Использование камешков «Марблс» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
методическая разработка по логопедии
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя с которым, дети будут увлечены процессом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда для детей с ОВЗ
Камешки Марблс - это материал, который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста, с разными образовательными потребностями.
Марблс – это созданные человеком разноцветные шарики или плоские камешки. Они могут быть сделаны из пластика, глины, дерева, но чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marble» (т.е. мрамор). Они имеют разнообразную цветовую гамму.
Игра «Марблс» признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения:
- дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними, ведь камни обладают какой - то неведомой энергетикой;
- марблы вызывают у дошкольников чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать, играть с ними;
- в силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья;
- игра с марблами развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений, внимание, наблюдательность.
Все игры и упражнения «Марблс» могут варьироваться: в зависимости от возраста ребёнка; в зависимости от индивидуальных особенностей; в зависимости от поставленной педагогом цели. Эти игры я использую на индивидуальных занятиях.
- Когда происходит знакомство с камешками, обращаем внимание детей на цвет, размер, текстуру.
- Предлагаем опустить руки в вазу и набрать полный кулак, затем сразу двумя ладонями.
- Можно выложить на внутренней стороне рук до локтя, на тыльной стороне ладони. Поупражняться захватом «кулачковый», «щепотью», «пинцетный».
Использование игр «Марблс» позволяет решать основные задачи логопедической работы по коррекции и развитию речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие»:
- Развитие словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
- Развитие связной речи;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Обучение элементам грамоты.
Камешки Марблс используются в различных блоках коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с нарушениями речи:
- Артикуляционная гимнастика:
При выполнении упражнений используются картинки или схемы комплекса упражнений. После правильного выполнения артикуляционного упражнения, ребенок закрывает картинку с изображением выполненного упражнения камешком. Также можно использовать не только органы артикуляционного аппарата, но и задействовать руки.
Упражнение «Трубочка» (вытягиваем губы вперед и удерживаем камешек, зажатый двумя ладонями).
Упражнение «Лопатка» (удерживаем широкий, расслабленный язык на нижней губе, одновременно держим камешки на открытой ладошке). И т.д.
- Дыхательная гимнастика:
Для упражнений по формированию правильного речевого дыхания дети самостоятельно выкладывают на столе дорожку и выполняют упражнение. Например, можно использовать игру «Футбол». Также можно использовать камешки во время игр с песком. Ребенку предлагается найти спрятанный в песке предмет без помощи рук, а с помощью выдуваемого воздуха через трубочку.
- Автоматизация поставленных звуков:
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: автоматизация звука изолированно или в слогах.
Ребенку предлагается инструкция: «Произнеси звук/слог столько раз, сколько камешков ты нащупал в мешочке». Ребенок наощупь определяет количество камешков, называет их количество, затем проверяет и произносит звук/слог столько раз, сколько камешков было спрятано.
Упражнение «Звуковая дорожка»
Цель: автоматизация изолированного звука. Ребенку предлагается инструкция: «Выложи дорожку, повторяя (поставленный звук)».
Упражнение «Ритмические круги»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ребенку предлагается инструкция: «Продолжи ритмический ряд, произнося слоги с заданным звуком. Например: кладет рыбку – говорит ЛА, кладет яблоко – говорит ЛЫ
Игра «Спрятанные картинки»
Цель: автоматизация поставленных звуков в словах.
Ребенку предлагается инструкция: «Назови предмет, спрятанный под камешком». Ребенок убирает по одному камешку с каждой картинки и называет предметы до тех пор, пока не соберет все камешки.
- Формирование слоговой структуры слова:
Для отработки слоговой структуры слова используется готовый наглядный вариант с подсказками. Ребенок по слогам произносит слова из одного, двух, трех, четырех слогов, по очереди выкладывая камешки, в зависимости от уровня нарушения. Картинки меняются по мере усложнения. Можно также выкладывать камешки без зрительной опоры, опираясь на память.
- Развитие лексической и грамматической сторон речи:
Игра «Скажи наоборот»
Цель: формирование умения понимать слова с противоположным по смыслу значением. Ребенку предлагается инструкция: «Выложи на лентах дорожки из камешков. Сравни, какая лента короткая, а какая длинная».
Упражнение «Где находится?»
