Консультация для родителей «Пальчиками играем, речь развиваем»
консультация по логопедии

Белова Анна Александровна

В тексте даны советы родителям по организации пальчиковых игр, примеры игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

г.Ярославль

Консультация для родителей

«Пальчиками играем, речь развиваем»

Подготовила учитель-логопед

Белова Анна Александровна

2022г

Значение пальчиковых игр в развитии ребенка.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь.

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на групповых и индивидуальных занятиях, в форме пальчиковых гимнастик, а также во время игр и в другие режимные моменты.

Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.

При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.

По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.

Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.

Поиграйте дома со своими детьми в следующие игры

У меня две руки,

Пальчики, ладошки.

Крепко кулачки сжимать

Поучусь немножко.

(Сжимание-разжимание пальцев в кулачки)

На столе ладошки,

Пальцы разведу,

А потом их снова

Все соединю.

Развожу, соединяю,

С пальчиками я играю.

(руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы.)

Ловко прыгаем по кочкам,

Раз, два, три, четыре, пять.

Ровно чтоб писать по строчкам,

Надо пальцы укреплять.

(Подушечками пальцев, начиная с большого касаться стола)

Пальчики соединю

И колечи получу.

Раз, два, три, четыре-

И опять все повторили.

(Соединяем все пальцы одной руки по очереди с большим)

Пальцы мы соединили,

Соединяем последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших

Их прижали, отпустили.

Прижать пальцы, развести руки в стороны

Раз, два, три, четыре, пять -

Соединяем последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.

Пальцы встретятся опять

«Осень»

Если листья пожелтели,

Сжимание-разжимание пальцев в кулаки

Дождь холодный моросит,

Совершать лёгкие колебательные движения пальцами

Птицы к югу полетели,-

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения

Значит, осень к нам спешит

Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед ладошками  вверх

«Зима»

Ветер холодный

Пригнал облака,

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим

И затянулось все

Небо с утра.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим

Лужи замерзли,

притихла земля,

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими

Лег первый снег,

Наступила зима!

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается,

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим

Снег растаял, ручейки звенят.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим

И подснежник первый распускается,

Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отодвигая их друг от друга

С юга птицы с песнями летят.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены «птичкой», остальными пальцами совершать колебательные движения.

«Лето»

Вот и лето наступает,

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.

Всех на отдых приглашает.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

Будем плавать, загорать

Круговые движения кистями, затем  руки ладонями вверх поднести друг к другу, мизинцы вместе.

И на даче отдыхать.

Показать «домик»

Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости – достигаемые результаты и эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Использованная литература:

Г.А. Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр» Спб, 2008, 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".

Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....

Консультация для родителей"Пальчиками играем - речь развиваем"

Исследования ученых показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому для предупреждения нарушений речи и кор...

08.05.2019 Консультация для родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»

Хочу остановиться на важности развития пальчиков, так как именно в раннем возрасте это важно, актуально и необходимо. Известны такие выражения: «Рука развивает мозг» или «Играем паль...

Консультация для родителей - Пальчиками играем - речь развиваем

Консультация для родителей - Пальчиками играем - речь развиваем...

Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои твор...

Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»

laquo;Разучиваем стихи с движениями»Использование стихов с движениями на логопедических занятияхЗначение и взаимосвязь движения и речи.Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развив...