Дополнительная общеразвивающая программа ( образовательная область "Речевое развитие") "Говорушки"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Структура программы
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарный учебный график
4. Методическое обеспечение программы
5. Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В возрасте 4-7 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка, означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. Но малышам не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з] отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки не редко заменяются мягкими («зяйка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» —телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В.Чиркинаидр.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.
К ним относятся:
· Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что неменее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
· Формирование правильного речевого дыхания; Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
· Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что–то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Направленность (профиль) программы − коррекционно-развивающая.
Актуальность данной программы связана с правительственной Стратегией модернизации образования.
На современном этапе образования ведущими видами деятельности дошкольных образовательных учреждений являются – подготовка детей дошкольного возраста к школьному образованию, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие и воспитание духовно-нравственных качеств.
Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, высокая степень индивидуализации, реализации воспитательной функции образования.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе и детском саду, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования детей, взаимодействия с общественными организациями и других факторов.
Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.
В связи с модернизацией образования, возникла потребность в разработке программы по дополнительному образованию, предназначенной для развития и воспитания каждого ребенка высоконравственным, ответственным, творческим, инициативным гражданином России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1), через устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста, формирование навыков устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого общения с окружающими.
Программа по дополнительному образованию «Говорушки» нацелена на реализацию индивидуального подхода в образовании, в рамках которого каждый ребёнок наделяется безусловным правом активно реализовать свой потенциал.
Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 4-7 лет с лёгкими нарушениями речи (НР), сохранным слухом, интеллектом. Программа разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, исправить легкие нарушения речи (НР), способствует подготовке дошкольников к обучению в школе, развитию их творческого потенциала (по способностям и интересам).
Настоящая программа разработана с учетом социального заказа и составлена для детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). При составлении программы были использованы следующие материалы: «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», Н.В. Нищева. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.; Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., 2014. Содержание программы, составлено исходя из информационного, материально-технического и методического обеспечения, а также из собственного опыта; Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет » 2016г.
Программа дополнительного образования дошкольников «Говорушки» ориентирована на детей в возрасте 4-7 лет, имеющие незначительные нарушения речи.
Объем программы – 68 учебных часов.
Формы организации образовательного процесса: очная.
Виды занятий по программе - практические занятия, сюжетно - ролевые игры, и другие виды учебных занятий.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий – Программа кружка «Говорушки» предназначена для проведения занятий с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп 2 раза в неделю во второй половине дня.
Программа предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребенка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация–обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
2. Познание–беседы дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потекши, сказки).
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация–приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
6. Здоровье–укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей
7. Художественное творчество–развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование)
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25 минут, с группой детей до 18 человек.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т.д., песочная терапия и др.)
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физкультминутка
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – веселый Фима, у которого много друзей среди животных и не только. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Фима: жирафом Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей, ушастиком Феней и др. Эти персонажи логопедические игрушки, некоторые из них надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:
· Закон РФ об образовании.
· Конвенция ООН о правах ребенка.
· Типовое положение о МБДОУ.
Цель работы кружка: Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
В коррекционную систему обучения и воспитания детей с нарушениями речи положены следующие принципы:
Ø принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
Ø принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
Ø принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;
Ø принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
Ø принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
Ø принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
Ø принцип учета объема и степени разнообразия материала, во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения;
Ø принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме; учет уровня речевого развития каждого ребенка;
Ø принцип учета эмоциональной сложности материала, чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон;
Ø принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.);
Ø принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Ожидаемые результаты
Ø сформированная правильная артикуляция звуков речи в различных фонематических позициях;
Ø повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
Ø укрепление произвольного и слухового внимания;
Ø расширение рамок общения с помощью мимики, жестов, слов, фраз
Ø коррекция лексико-грамматической стороны речи;
Ø возникновение устойчивых предпосылок для формирования связанной речи.
Условия реализации программы
методы реализации:
1. Правильный образец педагога.
2. Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4.Выкладывание ритмических рисунков(семена, крупа, палочки и т. д.)по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Форма контроля– мониторинг.
Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы. Мониторинг освоения программы по кружку проводится 2 раза в год – в сентябре и в мае (итоговый мониторинг). Мониторинг проводится с помощью альбома экспресс-диагностики «Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет. Экспресс-диагностика».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ø Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы:
Ø Ребенок с развитой координированной работой артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба) и мелкой моторикой;
Ø Ребенок, фонетически правильно оформляющий звуковую сторону речи в соответствии с возрастной нормой;
Ø Ребенок со сформированной просодической стороной речи (дыхание, голос, дикция);
Ø Ребенок с развитым слуховым восприятием, вниманием, памятью, речевым слухом;
Ø Ребенок, грамматически правильно оформляющий самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Ø Ребенок, владеющий навыками диалогической речи;
Ø Ребенок с адекватной самооценкой;
Ø Ребенок, уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Говорушки" | 84.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Холм-Жирковский детский сад «Теремок»
Холм-Жирковского района Смоленской области
ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета Протокол № от 30.08.2024 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» ____________Н.Е.Кудрявцева Приказ № 80 от 30.08.2024 |
Дополнительная общеразвивающая программа
(образовательная область «речевое развитие»)
«Говорушки»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор составитель: учитель-логопед
первой квалификационной категории
Петраченко Мария Олеговна
п.г.т. Холм-Жирковский,
2024 г
Структура программы
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Календарный учебный график
- Методическое обеспечение программы
- Список литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В возрасте 4-7 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка, означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. Но малышам не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з] отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки не редко заменяются мягкими («зяйка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» —телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В.Чиркинаидр.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.
К ним относятся:
- Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что неменее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
- Формирование правильного речевого дыхания; Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
- Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что–то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Направленность (профиль) программы − коррекционно-развивающая.
Актуальность данной программы связана с правительственной Стратегией модернизации образования.
На современном этапе образования ведущими видами деятельности дошкольных образовательных учреждений являются – подготовка детей дошкольного возраста к школьному образованию, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие и воспитание духовно-нравственных качеств.
Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, высокая степень индивидуализации, реализации воспитательной функции образования.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе и детском саду, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования детей, взаимодействия с общественными организациями и других факторов.
Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.
В связи с модернизацией образования, возникла потребность в разработке программы по дополнительному образованию, предназначенной для развития и воспитания каждого ребенка высоконравственным, ответственным, творческим, инициативным гражданином России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1), через устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста, формирование навыков устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого общения с окружающими.
Программа по дополнительному образованию «Говорушки» нацелена на реализацию индивидуального подхода в образовании, в рамках которого каждый ребёнок наделяется безусловным правом активно реализовать свой потенциал.
Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 4-7 лет с лёгкими нарушениями речи (НР), сохранным слухом, интеллектом. Программа разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, исправить легкие нарушения речи (НР), способствует подготовке дошкольников к обучению в школе, развитию их творческого потенциала (по способностям и интересам).
Настоящая программа разработана с учетом социального заказа и составлена для детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). При составлении программы были использованы следующие материалы: «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», Н.В. Нищева. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.; Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., 2014. Содержание программы, составлено исходя из информационного, материально-технического и методического обеспечения, а также из собственного опыта; Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет » 2016г.
Программа дополнительного образования дошкольников «Говорушки» ориентирована на детей в возрасте 4-7 лет, имеющие незначительные нарушения речи.
Объем программы – 68 учебных часов.
Формы организации образовательного процесса: очная.
Виды занятий по программе - практические занятия, сюжетно - ролевые игры, и другие виды учебных занятий.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий – Программа кружка «Говорушки» предназначена для проведения занятий с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп 2 раза в неделю во второй половине дня.
Программа предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребенка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
- Коммуникация–обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
- Познание–беседы дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
- Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потекши, сказки).
- Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
- Социализация–приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Здоровье–укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей
- Художественное творчество–развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование)
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25 минут, с группой детей до 18 человек.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
- Разучивание нового артикуляционного упражнения
- Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т.д., песочная терапия и др.)
- Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
- Физкультминутка
- Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – веселый Фима, у которого много друзей среди животных и не только. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Фима: жирафом Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей, ушастиком Феней и др. Эти персонажи логопедические игрушки, некоторые из них надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:
- Закон РФ об образовании.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Типовое положение о МБДОУ.
Цель работы кружка: Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
В коррекционную систему обучения и воспитания детей с нарушениями речи положены следующие принципы:
- принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
- принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
- принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;
- принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
- принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала, во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме; учет уровня речевого развития каждого ребенка;
- принцип учета эмоциональной сложности материала, чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон;
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.);
- принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Ожидаемые результаты
- сформированная правильная артикуляция звуков речи в различных фонематических позициях;
- повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
- укрепление произвольного и слухового внимания;
- расширение рамок общения с помощью мимики, жестов, слов, фраз
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- возникновение устойчивых предпосылок для формирования связанной речи.
Условия реализации программы
методы реализации:
1. Правильный образец педагога.
2. Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4.Выкладывание ритмических рисунков(семена, крупа, палочки и т. д.)по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Форма контроля– мониторинг.
Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы. Мониторинг освоения программы по кружку проводится 2 раза в год – в сентябре и в мае (итоговый мониторинг). Мониторинг проводится с помощью альбома экспресс-диагностики «Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет. Экспресс-диагностика».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы:
- Ребенок с развитой координированной работой артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба) и мелкой моторикой;
- Ребенок, фонетически правильно оформляющий звуковую сторону речи в соответствии с возрастной нормой;
- Ребенок со сформированной просодической стороной речи (дыхание, голос, дикция);
- Ребенок с развитым слуховым восприятием, вниманием, памятью, речевым слухом;
- Ребенок, грамматически правильно оформляющий самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
- Ребенок, владеющий навыками диалогической речи;
- Ребенок с адекватной самооценкой;
- Ребенок, уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических
- процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные упражнения (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
- Постановка звуков разными способами.
- Автоматизация звуков в речи.
- Дифференциация звуков в речи.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования
- связной речи.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж
- кистей рук.
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения
используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок
терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, игры с бельевыми
прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания
детей на занятии применяются средства ИКТ.
Этапы коррекционной работы по звукопроизношению
I. Подготовительный этап
Задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в
играх и специальных упражнениях;
в) формирование физиологического и речевого дыхания;
г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков;
д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом
пальчиковой гимнастики.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектов звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие [с], [з], [ц], [с´], [з´];
- шипящий [ш];
- шипящий [ж];
- шипящие [ч], [щ].
- сонорный [л];
- сонорные [р], [р´];
Способ постановки
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для [р], [р´]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет»;
для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах
а) [з], [ш], [ж], [с´], [з´], [л] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем
в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
б) [ц], [ч], [щ], [л] — наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и
со стечением согласных;
в) [р], [р´] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию языка.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах (проводится по
следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
4). Автоматизация звуков в предложениях
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в
отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки, стихи с данным словом.
5) Дифференциация звуков:
С — З, СЬ — Ц, С — Ш;
Ж — З, Ж — Ш;
Ч — ТЬ, Ч — СЬ, Ч — Щ;
Щ — С, Щ — ТЬ, Щ — Ч, Щ — Ш;
Р — Л, Р — РЬ, РЬ — ЛЬ, РЬ — Й, ЛЬ — Л.
6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и
синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и
памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых
звуков.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
- наглядность
- сознательность и активность
- доступность и мера
- научность
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
- систематичность
- последовательность
- прочность усвоения знаний
- связь теории с практикой
- воспитание в процессе обучения, вариативный подход.
Приемы и технологии, используемые в МБДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей:
- Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.
- Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры.
- Настольно-печатные игры.
- Дидактические игры.
- Словесные игры.
Изобразительная деятельность:
- Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, просмотр видеофильмов.
- Оформление тематических выставок в уголке изобразительной деятельности.
- Занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
- Ручной труд.
- Самостоятельная деятельность.
- Совместная деятельность.
- Дидактические, настольно-печатные игры.
Музыкальная деятельность:
- Слушание.
- Пение.
- Музыкально-ритмические движения.
- Хороводы.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Музыкально-дидактические игры.
- Занятия.
- Самостоятельная деятельность
- Совместная деятельность
- Аудиозаписи
- ТСО
Театрализованная деятельность:
- Разные виды театров
- Драматизации
Основные направления образовательной работы
Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):
- развитие артикуляционной моторики речевого дыхания
- постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков
- Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия.
- Обогащение активного и пассивного словаря.
- Формирование правильного лексико- грамматического строя речи
- Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.
- КАЛЕРДАРНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятие | Тема занятия | Оборудование | |
Сентябрь | |||
1 | Знакомство с миром звуков. Различие звуков. | ПК, проектор, программа «Мерсибо»- «шум в городе», звоночки, колокольчики, бубен, опорные конспекты. | |
2 | Речевые звуки. Умение различать заданный звук среди других звуков. Развитие подвижность артикуляционного аппарата, моторики пальцев, внимания, логики. | ПК, проектор, программа «Мерсибо»- «Поймать волка», символы гласных, опорные конспекты. | |
3 | Звук С. Развитие артикуляционного аппарата. Специфические дыхательные упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, направленную косо вниз. | ПК, проектор, артикуляционная гимнастика с Фимой, В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.32,опорные конспекты. | |
4 | Звук С. Выделение на слух и в произношении первого ударного гласного звука в словах. | ПК, проектор, студия «Мерсибо»- сдуй бабочек. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.33.,опрные конспекты. | |
5 | Звук С. Выделение первого звука в словах. Развитие фонематического слуха. | ПК, проектор, студия «Мерсибо»- помоги волшебнику. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.33-34.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. | |
6 | Звук С. Развитие фонематического слуха. | ПК, проектор, студия «Мерсибо»- пять добрых дел. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.34-35.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. | |
Октябрь | |||
1 | Звук С. Вызов звука. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, ручной моторики, логики, внимания,памяти. | ПК, проектор, студия «Мерсибо»- пять добрых дел, элексир для бабушки, три поросенка. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.35-36.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. | |
2 | Звук С. Автоматизация звука изолированно и в слогах, прямых и обратных. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. | ПК, проектор, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо»- свистелки. Символ звука.Выкладывание звуковой дорожки. Логодомик с картами на звук С.Картотека на звук С.Картинки на звук С. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.38-39.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. | |
3 | Звук С. Автоматизация звука в словах. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. | ПК, проектор, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо»- автоматизация звука С. Символ звука. Выкладывание звуковой дорожки. Логодомик с картами на звук С.Картотека на звук С.Картинки на звук С. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.39-40.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. | |
4 | Звук С. Автоматизация звука в словах. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. | ПК, проектор, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо»- автоматизация звука С. Символ звука. Выкладывание звуковой дорожки. Логодомик с картами на звук С.Картотека на звук С.Картинки на звук С. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.46-47.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. Бумага цветная, ножницы, клей. Аппликация Сова с совятами на суку» | |
5 | Звук Л′. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Развитие воздушной струи. | ПК, проектор, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо»-ламбада, опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ль. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.48-49.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. | |
6 | Звук Л′. Автоматизация звука. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Развитие фонематического слуха. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо»-ламбада, опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ль. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.49-50.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. | |
7 | Звук Л′. Автоматизация звука. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Развитие фонематического слуха. Выделение ударного слога. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой,студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ль. Предметные картинки на звук Ль. Логоавтобус с картой на звук Л. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.50-51.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. | |
8 | Звук Л′. Автоматизация звука. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Развитие фонематического слуха. Выделение ударного слога. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ль. Предметные картинки на звук Ль. Логоавтобус с картой на звук Л. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.51-52.,опрные конспекты, рабочие листы по количеству детей. | |
9 | Звук Ц. Подготовительный этап. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Развитие резкой, прерывистой струи. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ц. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.60-61.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
Ноябрь | |||
1 | Звук Ц. Автоматизация звука. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Развитие фонематического слуха. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ц. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.61-62.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
2 | Звук Ц. Автоматизация звука. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Развитие фонематического слуха. Развитие логики, внимания, памяти. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ц. Картотека с чистоговорками на заданный звукю В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.62-63.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
3 | Звук Ц. Дифференциация звуков С-Ц. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звуки Ц-С. Картотека с чистоговорками на заданный звукю В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.64-65.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