Цель: закрепление знаний предлогов и их использование в речи по специально изготовленным картинкам или карточкам.
На карточках изображена картинка, а также схема предлогов. Ребенок составляет предложение по картинке, выкладывая камешек на схему предлога. Тут же уточняется правильное произношение и словарный запас.
Упражнение «Один, два, пять»
Цель: формирование навыка согласования количественных числительных с существительными.
Ребенку предлагается инструкция: «Сосчитай предметы: одна матрешка, две матрешки… пять матрешек».
- Развитие связной речи:
Упражнение «Выложи букву»
Цель: закрепление образа буквы.
Дети выкладывают букву из камешков по образцу или методом наложения.
Упражнение «Твердый-мягкий»
Цель: формирование умения дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах.
Логопед произносит слоги или слова с заданным звуком, а дети выполняют задание: если слышится мягкий звук, кладется зеленый камешек в зеленый вагон, если слышится твердый звук, кладется синий камешек в синий вагон
- Подготовка к обучению грамоте:
Игра «В каком вагоне»
Цель: формирование навыков фонематического анализа.
Ребенку предлагается инструкция: «Найди картинку с изображением предмета, в котором есть (заданный звук). Определи в каком вагоне поедет этот предмет. Синий – для твердых согласных звуков, зеленый – для мягких согласных звуков, красный – для гласных звуков. Размести камешек в окошке вагона, где ты слышишь этот звук: в начале, в середине или в конце».
- Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений:
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развивать тактильную память, способность на ощупь определить букву.
Ребенку предлагается инструкция: «Найди в волшебном мешочке с марблами на ощупь букву и отгадай ее, а затем придумай слово, начинающееся на эту букву.
Упражнение «Пальчиковая дорожка»
Цель: формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам ф
Ребенку предлагается инструкция: «Помоги котенку добраться до цветочка. Давай построим для него дорожку». Ребенок выкладывает дорожку из камешков, затем шагает по ним пальчиками. Также можно предложить произносить поставленный звук или слоги с заданным звуком.
- Развитие пространственных представлений, образного мышления:
Игра «Веселые пальчики»
Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить названия цветов.
Логопед просит из емкости достать камешки: красные камешки взять большим и указательным пальцем желтые камешки взять большим и средним пальцем зеленые камешки взять большим и безымянным пальцем синие камешки взять большим пальцем и мизинцем
Упражнение «Переложи кристаллы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, автоматизация звуков и развитие фонематических представлений.
Выполняя манипуляции с камешками, просим ребенка брать их из контейнера с помощью пластикого пинцета. Перекладывая каждый камешек, ребенок называет автоматизируемый звук или слог, а также придумывает слова на заданный звук.
Упражнение «Выложи по контуру»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах
Детям предлагается выложить камешками геометрические фигуры по контуру
Упражнение «Найди картинку»
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Ребенку предлагается инструкция: «Закрой круглыми камешками все круги на рисунке, ракушками закрой все облака, квадратными камешками закрой все квадраты и т.д.»
Игра «Найди предмет»
Цель: формирование умений и навыков в пространственном ориентировании на плоскости Ребенку предлагается инструкция: «Найди предмет, который находится в левом верхнем углу» и т.д. Ребенок называет предмет и закрывает камешком Марблс. Картинки могут быть подобраны на поставленный у ребенка звук. Тогда совместно с развитием пространственных представлений происходит автоматизация звука в словах.
Важно помнить:
- Применение камешков Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое помогает стимулировать интерес и желание ребенка;
- выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого;
- подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...
Презентация "Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе"
Рекомендации по использованию камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста....
Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Опыт коррекционно-развивающей работы с использованием камешков марблс...
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Игры с камешками марблс - разноцветное счастье для ...
Использование камешков МАРБЛС в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ
Всем известно, что свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ.И в своей работе мне часто приходится сталкиваться с различными психоэмоциональными нарушениями у детей...
Методическое пособие "Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"
В дидактическом пособии «Игры с камешками марблс» представлена собственная практика коррекционной и развивающей работы с детьми. Пособие направлено на развитие познавательных процессо...
Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста
Проанализировав возможности разных здоровьесберегающих технологий, учитывая особенности детей нашей группы, мы пришли к выводу, что оптимальное сочетание – развитие моторного праксиса, выс...