Логопедические упражнения
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Данилова Ольга Сергеевна

Игры и упражнения на различную симптоматику нарушения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danilova_o.s._igry.docx922.34 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая сторона речи

(симптоматика нарушений)

Упражнения для коррекции

лексика

Однотипность прилагательных

Неточность употребления предлогов

Отсутствие в речи наречий

Определяют слова с абстрактным значением более элементарно и примитивно, чем школьники с нормотипическим развитием

У многих отсутствуют слова обобщающего характера

Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных.

Редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.

Замены слов по семантическому сходству, характерны замены слов с диффузным, расплывчатым значением (скачет, ползет — идет, высокий, толстый — большой).

«Подбери слово»:

Цель:  учить детей подбирать имена существительные к глаголам (с опорой на картинку).

Описание: педагог предлагает назвать к действию как можно больше слов. Задаёт детям вопрос.

Речевой материал: наступает (что? зима), валит (что? снег), кружится (что? снег), замерзает (что? река), блестит (что? снег), лепят (кого? снеговика), падает (что? снег).

D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\зима.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\снег.jpg D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\снеговик.jpg 

«Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы)

Описание: Ребенку предлагают ряд слов, к которому подбирают противоположные значению слова.

Речевой материал: короткий шарф (длинный шарф), чёрная шапка (белая шапка), пасмурный (солнечный), мягкий (твёрдый),  летний день ( зимний день),  тяжёлый снег ( легкий снег).

D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\зимний день.jpg D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\летний день.jpg 

Игра «Назови лишнее слово»

Цель: учить определять однокоренные слова. D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\легкий снег.jpg

Описание: Ребенку предлагают  ряд слов, из которых ему необходимо выделить лишнее слово.D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\снег кружится.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\тяжёлй снег.jpg

Речевой материал: 

мороз, морозильник, мороженное, моросит.

снег, снегирь, снасти, снеговик.

холод, хороший, холодильник, холодок.

лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Грамматический строй речи

Игра «Какой, какая»

Цель: учиться согласовывать существительные с прилагательным.

Описание: Подбери подходящие к картинкам слова признаки.

картинки: лыжи (какие?), санки (какие?),  снеговик (какой?), коньки (какие?),  снег (какой?), зима (какая?), дед мороз (какой),  метель (какая?), елка (какая?), подарок (какой),  варежка (какая?), шуба (какая?).

D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\лыжи.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\санки.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\коньки.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\снеговик.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\снег.jpg

Игра «Скажи ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание: педагог просит ребенка назвать слово ласково.

Речевой материал: санки – саночки, снежинка – снежиночка, сосулька-сосулечка, зима-зимушка, снеговик-снеговичёк, зима-зимушка, горка-горочка, снег-снежок, мороз-морозец, метель-метелица, холод-холодок, елка-ёлочка, лёд-ледок, подарок-подарочек, шуба-шубка, шапка-шапочка.D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\ёлка.jpg

  D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\горка.jpg

Ира «Есть-нет»D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\шуба.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\шапка.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\санки.jpg

Цель: учить детей употреблять существительные в родительном падеже.

Описание: Перед ребенком кладём картинку и спрашиваем это что? (Снег). Далее закрываем картинку и спрашиваем: нет чего? (Снега)

Речевой материал: снег, мороз, снеговик, метель, зима, холод, месяц, ёлка, снегопад, снежок, день, ночь.

Фонетико-фонематическая сторона

Игра «Выдели первый звук в слове» (с опорой на картинку)

Цель: учить выделять первый звук в слове.

Описание: Назови первый звук в слове.

Речевой материал: снег, санки, лыжи, коньки, рукавичка, шубка, шапка,

D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\рукавицы.jpg

D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\шапка.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\шуба.jpg

Игра «Выбери картинку, в названии которых есть звук С»

Цель: учить выделять заданный звук в слове.

Снег, шапка, шарф, сапоги, коньки, лыжи, сани, сосулька,

D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\сосулька.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\снег.jpg

Игра «Угадай»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\шарф.jpg

Описание: Назови слово, которое ветер сдул и превратил в звуки.

З   И  М   А, Ш  У   Б   А, Ш   А   П  К  А,  D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\сапоги.jpg

Какое слово получилось?

Звуко-слоговая структура слова

Игра «Что изменилось?»

Цель: учить различать слова разной слоговой структуры.

Описание: Скажи, чем похожи, а чем различаются слова? Посчитай сколько слогов в слове!

Ребенку дают родственные слова:

снег, снежок, снежинка.

мороз, морозец.

санки, саночки.

холод, холодок.

Игра «Собери слово из  слогов» (на разноцветных карточках педагог даёт слоги)

Цель: учить детей составлять слова из слогов.

Описание: Даются  карточки со слогами. Составь слово из этих слогов. МО-РОЗ

ШУ-БА, СА-ПО-ГИ

Можно предложить картинки (зрительная опора)D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\морорз.jpg

D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\шуба.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\сапоги.jpg

Игра « Первый слог потерялся»

Цель:  учить детей подбирать слоги к словам.

Описание: Даются  карточки со слогами. Нужно вставить пропущенный слог. Педагог: Какой слог убежал? Если затрудняется, то предлагаем опорные картинки.

… роз (мороз)

… поги (са)

… режки (варежки)

… сулька (сасулька)

Связная речь

Игра «Закончи предложение»D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\снег кружится.jpg

Цель: учить детей составлять сложные предложения со значением противопоставления.

Описание: Продолжи фразу.

Речевой материал:

зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) 

зимой бывает снег, а летом…

зимой снег падает, а весной…..

зимой катаются на санках, а летом…D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\снег.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\цветы.jpg

зимой лес спит, а весной…(просыпается)

зимой катаются на коньках, а летом на…

зимой бывает холодно, а летом…

зимой деревья белые, а осенью…

зимой растут сугробы, а летом

зимой лепят снеговика, а летом…(башни из песка)

Игра «Что вчера»

Цель: Учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени.D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\листопад.jpg

Описание: Продолжи фразу.

Речевой материал: сегодня снег блестит, а вчера (блестел)

сегодня снег падает, а вчера…

сегодня снег сверкает, а вчера..

сегодня снег тает, а вчера…

сегодня снег хрустит, а вчера…

сегодня снег идёт, а вчера…

сегодня снег ложиться, а вчера..

сегодня снег кружиться, а вчера…

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам»
Цель:  Умение рассказать этапы изготовления снеговика, ориентируясь на личный опыт. Развитие предпосылок к словесно-логическому мышлению.

Описание: Педагог говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме. последовательность лепки.
 
https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_36683dfaf1b5a8ee6067830526572104.jpg.jpg

Нарушения чтение

1. Упражнение «Соотнеси слово »

Цель: учить детей составлять предложения с помощью опорных схем.

Описание: Предлагаем ребенку сюжетную картинку и схему составления предложений из 2, 3, 4, 5 слов. Ребенок составляет предложение со зрительной опорой, каждое предложение анализируется. Логопед задает вопросы:  какое первое, второе и т.д.

2. Игра «Собери предложение».

Цель: собери из слов предложение и составь рассказ.

Описание: Собери из слов предложение и составь рассказ. Детям даются опорные последовательные картинки (по требованию).

Речевой материал:

ЗИМА, ХОЛОДНАЯ, НАСТУПИЛА.

УЛИЦЕ НА МОРОЗ.

КАТАЮТСЯ САНКАХ ДЕТИ НА.

3. Игра «Зимние картинки»Картинки по запросу зима картинки для детей

Цель: Научить детей подбирать слова-картинки по группам.

Описание: Выбери картинки, которые относятся к зимнему виду транспорта.

4. Упражнение «Составь текст»

Цель: учить детей понимать текст и последовательно составлять его с помощью предложений.

Описание: Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст (с опорой на картинки).

__На полях появились сугробы. _Наступила зима. __Дети пошли строить горку. __Как же весело кататься!

D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\снег.jpg

D:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\зимний день.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\строят горкуу.jpgD:\документы\документация 21-22 год\учёба 5 курс\весело кататься.jpg

Нарушение письма

Дидактическая игра: Большая буква. 
Цель:
 закрепление правила написания заглавной буквы в словах. 
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек. 
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т.е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква 
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале, 
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали. 
На букву подруги, Имя, фамилия 
Но почему? Пишутся с нею, 
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее, 
Чтобы звучали громко и гордо 
Буква расти не сама захотела, Имя твое 
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города. 
Ставиться в слове Буква большая - 
Не зря и непросто Совсем не пустая, 
Буква такого высокого роста.

В букве большой- 
Уважения знак.(С.Измайлов) 

Дидактическая игра: «Заполни квадрат» 
Цель:
 активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова. 
Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове, памятки для каждого ребёнка с правилами написания мягкого знака.

Описание: В начале каждой строчки – картинка. Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д. 
Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются за каждое верно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко.

Дидактические задания и упражнения. 
Цель:
 закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление. 
1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине. 
2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедические упражнения и занятия

1. «Улыбочка»Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. 2. «Заборчик»Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.3. «Птенчик»Широко открыть рот, как можно дальше развед...

Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"

Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"...

О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика

пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсульти­роваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...

Логосказки как форма проведения логопедических упражнений

Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Как показывает практический опыт, постепенно у детей появляетс...

Логопедические упражнения

Не секрет, что после того, как ребёнок «пошёл», вы  с наибольшим нетерпением ждете, когда он заговорит. Если к полутора годам малыш не начинает пробовать разговаривать, - достаточный ли это...