Статья Зачем делить слова на слоги?
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Корсук Анна Владимировна

Существует множество различных методик деления слов на слоги. В данной статье я знакомлю с  навыками деления слов на слоги.

Если ребёнок сталкнулся со сложностями:

- непонимание разницы между буквой и звуком,

- незнанием букв,

- отсутствием чувства ритма,

- неумение считать до пяти,

- непониманием, что означает слово,

- невозможность  узнать слово на картинке

Сначала нужно устранить все сложности и только потом переходить к формированию навыка деления слов на слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stattya_na_sayt.odt380.67 КБ
Microsoft Office document icon teh.karat_domashnie_zhivotnye_st.gr_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Зачем делить слова на слоги?

В обучении чтению есть разные методики. Большинство из них предлагают идти от простого к сложному: сначала выучить буквы, а потом последовательно объединять их в слова, предложения и тексты. Как научить ребенка делить слова на слоги – главный вопрос для успешного формирования навыков чтения и письма.

Почему же это так важно?

  • деление на слоги облегчает чтение длинных слов;
  • помогает выполнять фонетический анализ;
  • тренирует правильный перенос с одной строчки на другую.

Если этот навык успешно освоен, можно переходить к следующему этапу – чтению целых слов на одном дыхании.

Большой ошибкой станет знакомство с буквами в их алфавитном произношении. Если называть буквы «эм», «ша», «эн», то малышу потом будет очень сложно объяснить, почему в слове «ма-ши-на» они звучат по-другому.

С какими сложностями можно столкнуться при обучении:

  • незнание букв;
  • дефекты речи;
  • непонимание разницы между звуком и буквой;
  • неумение считать до пяти;
  • отсутствие чувства ритма;
  • непонимание, что означает слово, невозможность узнать его на картинке.

Сначала нужно устранить все сложности и только потом переходить к формированию навыка.

Как объяснить деление слов на слоги дошкольнику?

Четко спланируйте процесс и всю последовательность действий. Не стоит задавать конкретных временных рамок, ведь каждый ребенок осваивает навык в индивидуальном темпе.

Для занятий заранее подготовьте игры и дополнительные материалы в виде карточек и магнитной азбуки. Дети гораздо лучше воспринимают новые знания наглядно, а еще им нравится трогать объемные буквы и составлять из них фразы.

1. Покажите, что такое слог
Возьмите две буквы, используя кубики, магнитную азбуку или карточки, и соедините их. Чтобы было интереснее, придумайте увлекательную историю: два звука встретились и спели вместе песню: «мааааа». Эта песня получилась, потому есть гласный звук “а”. Без него бы спеть не получилось, поэтому гласный звук - важный участник встречи.

2. Покажите, какие бывают слоги
Положите рядом гласную и согласную буквы и, переставляя их, начните знакомить ребенка с видами слогов: открытым, закрытым, обратным и сложным.

3. Составьте двусложное слово
Спросите, сколько здесь гласных? Посчитайте их, дотрагиваясь до каждой пальчиком. Сколько гласных, столько же и слогов.

4. Переходите к играм.

Последующие занятия начинайте с краткого повторения, постепенно усложняя материал. Для тренировки не рекомендуем давать дошкольникам непонятные и длинные слова, которые нельзя подкрепить картинкой.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе.

Лексическая тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. Деление слов на слоги.

Тема занятия:

Тип занятия: подгрупповое

Лексическая: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Грамматическая: образование существительных при помощи уменьшитель-ласкательных суффиксов.

Фонетическая: Работа над слоговой структурой слова, прохлопывание слоговой структуры слов, развитие фонематического анализа.

Подготовка к постановке звуков: Развитие речевого дыхания, развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме зимующие птицы. Знакомство со сложностями жизни птиц в зимний период. Развитие чувства доброты и сострадания к окружающей нас живой природе.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога). Формирование обобщающего понятия домашние животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).

Коррекционно-развивающие: Развитие речевого дыхания, диалогической речи, развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности. Воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Планируемые результаты занятия:

Предметные

Личностные

- уточнять и расширять представления о домашних живтоных;

- включить в активный словарь детей слова по теме: животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяу-кать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога;

- формировать способность образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- развивать способность делить слова на слоги, анализировать количественный состав слова;

- развивать общую и мелкую моторику.

– прививать любовь к домашним животным;

– знакомить с трудом людей и животных живущих в деревне;

- развивать умение сопереживать окружающему миру;

- формировать потребность к вербальному общению;

- развивать стремление к работе в коллективе.

Форма работы: фронтальная

Основные ресурсы занятия:

Для логопеда:

– методическое пособие Нищева И. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР»

- Технологическая карта логопедического занятия;

цветные карандаши, предметные картинки с изображениями домашних животных, кубики «Домашние животные», сюжетные картинки с изображениями домашних животных.

Для ребенка:

- плоскостные изображения снеговика;

- бумажные птички;

- карандаши;

Ход занятия:

1. Мотивация деятельности.

Содержание деятельности логопеда

Виды деятельности ребенка

время

1. Организационный момент [Уточнение произношения в звукоподражаниях.]

Логопед встречает детей, здоровается с ними и приглашает к столику, на котором стоят фигурки домашних животных.

