Логопедические упражнения
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Игры и упражнения на различную симптоматику нарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danilova_o.s._igry.docx | 922.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая сторона речи (симптоматика нарушений) | Упражнения для коррекции |
лексика Однотипность прилагательных Неточность употребления предлогов Отсутствие в речи наречий Определяют слова с абстрактным значением более элементарно и примитивно, чем школьники с нормотипическим развитием У многих отсутствуют слова обобщающего характера Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных. Редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека. Замены слов по семантическому сходству, характерны замены слов с диффузным, расплывчатым значением (скачет, ползет — идет, высокий, толстый — большой). | «Подбери слово»: Цель: учить детей подбирать имена существительные к глаголам (с опорой на картинку). Описание: педагог предлагает назвать к действию как можно больше слов. Задаёт детям вопрос. Речевой материал: наступает (что? зима), валит (что? снег), кружится (что? снег), замерзает (что? река), блестит (что? снег), лепят (кого? снеговика), падает (что? снег).
«Скажи наоборот» Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы) Описание: Ребенку предлагают ряд слов, к которому подбирают противоположные значению слова. Речевой материал: короткий шарф (длинный шарф), чёрная шапка (белая шапка), пасмурный (солнечный), мягкий (твёрдый), летний день ( зимний день), тяжёлый снег ( легкий снег).
Игра «Назови лишнее слово» Цель: учить определять однокоренные слова. Описание: Ребенку предлагают ряд слов, из которых ему необходимо выделить лишнее слово. Речевой материал: мороз, морозильник, мороженное, моросит. снег, снегирь, снасти, снеговик. холод, хороший, холодильник, холодок. лёд, ледышка, лекарство, ледяной. |
Грамматический строй речи | Игра «Какой, какая» Цель: учиться согласовывать существительные с прилагательным. Описание: Подбери подходящие к картинкам слова признаки. картинки: лыжи (какие?), санки (какие?), снеговик (какой?), коньки (какие?), снег (какой?), зима (какая?), дед мороз (какой), метель (какая?), елка (какая?), подарок (какой), варежка (какая?), шуба (какая?). Игра «Скажи ласково» Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Описание: педагог просит ребенка назвать слово ласково. Речевой материал: санки – саночки, снежинка – снежиночка, сосулька-сосулечка, зима-зимушка, снеговик-снеговичёк, зима-зимушка, горка-горочка, снег-снежок, мороз-морозец, метель-метелица, холод-холодок, елка-ёлочка, лёд-ледок, подарок-подарочек, шуба-шубка, шапка-шапочка.
Ира «Есть-нет» Цель: учить детей употреблять существительные в родительном падеже. Описание: Перед ребенком кладём картинку и спрашиваем это что? (Снег). Далее закрываем картинку и спрашиваем: нет чего? (Снега) Речевой материал: снег, мороз, снеговик, метель, зима, холод, месяц, ёлка, снегопад, снежок, день, ночь. |
Фонетико-фонематическая сторона | Игра «Выдели первый звук в слове» (с опорой на картинку) Цель: учить выделять первый звук в слове. Описание: Назови первый звук в слове. Речевой материал: снег, санки, лыжи, коньки, рукавичка, шубка, шапка, Игра «Выбери картинку, в названии которых есть звук С» Цель: учить выделять заданный звук в слове. Снег, шапка, шарф, сапоги, коньки, лыжи, сани, сосулька, Игра «Угадай» Цель: развитие фонематического анализа и синтеза. Описание: Назови слово, которое ветер сдул и превратил в звуки. З И М А, Ш У Б А, Ш А П К А, Какое слово получилось? |
Звуко-слоговая структура слова | Игра «Что изменилось?» Цель: учить различать слова разной слоговой структуры. Описание: Скажи, чем похожи, а чем различаются слова? Посчитай сколько слогов в слове! Ребенку дают родственные слова: снег, снежок, снежинка. мороз, морозец. санки, саночки. холод, холодок. Игра «Собери слово из слогов» (на разноцветных карточках педагог даёт слоги) Цель: учить детей составлять слова из слогов. Описание: Даются карточки со слогами. Составь слово из этих слогов. МО-РОЗ ШУ-БА, СА-ПО-ГИ Можно предложить картинки (зрительная опора) Игра « Первый слог потерялся» Цель: учить детей подбирать слоги к словам. Описание: Даются карточки со слогами. Нужно вставить пропущенный слог. Педагог: Какой слог убежал? Если затрудняется, то предлагаем опорные картинки. … роз (мороз) … поги (са) … режки (варежки) … сулька (сасулька) |
Связная речь | Игра «Закончи предложение» Цель: учить детей составлять сложные предложения со значением противопоставления. Описание: Продолжи фразу. Речевой материал: зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) зимой бывает снег, а летом… зимой снег падает, а весной….. зимой катаются на санках, а летом… зимой лес спит, а весной…(просыпается) зимой катаются на коньках, а летом на… зимой бывает холодно, а летом… зимой деревья белые, а осенью… зимой растут сугробы, а летом зимой лепят снеговика, а летом…(башни из песка) Игра «Что вчера» Цель: Учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени. Описание: Продолжи фразу. Речевой материал: сегодня снег блестит, а вчера (блестел) сегодня снег падает, а вчера… сегодня снег сверкает, а вчера.. сегодня снег тает, а вчера… сегодня снег хрустит, а вчера… сегодня снег идёт, а вчера… сегодня снег ложиться, а вчера.. сегодня снег кружиться, а вчера… Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам» Описание: Педагог говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме. последовательность лепки. |
Нарушения чтение | 1. Упражнение «Соотнеси слово » Цель: учить детей составлять предложения с помощью опорных схем. Описание: Предлагаем ребенку сюжетную картинку и схему составления предложений из 2, 3, 4, 5 слов. Ребенок составляет предложение со зрительной опорой, каждое предложение анализируется. Логопед задает вопросы: какое первое, второе и т.д. 2. Игра «Собери предложение». Цель: собери из слов предложение и составь рассказ. Описание: Собери из слов предложение и составь рассказ. Детям даются опорные последовательные картинки (по требованию). Речевой материал: ЗИМА, ХОЛОДНАЯ, НАСТУПИЛА. УЛИЦЕ НА МОРОЗ. КАТАЮТСЯ САНКАХ ДЕТИ НА. 3. Игра «Зимние картинки» Цель: Научить детей подбирать слова-картинки по группам. Описание: Выбери картинки, которые относятся к зимнему виду транспорта. 4. Упражнение «Составь текст» Цель: учить детей понимать текст и последовательно составлять его с помощью предложений. Описание: Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст (с опорой на картинки). __На полях появились сугробы. _Наступила зима. __Дети пошли строить горку. __Как же весело кататься! |
Нарушение письма | Дидактическая игра: Большая буква. Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква В букве большой- Дидактическая игра: «Заполни квадрат» Описание: В начале каждой строчки – картинка. Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д. Дидактические задания и упражнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедические упражнения и занятия
1. «Улыбочка»Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. 2. «Заборчик»Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.3. «Птенчик»Широко открыть рот, как можно дальше развед...
Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"
Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"...
О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика
пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...
Логосказки как форма проведения логопедических упражнений
Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Как показывает практический опыт, постепенно у детей появляетс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭСТРАДНО - ХОРОВОМ ВОКАЛЕ
Методическая разработа будет полезна педагогам по вокалу....
Логопедические упражнения
Не секрет, что после того, как ребёнок «пошёл», вы с наибольшим нетерпением ждете, когда он заговорит. Если к полутора годам малыш не начинает пробовать разговаривать, - достаточный ли это...