4 | Звук Ц. Дифференциация звуков С-Ц. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звуки Ц-С. Картотека с чистоговорками на заданный звукю В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.64-65.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
5 | Звук З. Постановка по подражанию с включением голоса. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук З. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.66-67.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
6 | Звук З. Автоматизация звука. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук З. Логоавтобус с карточкой на звук З. Символ звука. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.68-69.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
7 | Звуки С и З. Дифференциация звуков. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Совершенствование мелкой моторики. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звуки З и С. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.76-77.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
8 | Звук Ш. Развитие артикуляционной моторики. Выработка широкой и теплой воздушной струи, направленной косо вверх. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ш. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.80-81.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
9 | Звук Ш. Развитие артикуляционной моторики. Выработка широкой и теплой воздушной струи, направленной косо вверх. Вызов звука. Автоматизация в прямых и обратных слогах. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ш. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.81-82.,опрные конспекты, рабочие листы. | |
Декабрь | |||
1 | Звук Ш. Автоматизация звука. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Развитие ручной моторики. | ПК, проектор, презентация по теме, артикуляционная гимнастика с Фимой, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ш.Предметные картинки на звук Ш. Деревянные фигурки. Сухой бассейн. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.81-83,опрные конспекты, рабочие листы. | |
2 | Звук Ш. Автоматизация звука. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Развитие ручной моторики. | ПК, проектор, презентация по теме, «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звук Ш. Предметные картинки на звук Ш. Игра «Что в мешке». В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.87-88,опрные конспекты, рабочие листы. | |
3 | Звук Ш-С. Дифференциация звуков С и Ш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Развитие логики, внимания, памяти, образного мышления. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо», опорная картинка с артикуляционным укладом на звуки Ш и С. Предметные картинки на звуки Ш и С. Игра «Логодомик». В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.88-89,опрные конспекты, рабочие листы. | |
4 | Звук Л. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке/вызову звука. Развитие подвижности органов артикуляции. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»-артикуляционная гимнастика на звук Л. Символ звука.Звуковые дорожки. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.94-95,опрные конспекты, рабочие листы. | |
5 | Звук Л. Автоматизация звука. Совершенствование всех высших психических функций. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»-артикуляционная гимнастика на звук Л. Символ звука. Звуковые дорожки. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.96-97,опрные конспекты, рабочие листы. | |
6 | Звук Л. Автоматизация звука. Совершенствование всех высших психических функций. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»-артикуляционная гимнастика на звук Л. Символ звука. Звуковые дорожки. Предметные картинки на звук Л. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.99-100,опрные конспекты, рабочие листы. | |
Январь | |||
1 | Звук Л. Автоматизация звука Л. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо» поймай этот звук Л. Символ звука. Звуковые дорожки. Предметные картинки на звук Л. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.105,опрные конспекты, рабочие листы. | |
2 | Звук Ж. Развитие подвижности органов артикуляции. Развитие моторики, внимания, памяти, мышления. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо» Символ звука. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.106-107,опрные конспекты, рабочие листы. | |
3 | Звук Ж. Автоматизация звука. В слогах, словах. Совершенствование фонематических процессов. Развитие подвижности органов артикуляции. Развитие моторики, внимания, памяти, мышления. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо» Символ звука. Чистоговорки на заданный звук. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.108-109,опрные конспекты, рабочие листы. | |
4 | Звук Ж. Автоматизация звука. В слогах, словах. Совершенствование фонематических процессов. Развитие подвижности органов артикуляции. Развитие моторики, внимания, памяти, мышления. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо». Символ звука. Чистоговорки на заданный звук. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.110-111,опрные конспекты, рабочие листы. | |
5 | Звук Ж. Автоматизация звука. Дифференциация Ш-Ж. Совершенствование фонематических процессов. Развитие моторики, внимания, памяти, мышления. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо». Символы звуков. Чистоговорки на заданные звуки. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.111-112,опорные конспекты, рабочие листы. | |
6 | Звук Ж. Автоматизация звука. Дифференциация Ш-Ж. Совершенствование фонематических процессов. Развитие моторики, внимания, памяти, мышления. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо». Символы звуков.Предметные картики. Фигуры на звуки Ш и Ж.. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.112-113,опорные конспекты, рабочие листы. | |
7 | Звуки Ж-З. Дифференциация звуков. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо». Символы звуков. Предметные картинки. Фигуры на звуки З и Ж.. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.114-115,опорные конспекты, рабочие листы. | |
8 | Звуки Ж-З. Дифференциация звуков. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо». Символы звуков. Предметные картинки. Фигуры на звуки З и Ж.. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.114-115,опорные конспекты, рабочие листы. | |
9 | Закрепление пройденного материала. Развитие силы выдыхаемой струи. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Грамматического строя речи. Пополнение Словарного запаса. | ПК, проектор, презентация по теме. | |
Февраль | |||
1 | Звуки Ж-З. Дифференциация звуков. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо». Символы звуков. Предметные картинки. Фигуры на звуки З и Ж.. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.114-115,опорные конспекты, рабочие листы. | |
2 | Звуки Ж-З. Дифференциация звуков. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо». Символы звуков. Предметные картинки. Фигуры на звуки З и Ж.. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.114-115,опорные конспекты, рабочие листы. | |
3 | Закрепление пройденного материала. Развитие силы выдыхаемой струи. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Грамматического строя речи. Пополнение Словарного запаса. | ПК, проектор, презентация по теме. | |
4 | Звук Р. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке/вызову звука. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо». Артикуляционная гимнастика с Фимой. Символ звука. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.117 опорные конспекты, рабочие листы. | |
5 | Звук Р. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке/вызову звука. Закрепление навыка сильного выдоха. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»- грозный рык.Символ звука. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.118-119 опорные конспекты, рабочие листы. | |
6 | Звук Р. Вызов звука по подражанию. Работа над силой выдоха. Закрепление кончика языка в верхнем положении. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»- грозный рык. Символ звука. Звуковые дорожки. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.118-119 опорные конспекты, рабочие листы. | |
7 | Звук Р. Автоматизация звука в через др, тр. Развитие артикуляционной и ручной моторики. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»- грозный рык. Символ звука. Звуковые дорожки. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.123-125 опорные конспекты, рабочие листы. | |
8 | Звук Р. Автоматизация звука в через др, тр. Развитие артикуляционной и ручной моторики. Закрепление материала. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»- грозный рык. Символ звука. Звуковые дорожки. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.123-125 опорные конспекты, рабочие листы. | |
Март | |||
1 | Звук Р. Автоматизация звука при стечении. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, ручной моторики. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»- грозный рык. Символ звука. Звуковые дорожки. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.126-128 опорные конспекты, рабочие листы. | |
2 | Звук Р. Автоматизация звука в словах. Совершенствование фонематических процессов. Развитие внимание, памяти, образного мышления. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо» Символ звука. Звуковые дорожки. Предметные картинки. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.126-128 опорные конспекты. | |
3 | Звуки Р-Л. Дифференциация звуков. Совершенствование звукового анализа и синтеза. Улучшение моторики. Пополнение словарного запаса. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»-рыбалка. ПО «Логоша» дифференциация звуков. Поймай шар. Что в коробке. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.139-140 опорные конспекты. | |
4 | Звуки Р-Л. Дифференциация звуков. Совершенствование звукового анализа и синтеза. Улучшение моторики. Пополнение словарного запаса. | ПК, проектор, презентация по теме, студия «Мерсибо»- волшебный цветок. ПО «Логоша» дифференциация звуков. Крокодил проглотил. Игра рыба-лыба. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.140-141 опорные конспекты. | |
5 | Звук Рь. Подготовительный этап к постановке звука. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Звуковые дорожки. Фигуры с данным звуком. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.142-143 опорные конспекты. | |
6 | Звук Рь. Вызов звука/постановка. Автоматизация в слогах. Развитие памяти, мышления, логики. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Звуковые дорожки. Фигуры с данным звуком. Студия «Мерсибо» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.143-144 опорные конспекты. | |
7 | Звук Рь. Автоматизация звука в словах. Закрепление пройденного материала. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Звуковые дорожки. Фигуры с данным звуком. Студия «Мерсибо» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.145-146 опорные конспекты. | |
Апрель | |||
1 | Звуки Р-Рь. Дифференциация звуков. Совершенствование фонематического слуха. Работа над логикой, вниманием, памятью. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звуков. Звуковые дорожки. Фигуры с данными звуками. Чистоговорки.Стихи, загадки.Студия «Мерсибо» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.152-153 опорные конспекты.Рабочие листы. | |
2 | Звуки Р-Рь. Дифференциация звуков. Совершенствование фонематического слуха. Работа над логикой, вниманием, памятью. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звуков. Звуковые дорожки. Фигуры с данными звуками. Чистоговорки.Стихи, загадки.Студия «Мерсибо» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.153-154 опорные конспекты.Рабочие листы. | |
3 | Звуки Р-Рь. Дифференциация звуков. Совершенствование фонематического слуха. Работа над логикой, вниманием, памятью. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звуков. Звуковые дорожки. Фигуры с данными звуками. Чистоговорки.Стихи, загадки.Студия «Мерсибо». | |
