Консультация для педагогов и родителей. Тема «Правильное произношение»
консультация по логопедии (средняя группа)

Условия нормативного произношения

 Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции. Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым слухом.

 Речевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слух ребенок может отличать один музыкальный звук от другого, благодаря же речевому слуху он распознает звуки речи и различает их между собой.

С помощью речевого слуха ребенок учится произносить звуки.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnoe_proiznoshenie.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Здание  по   адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Консультация   для педагогов и родителей.

Тема  «Правильное произношение»

Подготовил

Ситдикова Е.В.,

учитель- логопед

г. Видное

 Ноябрь, 2024 г

Условия нормативного произношения

 Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции. Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым слухом.

 Речевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слух ребенок может отличать один музыкальный звук от другого, благодаря же речевому слуху он распознает звуки речи и различает их между собой.

С помощью речевого слуха ребенок учится произносить звуки.  

Следующим необходимым условием нормативного произношения является правильное речевое дыхание, или, иначе говоря, речевой выдох.

При произнесении почти всех звуков русского языка речевой выдох должен быть направлен целиком в рот (без частичного попадания в нос). Исключением из этого правила являются только два «носовых» звука [м] и [н]. Речевой выдох должен быть не просто подан в рот, а нацелен в определенное место речевого аппарата, которое находится ближе к выходу из ротовой полости, чем то место, где произносится звук. Это связано с тем, что именно воздушная струя, проходя между органами речи, создает звучание конкретных звуков. Если речевой выдох будет настроен иначе, он не достигнет точки произношения и звук получится неполноценным. После того как воздух попал в рот ребенка, его речевые органы занимают те или иные позиции, необходимые для произношения конкретных звуков. Такие позиции называются артикуляцией звуков (это слово вам нужно запомнить, так как оно будет часто встречаться в дальнейшем). При неправильных артикуляциях звук будет неточным.  

Причины, которые вызывают у ребенка нарушение произношения звуков, можно разделить на основные и дополнительные.

 Основные причины нарушения звукопроизношения:

 — нарушение подвижности речевых органов;

 — нарушение речевого слуха;

 — короткая уздечка языка.

Эти неблагоприятные особенности являются самостоятельными дефектами и принудительно формируют у ребенка нарушение звукопроизношения:

— нарушение общей подвижности ребенка;

 — нарушение речевого выдоха;

 — нарушение голоса.

Эти особенности сами по себе не являются болезненными проявлениями, а только предрасполагают ребенка к возникновению и закреплению у него недостатков произношения.

 

НАРУШЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ .

Как проверить подвижность органов речи

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ.

  • Нужно открывать и закрывать рот, «шлепая» при этом губами.
  • Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно.
  • Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии.

Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширокой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движение совершаться одними губами, без дополнительного движения подбородком)

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

• Упражнения должны выполняться перед зеркалом: вы показываете ребенку движение, он, глядя в зеркало, повторяет его за вами.

• Каждое движение ребенок может совершать многократно, так как детям этого возраста часто бывает трудно с первого раза выполнить новое двигательное задание.

 • Постарайтесь обнаружить те препятствия, которые мешают ребенку совершить требуемое действие.

 При ограниченной подвижности мышц правильное произношение у ребенка самостоятельно не появится. Если у ребенка нормальная подвижность речевых мышц, значит, с этой стороны у него нет препятствий для формирования правильного звукопроизношения.

Результаты и рекомендации .

У ребенка может обнаружиться тяжелая форма дизартрии (анартрия). 

Этому речевому нарушению обычно сопутствуют и разнообразные общие расстройства движения в области различных неречевых мышц.

Признаки.

• Речевые органы не могут сохранять одно и то же положение в течение 5-  6 секунд. Это особенно заметно по состоянию языка - он постоянно дергается, дрожит, его невозможно расслабить.

 • Синеватый оттенок языка. Если ребенок пытается какое-то время удержать язык неподвижным, язык от напряжения синеет.

• Повышенное слюноотделение. Если вы попросите ребенка некоторое время посидеть с открытым ртом, то заметите, как под языком у него мгновенно скапливается слюна.

