Консультация для родителей : Развиваем голос и дыхание - развиваем речь.
консультация (старшая группа)
В этой статье рассматривается взаимосвязь развития дыхания, голоса и произношения. Предлагаются упражнения для развития дыхания и голоса.
Даются рекомендации родителям для проведения дыхательной гимнастики дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РАЗВИВАЕМ ГОЛОС И ДЫХАНИЕ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ.
Чёткая, чистая и грамотная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. Развивая правильную речь, необходимо готовить не только артикуляционный, но и голосовой, и дыхательный аппараты. Чёткое произношение звуков и ясная дикция могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. А гибкий, чистый, звонкий голос не возможен без участия речевого дыхания и речевого слуха. Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному человеческому общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно – прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.
Овладение голосом не возможно без дыхания, которое служит энергией для его образования. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Поэтому очень важно в процессе высказывания рационально расходовать воздух, своевременно добирать его, чтобы сохранить плавность, легкость и длительность звучания голоса, т.е. правильно пользоваться речевым дыханием.
Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых. Слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, наличие у многих детей верхнегрудного дыхания затрудняет нормальное голосообразование. Работа по формированию правильного речевого дыхания осуществляется в процессе общего речевого развития. Особое внимание обращается на тех детей, у которых дыхание в покое поверхностное, неровное, с привлечением мышц шеи. Необходимо добиваться, чтобы дошкольники вдох совершали бесшумно, быстро (одновременно через рот и нос), выдох – плавно, немного замедленно.
Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно расходовать воздух в процессе протяжного произнесения звуков с учетом своевременного его добора.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе. Работа по воспитанию у детей умения регулировать и правильно пользоваться дыханием начинается с первой младшей группы и осуществляется в определенной последовательности:
- Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному, с достаточной силой выдоху (проводится на неречевом материале);
- Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится при уточнении артикуляции звуков);
- Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном вдохе фраз разной протяженности, содержащей от двух до пяти слов).
Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.
Детям младших групп предлагают в игровой форме такие упражнения: сдувать с руки «снежинку» (ватку); дуть на «султанчик» (тонкие полоски бумажек, приклеенные или привязанные к карандашу, палочке); погреть ладошки; дуть на подвешенные к нитке, сделанные из бумаги бабочки, жуки.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста также выполняют задания, связанные с развитием протяжного и длительного выдоха на неречевом материале. В игровой форме они соревнуются, у кого дальше летит «снежинка», кто дольше сможет подуть на «листочки дерева». Можно предложить им передвигать при помощи воздушной струи по гладкой поверхности стола легкие предметы: карандаши, пластмассовые шарики, приводить в движение вертушки, выдувать мыльные пузыри и т.д.
Проводить дыхательные упражнения и игры нужно в хорошо проветриваемом помещении, не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды, одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка. Следует соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно (не поднимали плеч при вдохе, не втягивали живот при выдохе). Длительность упражнений не должна превышать 2 – 3 минут для детей младшего дошкольного возраста и 3 – 5 минут для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В процессе проведения дыхательных упражнений не следует добиваться полного выдоха.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики дома.
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнения дыхательной гимнастики 1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10. Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".
Упражнения для развития голоса.
- «Певцы» (пение гласных звуков).
- «Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко).
- «Кукла спит» (гласный - а -, укачай куклу).
- «Учим мишку петь» (гласные звуки).
- «Строим домик» (тук – тук - тук).
- «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да).
- «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).
- «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».
- «Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы).
- «Забиваем гвозди» (произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган).
- «Эхо» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма).
- «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом).
- Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивлённо, сердито, весело и печально).
Используемая литература:
1.Коноваленко, В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика, дыхательно – голосовые упражнения[Текст]: приложение к комплекту тетрадей/ Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. – М.: Издательстово «ГНОМ и Д», 2011.- 16 с.
2. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
3.Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст]: пособие для воспитателя дет сада. / М.Ф.Фомичева –– М.: Просвещение, 1980, - 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: " Играем пальчиками -развиваем речь"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Развиваем правильное речевое дыхание".
Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия; как часть занятия; как специальные упражнения в виде игровых занятий; как игры....
Консультация для родителей: "Развиваем мелкую моторику, значит развиваем речь!"
Информация о развитиме речи....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»«Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»Считалось, что главное, от чего зависит развитие ...
Консультация для родителей: "Как читать сказку и развивать речь"
Консультация: "Как читать сказку и развивать речь"...
Консультация для родителей "Развиваем правильное речевое дыхание"
Консультация для родителей дошкольников "Развиваем правильное речевое дыхание" представленна в форме презентации....
Консультация для родителей по теме: «Развиваем пальчики - развиваем речь»
Консультация для родителей по теме:«Развиваем пальчики - развиваем речь»...