4 | Закрепление ранее изученных звуков. Дифференциация звуков Л-Ль, Р-Рь, Р-Л, Рь-Ль. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Пополнение словарного запаса. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звуков. Звуковые дорожки. Фигуры с данными звуками. Чистоговорки.Стихи, загадки.Студия «Мерсибо». | |
5 | Звук Ч. Подготовительный этап. Развитие артикуляционного аппарата, ручной моторики. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.155-156 опорные конспекты. | |
6 | Звук Ч. Вызов/постановка звука. Автоматизация звука в прямых слогах. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Звуковые дорожки. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.155-156 опорные конспекты. Рабочие листы. | |
7 | Звук Ч. Автоматизация звука. Пополнение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, а также звукового анализа и синтеза. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.157-158 опорные конспекты. Рабочие листы. | |
8 | Звук Ч. Автоматизация звука. Пополнение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, а также звукового анализа и синтеза. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Слоговые ряды. Фишки по количеству детей. Студия «Мерсибо» ПО «Логоша». В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.158-159 опорные конспекты. Рабочие листы. | |
9 | Звук Ч. Автоматизация звука. Пополнение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, а также звукового анализа и синтеза. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Слоговые ряды. Фишки по количеству детей. Студия «Мерсибо» ПО «Логоша». В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.160-161 опорные конспекты. Рабочие листы. | |
Май | |||
1 | Звуки Ч-Сь. Дифференциация звуков. Пополнение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, а также звукового анализа и синтеза. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Слоговые ряды. Чистоговорки, стихи. Студия «Мерсибо» ПО «Логоша». В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.162-163 опорные конспекты. Рабочие листы. | |
2 | Звуки Ч-Ть. Дифференциация звуков. Пополнение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, а также звукового анализа и синтеза. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Слоговые ряды. Чистоговорки, стихи. Студия «Мерсибо» ПО «Логоша». В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.164-165 опорные конспекты. Рабочие листы. | |
3 | Звуки Ч-Ш. Дифференциация звуков. Пополнение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, а также звукового анализа и синтеза. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Слоговые ряды. Чистоговорки, стихи. Студия «Мерсибо» ПО «Логоша». В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.166-167 опорные конспекты. | |
4 | Звук Щ. Автоматизация звука.Развитие подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики, внимания, памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики, внимания, памяти. | ПК, проектор, презентация по теме, образ звука. Слоговые ряды. Студия «Мерсибо» ПО «Логоша». В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко стр.168-169 опорные конспекты. | |
5 | Повторение пройденного материала | ПК, проектор. | |
Мониторинг | - | ||
Итого | 68 часов |
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Для усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляются особых требований. Посещать кружок могут все желающие дети.
Данная программа рассчитана как для детей, развивающихся в соответствии с возрастными нормами, так и для детей, нуждающихся в коррекции нарушений речевого развития. Условно детей можно разделить на несколько групп: дети, у которых речевое развитие соответствует возрасту (данные занятия послужат профилактикой нарушений речевого развития), дети с НОДА, способные самостоятельно передвигаться, дети с ТНР, дети с задержкой психического развития и дети с легкой умственной отсталостью. Реализуемая программа решает ряд важных задач для детей с ОВЗ, а именно:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО часть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Дети с ОВЗ, как правило, нуждаются не только в коррекции нарушений речевого развития, но и в коррекции разных компонентов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Поэтому данная программа направлена на всестороннее воздействие на личность ребенка и на организм в целом.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания для него специальных условий.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально – технические (пространственные) условия организации коррекционно-развивающей среды детей дошкольного возраста:
Технические средства обучения:
1. Мультимедийный проектор;
2. Магнитофон;
3. Ноутбук;
4. Учебно-методическая литература;
5.CD и аудио материал, презентации.
Наглядно – образный материал:
- Наглядное пособие с правильной артикуляцией звука
- Звуковые дорожки
- Символы звуков
- Магнитно-маркерная доска;
- Игровые атрибуты разные по форме, цвету, содержанию.
- Стихи, загадки, сказки.
Методическая и специальная литература
- Поваляева М. А. «Настольная книга логопеда».
- Аманатова М. М. «Справочник школьного логопеда».
- Гайдина Л. И., Обухова Л. А. «Логопедические упражнения».
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 6-7лет».
- Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер».
- Сержантова Т. Б. «Оригами для всей семьи».
- Е. Косинова «Уроки логопеда».
- Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения свистящих звуков».
- Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения шипящих звуков».
- Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения сонорных звуков».
- Агеева И. Д. «500 стишков для зарядки язычков».
- Серия «Ваш умный малыш». Развиваем память. Методическое пособие для занятий с детьми 3-5 лет.
- Серия «Ваш умный малыш». Учимся читать. Методическое пособие для занятий с детьми 3-5 лет.
- Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда».
- Невская В.П. «Речевые игры и упражнения».