• Невозможность выполнить многие простые движения. Например, ребенок совершенно не может вытянуть губы в трубочку или высунуть язык.

• Асимметрия в работе мышц. Если ребенок, например, пытается высунуть язык изо рта, он отклоняется у него вправо или влево. Часто даже в состоянии покоя у ребенка можно обнаружить асимметричность губ, когда рот оказывается смещенным в ту или иную сторону.

• Нарушение тонуса мышц. Мышцы либо напряжены, зачастую до невозможности совершить необходимое движение, либо излишне расслаблены — тогда лицо ребенка амимично, а рот приоткрыт.

• Подергивания, дрожание в различных группах мышц.

• Очень сильная назализация голоса. Ребенок говорит сильно «в нос» (гнусаво). В результате этих препятствий ребенок не в состоянии точно выполнить одного из упражнений, а некоторые движения не может совершать вовсе из-за чрезмерного напряжения мышц или сильных подергиваний в них.  

У ребенка может быть моторная алалия.

Признаки.

 Ребенок не может повторить вслед за вами требуемое движение. Причем, если вы поможете ему выполнить его (например, потянете его за подбородок, чтобы он открыл рот), то движение у него может получиться. Это связано с тем, что он «не знает», как совершить то или иное действие.

 • Ребенок не может воспроизвести последовательности действий. Он не может запомнить, в каком порядке нужно совершать движения. Это особенно заметно при выполнении последнего упражнения

• Речевые органы не могут переключиться с одного действия на другое (например, улыбнувшись, ребенок не может вслед за тем вытянуть губы в трубочку). Но, если попытаться выдвинуть его губы вперед, нажав пальцами на углы рта, движение ребенку удается.

 • Ребенок не сразу находит нужное положение для своих речевых органов, а действует как бы «на ощупь». Помощь со стороны облегчает нахождение позы. Эти затруднения не позволяют ребенку выполнить упражнения. Иногда дети догадываются различными способами помогать себе (например, сжимают губы пальцами, чтобы закрыть их, проталкивают пальцем язык внутрь рта и т.п.).

Чтобы определить, есть ли у ребенка какой-либо серьезный речевой дефект, нужно выяснить следующие моменты.

  Соответствует ли возрасту его общее речевое развитие:

 — словарный запас;

— грамотность речи;

 — развернутость фразовой речи;

— понимание речи окружающих;

 — рисунок (или структура)слова.

• Нарушена ли (и в какой мере) подвижность речевых органов ребенка.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.

 Нужно проверить словарь глаголов, существительных, прилагательных и предлогов. Словарь глаголов .

 Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет хорошо известные ему действия (вы можете совершать их сами или показывать ребенку картинки, на которых они изображены: «машина едет, «мальчик спит*, «девочка ест» и т. п.). При этом задавайте ребенку вопросы: «Машина что делает?», «Мальчик что делает?». Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет действия, присущие тем или иным объектам. Примерные вопросы: «Самолет что делает?» (летит). «Поезд что делает?» (едет). «Лампочка что делает?» (светит или горит) Словарь существительных .Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет известные ему предметы: например, стол, стул, кресло, тарелка, чашка, автобус, машина, дерево, цветок и т. п. Вы показываете ребенку сам предмет или картинку с его изображением, а он называет.

Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей известных ему животных. Вы спрашиваете у ребенка: «Как называются детеныши кошки?» (котята), «Собаки?» (щенята) и т. д.

Словарь предлогов .

 Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы задаете ребенку вопросы о местонахождении предмета. Например: «Где находится ручка?» (в столе, за столом, под столом, на столе, над столом, возле стола, перед столом). .

ГРАМОТНОСТЬ РЕЧИ ?

 Поскольку речь ребенка неразборчива, бывает трудно уловить на слух, грамотно ли он говорит. Поэтому нужно специально выяснить, использует ли он в речи необходимые окончания, приставки, суффиксы и т. п. Нужно проверить, использует ли ребенок множественное число существительных, а также уменьшительную форму существительных, может ли он образовывать женский род от глагола мужского рода прошедшего времени и множественное число прилагательных.

 Множественное число существительных .

