Методическая разработка для детей с ТНР «Маленькая осень»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Коррекционно – образовательные цели. Закрепление представлений об осени и ее признаках. Расширение и активизация словаря по теме, уточнение слов противоположного значения (антонимов), подбор родственных слов к слову лист. Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, закрепление согласования числительных со словосочетаниями (прилагательное + существительное), развитие навыков составления сложносочинённых предложений, в которых два предложения объединяются для сравнения союзом «а», закрепление правильного употребления предлогов в, на, из, из-за, по, с).
Коррекционно – развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, чувства ритма, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, автоматизация звука [Ш], совершенствование навыка звукового анализа (определение места звука [О] в слове).
Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.osen_.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по теме «Осень. Признаки осени. Периоды осени»
Разработала: учитель-логопед Степанова Надежда Николаевна
Коррекционно – образовательные цели. Закрепление представлений об осени и ее признаках. Расширение и активизация словаря по теме, уточнение слов противоположного значения (антонимов), подбор родственных слов к слову лист. Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, закрепление согласования числительных со словосочетаниями (прилагательное + существительное), развитие навыков составления сложносочинённых предложений, в которых два предложения объединяются для сравнения союзом «а», закрепление правильного употребления предлогов в, на, из, из-за, по, с).
Коррекционно – развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, чувства ритма, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, автоматизация звука [Ш], совершенствование навыка звукового анализа (определение места звука [О] в слове).
Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Предметные картинки (папа Листопад, мама Морось, маленькая дочка Осень, город Санкт – Петербург, листья: березовый, кленовый, каштановый, рябиновый, липовый, дубовый, мыльные пузыри, Су –Джок шарик, мячик, флажки.
Предварительная работа: чтение сказки Е.Орловской «Маленькая Осень»? разучивание стихотворения М. Авдеевой «Листопад, листопад, листья падают, летят», разучивание пальчиковой гимнастики «Вышел дождик на прогулку» Н.Нищевой.
Ход занятия:
Л- Ребята, сегодня на улице ко мне подошла маленькая девочка, на ней был желтый плащ и желтые сапожки. Она передала для вас это чемоданчик. И попросила его открыть сегодня на занятии. Как, вы думаете, кто это был? (Ответы детей)
Л- Вот совсем недавно, мы с вами читали сказку, про маленькую осень.
- Ребята, кто помнит, какими словами начиналась сказка? (Ответы детей)
Дети:
- Жила была маленькая Осень.
- Ее родители решили, что она уже достаточно выросла, чтобы получить свое первое серьезное задание и отправили ее на работу в наш большой город Санкт-Петербург.
Л- А как вы думаете, кто родители девочки Осени? (Ответы детей)
Л- Ребята, папа осени Листопад, а мама осени Морось.
Л- Как вы думаете, что такое листопад, и что такое морось?
1. Упражнение «Объясни слово» Цель: совершенствовать понимание и объяснение значения слов. Н: листопад, морось. (Ответы детей)
Листопад — природное явление, процесс, сбрасывания листвы растениями.
Морось (изморось) — вид атмосферных осадков, мелкий дождь.
Л- Сколько месяцев, нужно было работать девочки осени? Назовите осенние месяцы. (Ответы детей)
Л- Давайте будем вспоминать сказку дальше.
Д- Маленькая Осень очень перепугалась. Она села на скамейку в парке и немножко поплакала мелким осенним дождиком.
2.Упражнение: «Дождик» Цель: развивать у детей чувство ритма.
Л- Ее слезы капали на дорожки сначала вот так / / /, потом так // //, и вот так / //, // ///, /// /, /// ///; (Педагог предлагает детям повторить ритм, можно предложить придумать свой ритмический рисунок).
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку. Указательным и средним
пальцами обеих рук «шагают» по столу или по ладошке.
Он бежит по переулку. Пальчики здороваются на обеих руках на каждую строку.
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Трясут ладонями, как будто
отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.
Н. Нищева.
Л- Поплакала Осень, а что потом? (Ответы детей)
Д- Да, потом она успокоилась, вытерла нос и вздохнула. Надо было с чего-то начинать. Осень вздохнула и вытащила из кармана баночку с осенними мыльными пузырями.
Л- Легкий выдох — и по городу поплыли легкие радужные пузыри.
- Ребята, а давайте посмотрим, что в этом чемоданчике. (мыльные пузыри)
3.Упражнение «Дыхание осени» Цель: развивать физиологическое дыхание, длительность речевого выдоха. (Мыльные пузыри у всех детей)
- А утром в кронах деревьев появились первые брызги желтых листьев.
4.Упражнение: «Скажи какой, какая, какие?» Цель: активизировать атрибутивный словарь ( игра с шариком Су –Джок).
Л - Листья осенью какие?- багряные, золотые, разноцветные и т.д.
- Дождь осенью какой?- холодный, моросящий, затяжной.
- Погода осенью какая?- пасмурная, дождливая, хмурая, морозная, холодная.
- Дни осенью какие?- короткие, хмурые, облачные, пасмурные.
- Деревья какие? ранней осенью - с разноцветными листьями, поздней осенью – голые.
Л- Вот так Осень бродила по городу, выдыхала облачка пара и раскладывала горсти разноцветных листьев в укромных уголках.
Л- Ребята, посмотрите, осень и нам принесла листочки, причем с разных деревьев.
(выносит поднос с разными листьями)
5.Упражнение: «С какого дерева листики?» Цель: совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные.
(Логопед использует пособие «деревянные листики» и спрашивает каждого ребенка)
– С какого дерева листик?
Л- лист березы – он какой Д- березовый лист.
Л - отдает листик ребенку и т.д.
- лист каштана – каштановый
- лист клена – кленовый
- лист рябины – рябиновый
- лист дуба – дубовый
- лист осины - осиновый
Ребята, возьмите столько листиков сколько покажу. (цифра)
6.Упражнение: «Посчитай - ка» Цель: совершенствовать согласование числительных со словосочетанием (прилагательное + существительное). (У детей разное количество листиков).(Ответы детей)
- Один каштановый лист.
- Два березовых листа. и т.д.
- Молодцы!
7. Физминутка «Листопад, листопад, листья падают, летят»
Разноцветный парк, Начался листопад!
Разноцветный сад. Под ногами у ребят
Листопад начался! Листья весело шуршат! М.Авдеева
(Автоматизация звука Ш)
Л- Ребята, а к слову лист назовите слова родственники.
8.Упражнение «Слова родственники» Цель: активизировать словарь, совершенствовать умение подбирать слова родственники к слову лист. (Ответы детей)
- Лист, листочек, листик, листва, листья, листопад, лиственный, крупнолистный, листоед,
узколистный, широколиственный, лиственница.
Л- Осень гуляла по городу и с каждым днем она менялась, и становилась другой.
9.Упражнение «Скажи наоборот» Цель: активизировать в речи слова противоположного значения, использование союза «а». (игра с мячом)
- в сентябре осень ранняя, а в ноябре поздняя
- в сентябре осень была солнечной, а ноябре пасмурной
- в сентябре была теплой, а в ноябре холодной
- в сентябре была сухой, а в октябре и ноябре дождливой
- в сентябре была радостной, а в октябре и ноябре грустной
- в сентябре была громкой, а в ноябре тихой
- в сентябре была красочной, а в ноябре бесцветной, тусклой.
10.Упражнение «Поймай звук [О]» Цель: совершенствовать навыки звукового анализа, умения определять место звука в слове. (Полоски для звукового анализа (н,с,к), фишки красного цвета).
Слова: Осень, дождь, поле, овощи, холод, Морось, облачный, темно.
Л- А теперь, посмотрим, кто самый внимательный, и услышит какого маленького слова не хватает в предложении.
11.Упражнение: «Вставь пропущенное слово» Цель: развивать грамматический строй речи, совершенствовать правильное употребление предлогов. (Игра с флажками)
Разноцветные листья падают ...землю.
Птицы улетают ...теплые края.
Овощеводы убирают урожай ...поля.
Дети достают теплые вещи ...шкафа.
Первоклассники идут ...первый класс.
Серые тучи плывут ...небу.
Солнышко прячется...тучи. Выглядывает ...туч.
Упражнение «Объясни пословицы»
Л- Ребята, про осень вы уже много знаете, послушайте пословицу и объясните ее.
Почему так говорят? (Педагог читает пословицы)
Л - Сентябрь птиц в дорогу погнал.
- От осени к лету повороту нету.
- Сентябрь без плодов не бывает.
- Осень — запасиха, зима — подбериха.
Л- Ребята, а чем закончилась сказка про маленькую осень?
Д- Маленькая осень очень старалась.
А люди, выходя на улицу, поднимают голову, смотрят в небо и тихонько произносят, улыбаясь: "Осень пришла.."
Окончание занятия.
- Оценка работы детей. (Отметить самостоятельность, внимательность, инициативу, взаимопонимание и поддержку друг друга).
- Вопросы детям:
- Какие упражнения вам понравились или запомнились?
- Что нового вы узнали на занятие? (новые слова)
- Какие чувства и эмоции у вас вызывает осень?
- Что вы любите делать осенью? Что бы хотели пожелать нашим гостям?
- Ребята, за хорошую работу, осень дарит вам волшебные мыльные пузыри.
Обязательно помогите осени украсить наш город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно-игрового мероприятия «Права маленького гражданина» для детей подготовительной группы
Целью данной разработки является создание условий, способствующих первоначальному правовому воспитанию детей дошкольного возраста....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТ по театрализованной деятельности "МАЛЕНЬКИЙ РЕЖИССЁР"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТ по театрализованной деятельности "МАЛЕНЬКИЙ РЕЖИССЁР"...
Методическая разработка для детей старшей подготовительной группы "Осенний лес"
Методическая разработка для детей старшей подготовительной группы "Осенний лес"...
Методическая разработка для детей 4-5 лет "Осень золотая".
Праздник "Осень золотая"....
Методическая разработка для детей раннего возраста «Маленькие чистюли»
Проект для детей раннего возраста разработан с целью формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания....
Методическая разработка для детей подг.гр. Тематический день "Большие поступки маленьких детей"
Актуальность:Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали...