«Взаимодействие логопеда и родителей в работе по формированию фонематических процессов у детей»
консультация по логопедии (средняя группа)
Родительское собрание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Взаимодействие логопеда и родителей в работе по формированию фонематических процессов у детей»
Цель: ознакомление родителей с целями, задачами и этапами формирования фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
Участники: воспитатели, логопед, родители, воспитанники группы.
Подготовительный этап:
1) мониторинг развития детей с ТНР на начало учебного года;
2) подготовка приглашений для родителей и объявления.
Ход собрания
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем родительском собрании. Наступил новый учебный год. Я хочу познакомить Вас с результатами мониторинга развития детей группы на начало учебного года, рассказать о плане работы на год по формированию фонематического восприятия в дошкольном возрасте.
На начало учебного года в группе числится 10 человек.
По результатам диагностики подавляющее количество воспитанников группы имеют низкий уровень сформированности фонематических процессов: фонематического воспроизведения, фонематического анализа и синтеза, звукослоговой структуры слова.
Почему же важно формировать фонематические процессы?
В основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия. Для детей трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т. д. Таким образом, мы видим, что артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы языка. Это свидетельствует о том, что у детей имеется недоразвитие фонематического восприятия (фонемы – звуки речи). Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствуют стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому решение проблемы имеет существенное значение в процессе разработки методов коррекционно-логопедического воздействия.
Учитывая вышеизложенное у детей необходимо развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и слуховую память, при этом обязательно ориентироваться на этапы слухоречевого развития.
Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звуков, но и одновременно над развитием фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. Р. Е Левина, Г. В. Чиркина в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений считают развитие фонематического слуха и восприятия приоритетным направлением: без сформированных фонематических процессов не исправить звукопроизношение и полноценно не усвоить грамоту.
Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается у ребенка постепенно при общении со взрослыми на протяжении первого года жизни.
Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются только одним звуком (крыша и крыса).
Что же мы достигаем, формируя фонематические процессы?
1. Простановка и автоматизация звуков идет быстрее и качественнее.
2. Сформированность фонематического восприятия позволяет ребенку выполнять анализ и синтез звуков, слогов, слов, т. е. мысленно расчленять на составные элементы.
3. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов.
4. Развитие фонематического слуха положительно влияет на формирование грамматических категорий,таких как: окончания слов (единственное и множественное число, падежные окончания, приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.
5. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом.
Работу по формирования фонематических процессов надо проводить систематически и планомерно, многократно повторяя и усложняя упражнения.
В работе по формированию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I. Узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (младшая группа, 3-4 года).
На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: гул машин, шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак. На занятиях используются записи (кассеты, диски) неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. Педагог демонстрирует детям, как гремит металлический шарик в стеклянной банке, металлической кружке, картонной коробке, и предлагает им самим произвести действия с шариком и послушать звуки, производимые им. Затем педагог прячет все предметы за ширму и там производит действия с ними. Дети отгадывают, в какой емкости гремит шарик.
Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Например, громко и тихо стучащего молотка, барабана. Педагог раздает детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо. Педагог начинает за ширмой стучать то громко, то тихо, а дети поднимают соответствующие картинки.
При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания. Детям объясняют, что большой мишка рычит грубым голосом, а маленький мишка — тонким, что большой кот мяукает низко, а маленький котенок высоко и т. п. Педагог произносит звуки, слоги или звукоподражания то высоким, то низким голосом, а дети должны указать на соответствующую игрушку.На этом этапе активно ведется работа по привлечению внимания детей к обращенной речи.
II. Различение слов, близких по своему звуковому составу (средняя группа, 4-5 лет)
Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия
III. Формирование и развитие фонематического восприятия (старшая группа, 5-6 лет)
Прежде чем переходить к этому этапу, нужно поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов.
Затем следует научить детей передавать (отстукивать, прохлопывать, протопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с тяжел речи долго не находят своего послогового выражения.
IV. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза (подготовительная группа, 6-7 лет)
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание, более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
Работая с детьми, имеющими различные нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – это вы, родители! Кто, как не вы, понимая и осознавая всю важность всей коррекционно-развивающей работы, становитесь самыми главными союзниками, и помогаете ребенку окунуться в прекрасный мир правильной речи. Нам хотелось бы видеть в вас помощников. Четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время. Своевременное выявление детей с недостаточно сформированными фонематическими процессами, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы по формированию фонематических процессов у детей логопатов дошкольного возраста.
В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова....
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...
Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"
В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...
Перспективный план работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.
Этапы работыЗадачиНазвание игрыЦельОборудование1узнавание и различение неречевых звуков«Скажи, что ты слышишь»Развитие слухового вниманияЗвуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..)...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...
Особенности работы по формированию фонематических процессов у детей с ЗПР
Особенности работы по формированию фонематических процессов у детей с ЗПР...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Этапы работы и подборка игрового материала для каждого этапа работы по формированию фонематического восприятия...