Логопед. Посмотрите на фигурки животных, которые стоят перед вами. Назовите животное и скажите, как оно подает голос.

Логопед. Верно. Молодцы! Садитесь.

2. Сообщение темы занятия.

Назовите животных, которые стоят на столе. Как мы можем назвать всех этих животных одним словом. Это…?

Если дети затрудняются с ответом, логопед подводит детей наводящими вопросами к правильному ответу.

1-й ребенок. Кошка: мяу.

2-й ребенок. Собака: гав-гав.

3-й ребенок. Корова: му.

4-й ребенок. Лошадь: и-го-го.

.

Дети отвечают.

2-3 минуты

2. Актуализация необходимых знаний. Организация познавательной деятельности обучающихся.

1. Беседа о домашних животных с использованием фигурок. [Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи. Подготовка к составлению описательных рассказов о животных.]

Логопед сооружает на столе перед детьми «загон» и ставит в него фигурки домашних животных.

Логопед. Рассмотрите фигурки животных. Кого вы узнали? Называйте маму и ее детеныша.

Логопед. Правильно. Давайте рассмотрим корову. Какая она?

Логопед. Что у нее на голове?

Логопед. Теперь расскажите о лошадке. Какая она? Что есть у нее на голове?

Логопед. Хорошо. А кто расскажет о козе? Сравните ее по размеру с коровой. Какая она?

Логопед. Верно. Теперь давайте расскажем о собаке. Какого она размера? Какой у нее хвостик?

Логопед. Вы очень хорошо рассказали о животных, которые стоят у нас в загоне. Эти животные называются домашними, потому что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек заботится о них, ухаживает за ними, кормит их и поит, строит им жилище. А вы знаете, какую пользу приносят человеку эти животные? Например, корова?

Логопед. А коза?

Логопед. А еще шерсть и пух, из которых вяжут теплые кофточки, шапочки и носочки.

А что делает собака?

Логопед достает и раскладывает на столе предметные картинки с изображением разных лошадей.

Логопед. Верно. А теперь посмотрите на картинки. Вы видите на них лошадей, которые перевозят грузы: сено, дрова, удобрения. В деревне лошадь — очень нужное животное. На ней пашут землю и перевозят урожай.

Логопед убирает фигурки животных и картинки.

2. Кубики «Домашние животные». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение и расширение словаря по теме.]

Логопед раздает детям коробки с кубиками.

Логопед. Посмотрите на картинки, которые я приготовила. Кого вы видите на них?

Логопед. Попробуйте сложить такие же картинки из кубиков.

2. Динамическая пауза. Подвижная игра. «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Дыхательная гимнастика. [Развитие речевого дыхания.]

Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.

3. Упражнение «Повтори за мной». [прохлопывание слоговой структуры слов, развитие фонематического анализа.]

Логопед приглашает детей на стульчики, которые стоят в ряд.

Логопед. Эта игра уже знакома. Вы должны будете повторить за мной и прохлопать слова. Слушайте первое слово. Ко-за.

Дети показывают фи-гурки животных и называют их.

1-йребенок. Коза и козленок. И.т.д.

Дети. Большая, черная.

Дети. Рога.

Дети. Она большая, коричневая. У нее есть грива.

Дети. Коза небольшая, серая. У нее тоже есть рога.

Дети. Собака маленькая, коричневая. У нее хвост колечком.

Дети. Она дает молоко.

Дети. Она тоже дает молоко.

Дети. Она охраняет своего хозяина и дом.

Дети. Это домашние животные.

Дети выполняют и называют, кто получился на картинке.

(приглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спинке, по хвостику)

(бег по кругу с высоким подниманием колена, руки держат воображаемые поводья)

Упражнение проводится 2—3 раза.

Дети прохлопывают и проговаривают по очереди слова: «ко-за», «се-но», «во-да».

10-12 минут

3. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.

Логопед предлагает детям перечислить те игры, в которых они играли, и оценить работу друг друга.

Дети вспоминают, игры в которые играли, и помогают оценить работу друг друга.

1-2 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как и зачем делить детскую комнату на зоны?

Уже давно педагоги и психологи советуют делить детские комнаты на различные функциональные зоны, соответствующие занятиям и потребностям ребенка....

Беседа в подготовительной группе на тему: «Зачем делают прививки».

Беседа в подготовительной группе на тему: «Зачем делают прививки». Выполнил: Родькина В.Г. воспитатель высшей квалификационной категории.МБДОУ «Атемарский детский сад №...

Статья для родителей. Зачем делать поделки для детского сада.

Зачем родителям делать поделки для детского сада....

исследовательская работа "Зачем делать зарядку?"

исследовательская работа воспитанника старшей группы...

Авторская методическая разработка «Зачем делают прививки».

Конкурс методических разработок в рамках Европейской недели иммунизации «Зачем делают прививки»....

Консультация для родителей «Как и зачем делать артикуляционную гимнастику"

Выполнение артикуляционныхупражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции....

Статья "Зачем делить слова на слоги?"

Для того, чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми  по развитию предпосылок к обучению грамоте,комбинируются различные методы, техники и приёмы, а также разрабатываются дидактиче...