08.05.2019 Консультация для родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»
консультация
Хочу остановиться на важности развития пальчиков, так как именно в раннем возрасте это важно, актуально и необходимо. Известны такие выражения: «Рука развивает мозг» или «Играем пальчиками – развиваем речь». Какая же связь между пальчиками и речью? Оказывается, самая прямая! Нашей речью руководит речевой центр, который находится в коре головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_palchikami_igraem_-_rech_razvivaem.doc | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пальчиками играем – речь развиваем»
Подготовила:
Гиззатуллина Л.П.
Хочу остановиться на важности развития пальчиков, так как именно в раннем возрасте это важно, актуально и необходимо. Известны такие выражения: «Рука развивает мозг» или «Играем пальчиками – развиваем речь». Какая же связь между пальчиками и речью? Оказывается, самая прямая!
Нашей речью руководит речевой центр, который находится в коре головного мозга. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали что:
- Формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием импульсов, идущих от пальце рук. Иными словами - чем больше будем развивать мелкую моторику пальцев, тем лучше будет развивать речь.
- Рука - это второй центр речи, такой же как и артикуляционный аппарат (т.е. губы, язык). Поэтому, если развитие пальцев рук у ребенка запаздывает, то речь у него развивается с задержкой. Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Дети, которым удается показать изолированные движения пальцев - это, как правило, говорящие дети. Если движения напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи, и, следовательно мышления добиться не удается.
Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 7-8 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течениее 2-3 минут. Уже с 10-ти месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, шарики из пластилина, бусы - главное чтобы в работу вовлекались все пальчики. Можно складывать пирамидки, конструировать из кубиков, перекладывать из одной ручки в другую карандаши, пуговки и т.д.
В 1,5 года детям дают более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Талантом нашей народной педагогики являются народные игры - потешки. Их значение до сих пор до конца не осмысленно нашими взрослыми, а порой мы видим в них только развлечение, а не развивающее воздействие. Например:
Сорока - белобока
Кашку варила
Детишек кормила
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.
Можно использовать другие потешки:
«Этот пальчик - дедушка...»
«Этот пальчик хочет спать....»
В этих стишках можно сгибать пальцы начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Эту работу продолжают, когда ребенок идет в детский сад. С 2 – З-х летними детьми для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний правой руки «бегают» по столу. «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок идет по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что влияет на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Советы родителям:
- Прежде чем выполнять упражнения необходимо повторить с ребенком названия пальцев рук.
Запомни: слева - левая рука
справа - правая рука.
Запомни названия своих пальцев:
- - большой
- - указательный
- - средний
- - безымянный
- - мизинец
С этой целью можно поиграть в игру «Пальчик, как тебя зовут?» (кисти рук лежат на столе ладонями вниз). Каждый пальчик, начиная с первого, когда произносится вопрос, обращенный к нему, надо ритмично постукивать по столу. При ответе поднять пальчик как можно выше.
- Сделать самомассаж пальцев
- поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.
- «пила», ребром правой ладони пилим левую ладонь и наоборот.
- «буравчик», указательным пальцем правой руки буравим ладонь левой руки и наоборот.
Можно проводить самомассаж кистей и пальцев рук нетрадиционными приемами и материалами.
- Например, можно растирать пальчики зубной щеткой сначала подушечку пальцев, затем медленно опускаться к его основанию. При этом приговаривать:
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики - удальчики.
- Поверхность ладоней можно разогреть мячиками - ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад - вперед его качу,
Вправо - влево - как хочу.
Сверху - левой, снизу - правой
Я его катаю, браво.
- Можно делать массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжения. Пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
- Массаж грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
- Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать бусы в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы разбиваю.
III. Теперь можно выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально - приятным, неутомительный и динамичным. С большим удовольствием дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.
Пальчиковый тренинг
Щелчки» - каждым пальчиком по бусам, закрепленным на дуге ширмы. «Кус - кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
«Котенок»
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
В.Берестов
«Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.
«Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Можно «ходить» средним и безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
«Кто идет?»
Идет собака, кот идет,
И дождь идет, и град...
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
Л.Г.Парамонова
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой,
Каждый станет сильным, ловким,
«Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?... (Лыжи)
Кто по лесу быстро мчится,
Провалится не боится? (Лыжник)
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги. (Лыжи)
«Волшебные превращения веревочки» - из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.
«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Слоги:
ша - шо - шу - ши - ше;
шко - шка - шку - шки - шке;
аш - ош - уш - иш - еш;
шта - што - шту - шти - ште.
Чистоговорки:
ша - ша - ша - в доме у нас Маша;
шо - шо - шо - Маша ведет себя хорошо;
шу - шу - шу - на руках ее ношу;
ши - ши - ши - калоши у Маши очень хороши.
Стихотворение:
Кто потерял много игрушек
Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку Мишку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку.
«Мой веселый мяч - прыгун» - прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию звуков.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
«Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны). «Рисование» - рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок. Тренируйте пальчики! Станет рука сильной, Головушка умной, А речь красивой.
Большое значение развитие и совершенствование мелкой моторики приобретает в свете подготовки старших детей к школьному письму. Трудности письма связаны не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - это использование книжки - раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаши, использует различную силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения более сильными и координированными. Рекомендуется с этой целью использовать только цветные и простые карандаши - кисть и фломастеры не решают этих задач. Очень полезно рисование и черчение орнаментов и узоров, т.к. в них присутствует большое количество изогнутых линий, что и является по сути элементами письма и хорошей подготовкой к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о занятиях с глиной и пластилином (сейчас становится полезным лепка из воска и специальной белой глины, которые несут в себе е много других дополнительно полезных свойств).
Рекомендуется обучать детей шитью и вышиванию, вязанию макраме. Очень оригинальный способ развития руки идет параллельно с ознакомлением с буквой процессе вырезания, выкладывания букв из веревки, из палочек, из элементов букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Летом играем речь развиваем"
Консультация для родителей "Летом играем речь развиваем"...
Консультация для воспитателей: "Летом играем, речь развиваем"
Консультация для воспитателей «Летом играем, речь развиваем» Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и пра...
Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет....
Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»
Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей. ...
Консультация для педагогов "Летом играем, речь развиваем"
рекомендации для педагогов по развитию речи дошкольников в играх летом...
Консультация для родителей «Мы играем - речь развиваем!»
Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод для великой гордости.Дети 5-6 лет – почти асы в произношении з...
Консультация для педагогов "Мы играем, речь развиваем" младшая группа
Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (рад...