«Методика коррекции нарушения звука –С»
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Знание методики постановки звука «с» важно для успешного исправления его в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_metodika_korrektsii_narusheniya_zvuka_-s.pptx | 562.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционный профиль основного звука группы свистящих – звука [ с ]
Специфические причины недочётов свистящих звуков дефекты слуха неправильное строение зубов, челюстей (открытый передний прикус, открытый боковой прикус) толстый язык слабость мышц языка парезы и параличи одной стороны языка
Недостатки произношения свистящих звуков Межзубный сигматизм . . Боковой сигматизм . Носовой сигматизм Губно-зубной парасигматизм Призубный парасигматизм . Шипящий парасигматизм
Приемы постановки свистящих звуков Подготовительный этап . При отсутствии звука [ с ] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: - положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; -умение распластывать язык; -умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, - длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка.
Комплекс артикуляционных упражнений «Улыбочка» « Заборчик» «Птенчик» - «Накажем непослушный язычок» «Лопаточка» «Трубочка» - «Оближем губки» «Почистим нижние зубки» «Часики» «Змейка» «Орешек» «Загони мяч в ворота» «Киска сердится» «Прокати карандаш»
Способы постановки звука [ с ] подражание механическая помощь (используются специальные логопедические зонды) смешанный (подражание + механическая помощь) обходной (с опорой на сохранные или уже исправленные звуки)
Постановка звука на основе подражания. Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука « С ». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук « С ».
Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. – насосом накачиваем колесо ( с-с-с ); - дует холодный ветер ( с-с-с ); - пропоем песенку водички ( с-с-с ); - подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с ).
Постановка звука механическим способом. Можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой
Постановка звука на основе опорных звуков . Для звука « С » это звуки « И » и « Ф ». Звук « Ф » – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Звук « И » одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.
При организации работы на подготовительном этапе и этапе постановки свистящих звуков важно определить причину дефекта и вид сигматизма у детей использовать эмоциональные образы воспитывать точные и дифференцированные установки и движения артикуляционных органов при произнесении свистящих звуков иметь достаточное количество привлекательных для данной группы детей упражнений, приёмов и приспособлений следовать принципам новизны, методичности и систематичности в работе
Межзубный : ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать легкий ветерок».
Боковой : сначала добиваются межзубного произношения [с], чтобы избавиться от хлюпающего шума (иногда используют механическую помощь для выработки продолжительного желобка по средней линии языка); затем переводят кончик языка в зазубное положение (за нижние резцы).
Носовой : ребенку предлагается: длительно произносить звук [ ф ], просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами. Затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком [ ф ]: постепенно убирая кончик языка за нижние резцы.
Губно-зубной : ребенку предлагается, используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке длительно произносить звук [с] (иногда используется механическая помощь - придерживают нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой).
Призубный : используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки дать ощутить длительную воздушную струю при произнесении [с] логопедом, а потом им самим), добиваются правильного звучания [с].
Шипящий : ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно [ ф ] и добиваться правильного звучания [с ].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме"Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры у детей с ОНР"
В данном материале раскрывается актуальность данного вида работы с детьми, имеющими диагноз ОНР. Приведены основные направления и этапы работы над звуко-слоговой структурой, практический материа...
Теоретические основы и практические приёмы коррекции нарушения произношения звуков [р],[р\'].
Не всегда есть возможность обратиться к специалисту. Данный материал поможет справиться с проблемой самостоятельно....
Методическая разработка на тему «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры у детей с ОНР»
В данном материале раскрывается актуальность данного вида работы с детьми, имеющими диагноз ОНР. Приведены основные направления и этапы работы над звуко-слоговой структурой, практический материа...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»
Рабочая программа предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих недоразвитие фонетического строя речи...
«Применение методики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия с использованием технологии ФБУ»
Технология Бос и здоровье дошкольников Физическое здоровье населения – это основа эффективного развития государства. В начале 70 годов прошлого века русский физиолог А.А. Сметанкин начал ис...
Методика коррекционной работы при коррекции нарушений голоса
В данном материале представлена методика коррекционной работы при коррекции нарушений голоса, описаны этапы коррекционной работы, и упражнения, которые можно включить в коррекционную работу по формиро...
Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных
Пособие посвящено описанию, диагностике и коррекции одной из наиболее распространенных форм аграмматизма у детей с экспрессивной алалией и задержкой языкового развития...