карандаш) в ворота».
Прозрачные пластмассовые стаканчики, наполненные водой, трубочки для коктейлей. Это атрибуты занимательной игры «Бульбульки». Нужно взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой — чуть-чуть. В стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды, — дуть сильно. Задача ребенка — так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Нужно обязательно обратить внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
«Мыльные пузырьки». Можно купить эту игрушку в магазине, а можно сделать ее своими руками. Понадобится мыльная стружка, маленькая емкость для мыльного раствора и соломинка. Ребенку предлагается поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувать пузыри может взрослый, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка в ответ дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Стеклянные флаконы различного размера. Если ребенок будет поочередно дуть в такие пузырьки, высунув узкий кончик языка и слегка касаясь им горлышка флакона, то каждый пузырек будет свистеть по-своему. Можно попытаться «выдуть» какой-либо знакомый ребенку несложный мотив.
Губная гармошка — уникальный инструмент для развития дыхания. Полезно предложить ребенку, став музыкантом, поиграть на губной гармошке. При этом задача не в том, чтобы научить его играть, важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
Бумажные цветы, ароматические саше (мешочки с запахами). Используются для формирования носового вдоха. Пусть ребенок представит себе, что оказался в цветочном магазине и попытается глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая бумажные цветы, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Можно использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
Свечи. Для этого дыхательного упражнения годятся как большие разноцветные свечи из воска или парафина, так и маленькие сувенирные. Ребенок выполняет короткий бесшумный вдох без надувания щек и медленный выдох, задувая по очереди зажженные свечи. Можно устанавливать определенный порядок: «Задуй красную свечу, а потом — зеленую». Чтобы стимулировать активность ребенка, используют декоративные свечи в виде фигурок животных, предметов (свеча-яблоко, свеча-яйцо и др.). Другой разновидностью дыхательных упражнений со свечой является резкий быстрый выдох при коротком бесшумном вдохе. Для этого упражнения целесообразно купить специальные свечи «с сюрпризом». Чем интенсивнее на них дуешь, тем сложнее погасить. Упражнение с задуванием свечей легко перевести в игру «День рождения»: если укрепить свечи на макете праздничного торта, то ребенок может почувствовать себя в роли именинника.
Султанчики. Султанчики — сложенные в пучок, перевязанные прочной нитью и закрепленные на палочке (карандаше) полоски мелко нарезанной фольги, целлофана, цветной бумаги, ленты. Если подуть на султанчик, полоски начинают струиться, трепетать, что дает ребенку наглядное представление о силе выдыхаемой воздушной струи.
Воздушные шары, надувные игрушки (мячи, фигуры животных). Традиционно используются для развития интенсивности выдоха (надувание воздушных шариков, надувных игрушек). Кроме того, известно множество игр с надутыми шарами, например: «Чей шар выше взлетит?», «Чей шар дольше не упадет?» (дети подбрасывают шары вверх и дуют, удерживая их струей воздуха).
Вертушки. Особый интерес у ребенка вызовет приспособление, сделанное его руками. Так, для дыхательных упражнений старшие дошкольники мастерят вертушки из бумаги или легкой клеенки, а потом используют их при выполнении упражнений дыхательной гимнастики.
Механические игрушки, воздушные мельницы. При работе над дыханием у детей с речевой патологией не обойтись без пластмассовых и деревянных игрушек-тренажеров, выпускаемых игрушечными фабриками. Принцип действия у них приблизительно одинаковый: ребенок дует в специальную трубочку, воздушная струя, проходя по системе воздуховодов, удерживает какой-либо предмет (шарик, мячик) в подвешенном положении. Можно подробнее остановиться на описании игрушки, которая называется «Летающий шарик». Задача: струей воздуха удержать легкий пенопластовый шарик в пределах металлического кольца. Дуть в трубочку следует не слишком сильно, иначе шарик тут же далеко улетит, и не слишком слабо, чтобы шарик не упал на пол. Длина деревянной трубки 12 см.
Дыхательные (воздушные) мельницы имеют несколько лопастей (крыльев), которые крутятся под воздействием воздушной струи, направленно выдыхаемой ребенком.
Чудесные картинки. Это серия пособий, при работе с которыми расчет делается на детское любопытство. Картинки двухслойные. Снизу — изображение предмета или какой-либо сюжет, сверху — прикрепленный к краю картинки лист, нарезанный тонкими полосками. Если на такую картинку подуть, то верхний лист приподнимется, и ребенок увидит, какое изображение под ним спряталось. Задание для ребенка можно усложнить или, наоборот, облегчить. Все будет зависеть от плотности верхнего листа, например, если это лист писчей бумаги, то, чтобы открылась картинка, требуется более интенсивная выдыхаемая воздушная струя, чем для листа папиросной бумаги.
Схемы (картинки, фотографии) упражнений гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. В последнее время активизируется интерес к парадоксальной гимнастике А.Н. Стрельниковой. Гимнастика названа парадоксальной, так как, в отличие от классической гимнастики, где четко регулируется вдох и выдох, в парадоксальной обращается внимание только на интенсивный, утрированный вдох, а выдох — пассивный (парадокс!). Многие авторы указывают на эффективность таких упражнений при коррекции речевых нарушений (особенно заикания, дисфонии).
Растворы акварельных красок, листы бумаги. Используются для арттерапевтических техник при развитии и коррекции дыхания. Игру можно условно назвать «Волшебные капельки». Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька «бежит» и оставляет за собой след.
Можно применять и краски на основе воздушных распылителей. Чтобы нарисовать рисунок такой краской, нужно дуть на распрыскиватель.
Уважаемые родители, подобные пособия вы можете изготовить вместе с ребёнком и использовать в играх. Спасибо за внимание, надеюсь, что тема нашего собрания была актуальна и интересна для вас!
Источник: Пятница Т.В.Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 479 с: ил. + CD. — (Библиотека логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. "Развиваем речевое дыхание"
Консультация для родителей. "Развиваем речевое дыхание"Не так давно многие отдыхали на море, наслаждаясь последними теплыми деньками. дети любят нырять, но делают это только в том случае, когда ...
Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание с ребёнком"
В данном материале представлена информация о развитии дыхания у ребенка в домашних условиях....
Консультация для родителей "Развиваем правильное речевое дыхание".
Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия; как часть занятия; как специальные упражнения в виде игровых занятий; как игры....
Консультация для родителей: " Развиваем речевое дыхание"
Правильное речевое дыхание - залог хорошей звучащей речи....
Консультация для родителей: "Развиваем речевое дыхание".
Что такое речевое дыхание; правила выполнения дыхательных упражнений; упражнения на дыхание....
Консультация для родителей "Развиваем правильное речевое дыхание"
Консультация для родителей дошкольников "Развиваем правильное речевое дыхание" представленна в форме презентации....
Консультация для родителей : Развиваем голос и дыхание - развиваем речь.
В этой статье рассматривается взаимосвязь развития дыхания, голоса и произношения. Предлагаются упражнения для развития дыхания и голоса.Даются рекомендации родителям для проведения дыхательной гимнас...