- Елена Бортникова «Чудо-обучайка» (составляем рассказ по серии картинок).
- Валентина Буйко «Чудо-обучайка» (звуковые зарядки, чистоговорки, дикция).
- Валентина Буйко «Чудо-обучайка» (речевая моторика, речевое дыхание, дикция).
- Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки С-Cь.
- Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки З-Зь-Ц.
- Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Ш-Ж.
- Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Ч-Щ.
- Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Р-Рь.
- Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Л-Ль.
- Серия тетрадей «Говорим правильно» Читаем предложения.
- Серия тетрадей «Говорим правильно» Играем в слова.
- Серия тетрадей «Говорим правильно» Слова и звуки.
- Серия тетрадей «Говорим правильно» Делим слова на слоги.
- Серия тетрадей «Говорим правильно» Подбери нужный предлог.
- Серия тетрадей «Говорим правильно» Развиваем связную речь.
- Журналы «Логопед».
- Гуськова А. А. «Речевое развитие детей средствами загадки».
- Кучмезова Н. В., Лигостаева И. А. «По ступенькам к звуку».
- Созонова Н., Куцина Е. «Рабочая тетрадь: развиваем технику чтения».
- Юсупова Г. Х., Кузьмина Ф. М., Абуталипова Э. Н., Идельбакова Р. Р. «Коррекция эмоционально-личностного развития детей с речевыми нарушениями».
- Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий в старшей группе».
- Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе
- группе».
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР».
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР».
- Коновалова Н. Г. «Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
- Коновалова Н. Г., Корниенко Л. В. «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста».
- Деева Н. А. «Игровые здоровьесберегающие технологии».
- Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика».
- Кондратенко И. Ю. «Произносим звуки правильно».
- Баскакина И. В., Лынская М. И. «Свистелочка».
- Баскакина И. В., Лынская М. И. «Звенелочка».
- Баскакина И. В., Лынская М. И. «Цоколочка».
- Баскакина И. В., Лынская М. И. «Жужжалочка и Шипелочка».
- Баскакина И. В., Лынская М. И. «Чаепитие на даче у Ч».
- Баскакина И. В., Лынская М. И. «Приключения Л».
- Баскакина И. В., Лынская М. И. «День рождения Р».
- Оглоблина И. Ю., Танцюра С. Ю. «Логопедический массаж: игры и упражнения».
- Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. «В мире слов, букв и звуков».
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц у детей».
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей».
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей».
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей».
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- БелаяА.Е.,МирясоваВ.И.«Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», /А.Е.Белая,В.И.Мирясова//Творческийцентр«Сфера»,
М. -2002.
- ВоробьеваВ.К.- Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие/ В.К.Воробьева// —2006.—С158.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. - Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры,рисунки и пояснения для родителей:Для детей 4 6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей./Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук// Издательство: Литера,М.-2004г.
- Ивчатова Л.А.Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми//Логопед -2010.№1.-с.36-38
- Картушина М.Ю.«Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5лет»-М.:ТЦСфера,2008.–160с.
- КискальтИ. «Солёноетесто: увлекательное моделирование» /И.Кискальт/ профиздат,М.2002.
- СилаеваК.,МихайловаИ.«Солёное тесто»/К.Силаева,И.Михайлова//изд.«Эксмо»,М.2004.
- Сингаевская О.В.,СоболеваА.В. – Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня./ О.В.Сингаевская//-2011г. №2.-С.26-30
- Филичева Т. Б. и др. - Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина//—М.:Просвещение,
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малышок»
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию для детей 2-3 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши» Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....
Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе по физическому развитию (плавание) (для детей 3 – 7 лет )
Настоящая рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» (далее – Программа) разработана для детей общеразвивающих групп от 3 до 7 лет.Одно из важнейши...
Презентация общеразвивающей программы по речевому развитию "Говорушки"
Презентация общеразвивающей программы по речевому развитию "Говорушки"...
Дополнительная общеразвивающая программа (образовательная область «Речевое развитие») «Говорушки»
Программа дополнительного образования дошкольников «Говорушки» ориентирована на детей в возрасте 4-7 лет, имеющие незначительные нарушения речи.Объем программы – 36 учебн...
Дополнительная общеразвивающая программа "Образовательная робототехника Lego Education WeDo"
Дополнительная общеразвивающая программа «Образовательная робототехника Lego Education WeDo» направлена на формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, удовл...