Примерное задание. Вы показываете ребенку руку и говорите ему: «Это одна рука». Затем показываете ему обе руки и продолжаете: «А это две... (руки — ребенок должен закончить высказывание).

Уменьшительная форма существительных .

Примерное задание. Вы показываете ребенку пару одинаковых предметов, отличающихся размером, например, два ножика и говорите ему: «Это большой нож, а это маленький ножичек». Затем показываете ему следующую пару предметов (например, две книги) и спрашиваете: «Это большая книга, а это маленькая...» (книжечка).

Женский род глагола прошедшего времени. Примерное задание. Вы говорите ребенку: «Мальчик пришел домой. Как сказать это же самое про девочку?» «Она...» (пришла — отвечает ребенок). «Пес убежал из дома. Как сказать это же про собаку?» (убежала). Множественное число прилагательных .Примерное задание. Показывая ребенку картинку, вы спрашиваете его: «Цветок красный, а цветы какие?» (красные).

Составление предложений.

К 3,5-4,5 годам ребенок должен уметь составлять предложения, состоящие из четырех слов с предлогом.

 Ребенок должен закончить по картинке начатое вами предложение, например: «Мальчик едет на велосипеде» (вы называете только первое слово фразы).  Ребенок должен дополнить ваше короткое предложение по картинке, например: «Мальчик едет» (Мальчик едет на велосипеде) В дальнейшем пусть ищет другие варианты завершения предло жения (Мальчик едет по дороге. Мальчик едет домой). Вы может* при этом задавать ему наводящие вопросы: «На чем едет?» «Где по чему он едет?» «Куда он может ехать?».

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ.

 •Предлагайте ребенку выполнять действия, состоящие из нескольких этапов, например: «Пойди в соседнюю комнату, достань и; стола карандаш и принеси мне». «Выйди в коридор и закрой за собой дверь», «Залезь на стул, посмотри вверх на потолок, а затев спрыгни на пол» и т. п.

СОБЛЮДЕНИЕ РИСУНКА СЛОВА .

Соблюдение в слове порядка слогов и звуков называется рисунком или структурой слова. Ребенок может менять местами в слова: звуки и слоги, недоговаривать окончания. Одно и то же слово каждый раз может искажаться совершенно по-разному: например, пидора, мь дора — помидор; фралъ, виралъ, фаралъ — февраль. Нужно выяснить правильно ли ребенок строит слова с точки зрения полноты и последевательности в них звуков и слогов. Ребенок по нескольку раз должен повторять за вами слова, состоящие из 3-4-х слогов, например: колокол, миллионер, санаторш сонатина и т. д. Избегайте слов, перегруженных стечениями ее гласных (когда 2 или 3 согласных звука идут подряд). Не спутайте нарушение структуры слова с тем, когда ребенок прост пропускает в слове 1 или 2 звука, которые он вообще не выговариваем . Предлагайте ему для повторения слова, все звуки в которых ребенок хоть как-нибудь произносит, даже и неправильно. Нарушения структуры слова нет и в том случае, если ребенок только после нескольких попыток правильно повторяет какое-нибудь незнакомое или малознакомое ему слово — он путает в нем порядок слогов.

 Имейте в виду, что при нарушении слоговой структуры ребенок не состоянии правильно произнести слово ни с какой попытки (разве что только случайно в ряду прочих, неправильных, произношений).

 Литература .

Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.: ил. — (Внимание: дети!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Правильно читаем книгу малышу».

От того как взрослый преподнесёт малышу книгу, зависит и интерес, и желание слушать рассказ взрослого. Видя в руках взрослого книгу, малыш начинает интересоваться ею. Встреча с новой книгой всегда заг...

Консультация для родителей Тема: «Правильное питание детей в летний период»

Очень важно правильно организовать питание детей в летний период. Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом матер...

Консультация для родителей Тема: «Правильное питание детей в летний период»

Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом зна...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей тема: «Правильное питание-залог здоровья».

Правильное питание - залог здоровья...Детское питание.     Правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало кто может утвердительно ответить на ...

Консультация для педагогов и родителей «Как воспитать маленького патриота:20 советов педагогам и родителям»

Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенност...