Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Симонова Елена Валерьевна

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове.

При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз.

К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными.

При ОНР отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты:

•фонетико-фонематическая сторона
•лексика
•грамматический строй.

При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_slogovaya_struktura_ns_portal.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников П резентацию подготовила учитель-логопед: Симонова Е.В.

Слайд 2

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. При ОНР отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона лексика грамматический строй. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова.

Слайд 3

2 .Нарушение последовательности слогов в слове 1 . Нарушение количества слогов 3. Искажение структуры отдельного слога 5. Персеверации 4. Уподобление слогов 6. Антиципации Типы нарушений слоговой структуры слова (по А.К. Марковой) 7. Контаминации

Слайд 4

А.К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

Слайд 7

Ткаченко Т.А. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова

Слайд 9

Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Слайд 10

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

Слайд 11

1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова

Слайд 12

2 этап . Работа над гласными

Слайд 13

3 и 4 этап . Работа над слогами, слогами со стечением согласных

Слайд 14

1 . Упражнения на различение длинных и коротких слов. 5 этап . Работа над словами.

Слайд 15

1. Упражнения на объяснение значений малознакомых слов. 2. Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа. 3. Упражнения на повторение с выделением ударного слога. 4. Упражнения с перестановкой слогов. 5. Упражнение на оценку нормативности. 6. Упражнения на переход к слитному произнесению. 7. Упражнения на образование словосочетаний. 8. Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами. 9. Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре. 10. Упражнения на закрепление материала. 2 . Работа над словами.

Слайд 16

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления.

Слайд 17

Агранович З.Е. Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный: работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка); собственно коррекционный : работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка.

Слайд 18

Подготовительный этап Работа на невербальном материале. 1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков. 2 . Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). 3 . Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. 4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет. 5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками. 6. Графические упражнения на переключение. Работа на вербальном материале. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).

Слайд 19

Коррекционный этап

Слайд 20

Новикова-Иванцова Т.Н Методика формирования языковой системы Пособие «Ритмы. Слоги».

Слайд 21

Пособие «От слова к фразе».

Слайд 22

Список использованной литературы Агранович З.Е. Логопедичиская работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2000. Большакова Е.Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения). – М.: А.П.О., 1996. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1961 Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М.: Издательство ГНОМ «Д», 2001 Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М.: «Издательство Гном «Д»», 2001. Бабина Г.В. Анищенкова Т.С. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие . Новикова-Иванцова Т.Н. интернет-ресурс http ://logosystem.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников

Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте....

реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...

«Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников»

Вниманию родителей представлен подбор игр и упражнений на формирование слоговой структуры слова у детей 3-4 лет...

Картотека игр по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников

Материал будет интересен логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности...

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Статья об особенностях нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, методах и приемах формирования слоговой структуры....

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепе...