Логопедические упражнения
консультация по теме
Не секрет, что после того, как ребёнок «пошёл», вы с наибольшим нетерпением ждете, когда он заговорит. Если к полутора годам малыш не начинает пробовать разговаривать, - достаточный ли это повод для беспокойства?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskieuprazhneniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические упражнения
Уважаемые родители!
Не секрет, что после того, как ребёнок «пошёл», вы с наибольшим нетерпением ждете, когда он заговорит. Если к полутора годам малыш не начинает пробовать разговаривать, - достаточный ли это повод для беспокойства? Логопеды и психологи утверждают: каждая ситуация очень индивидуальна, но чего точно делать нельзя, так это слушать советы вроде «не переживай, мой тоже долго молчал, а потом сам разговорился». Ребёнок и в самом деле может «разговориться» со временем, но вопрос в том, какая это будет речь.
Итак, вас должно насторожить, если:
- в 1 месяц ребёнок не кричит перед кормлением;
- в 5 месяцев не прислушивается к музыке:
- в 9 месяцев не старается копировать интонации взрослых и не произносит одинаковых слогов («ма-ма-ма», «ба-ба-ба»);
- к 1,4 годам не говорит слов «мама» и «папа»;
- к 2 годам не может показать то, что ему называют, и не выполняет сложных просьб;
- к 4 годам не знает ни одного стихотворения.
С точки зрения речи психологи разделяют детей на «говорунов» и «молчунов». Первые – очень активны в познании внешнего мира. Они всем вокруг интересуются, задают много вопросов и начинают говорить быстрее. Вторым нужна адаптация в новой обстановке, эти дети могут начать говорить позже, но без дефектов.
После обращения к логопеду, независимо от того, какой диагноз поставили малышу, важно уяснить: хорошо владея правильной речью, ребёнок сможет гораздо проще выражать свои мысли, у него больше возможностей для общения с миром. Плохо говорящие дети в будущем могут стать нерешительными и замкнутыми. Поэтому с самого раннего детства с ребёнком нужно делать специальные логопедические упражнения для развития подвижности органов речи. Это гимнастика для переключаемости артикуляционных органов, тренировка тех движений языка и губ, которые нужны для правильного произношения звуков. При этом важно правильно подобрать индивидуальный комплекс логопедических упражнений. Они могут быть статическими («Трубочка», «Чашечка», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка») и динамическими («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Маятник»). Статические упражнения – это удерживание артикуляционной позы в течение 6-15 секунд. Динамические упражнения – это ритмичное повторение движений по 6-7 раз для переключаемости речевого аппарата. Эти упражнения могут использоваться для тренировки произношения отдельных звуков (например, упражнением «Чашечка» можно тренировать положение языка для звука «р»). При этом есть укрепляющие упражнения, предназначенные для тренировки самого подвижного органа – языка (упражнение «Иголочка»: высунуть из открытого рта узкий и напряжённый язык; «Маятник»: двигать кончиком языка справа налево). Немаловажна для правильной артикуляции и подвижность губ. Например, упражнения с вытянутыми в трубочку округленными губами помогут правильно произносить звуки «у», «и», «о», «з», «с».
Логопедические упражнения эффективны только при комплексном и регулярном ежедневном выполнении. Каждый комплекс поможет правильно «поставить» губы, язык и артикуляцию воздуха. Начинать упражнения нужно с тренировки основных движений, а потом переходить к отработке специальных положений. В некоторых случаях упражнения необходимо проводить с логопедом, а иногда можно заниматься дома, подыскивая на всевозможных логопедических сайтах новые занятия и игры для устранения конкретной проблемы. В любом случае, рекомендуется делать гимнастику 3-4 раза в день по 4 минуты (не больше 3 упражнений за один раз). Нужно следить, чтоб малыш выполнял упражнение хорошо и правильно. Наилучшее положение для гимнастики – сидя с прямой спиной, но без напряжения рук и ног. Ребёнок должен видеть своё лицо, поэтому посадите его перед зеркалом. Сначала расскажите малышу о предстоящей работе, а затем покажите, как делать упражнение. Следите, чтобы все движения были симметричными по отношению к правой и левой сторонам лица. Упражнения будут эффективными только при положительном настрое ребёнка: ни в коем случае не ругайте и не критикуйте малыша.
При домашних занятиях эффект должен появиться в течение 1 месяца. Если за это время не наблюдается точность движений, устойчивость органов артикуляции, значит, либо вы неправильно выполняли упражнения, либо речевая проблема более серьёзна и стоит обратиться к специалисту.
Логопеды сравнивают речь ребёнка с глиной: пока она мягкая, из неё можно слепить что угодно, но вы не придадите правильную форму застывшей глине. Поэтому не тяните с решением речевых проблем малыша, ведь «запущенные» дефекты устраняются гораздо сложнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедические упражнения и занятия
1. «Улыбочка»Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. 2. «Заборчик»Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.3. «Птенчик»Широко открыть рот, как можно дальше развед...
Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"
Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"...
О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика
пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...
Логосказки как форма проведения логопедических упражнений
Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Как показывает практический опыт, постепенно у детей появляетс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭСТРАДНО - ХОРОВОМ ВОКАЛЕ
Методическая разработа будет полезна педагогам по вокалу....