Консультация логопеда «Развитие мелкой моторики»
консультация по логопедии

Шумова Ирина Дмитриевна

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» (В. М. Бехтерев). Именно поэтому логопед заинтересован в развитии мелкой (тонкой) моторики рук.

Развитие моторики рук должно быть направленно на

- развитие умения использовать действия тогда, когда нужно совместить две части одного предмета либо два предмета (конструктор, матрешка.);

- развитие умения захватывать предмет, действуя целенаправленно; при этом хватать предметы можно по-разному: кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

- развитие координированных движений кистей и пальцев рук.

С маленькими детьми и детьми, у которых значительно снижен мышечный тонус, следует начинать с массажа и самомассажа.

Пассивное выполнение упражнений: сжимать пальцы в кулак и разгибать; сгибать и разгибать каждый палец по отдельности (взрослый помогает ребёнку).

Например. «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Это вся моя семья!

Массаж кистей рук и пальцев : поглаживать и растирать ладони вверх-вниз; разминать и растирать каждый палец вдоль и поперек. Можно сопровождать массаж рассказыванием коротких стихотворений, проговариванием фраз.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга, которое отвечает за языковые навыки, мышление и последовательное выполнение задач. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария, которое отвечает за абстрактное мышление, многозадачность, эмоции.

Это могут быть различные шнуровки, трафареты и шаблоны.

Интересно перекладывать мелкие предметы (бусины, пуговицы и т. д., удерживая их двумя пальцами, а также открывать и закрывать разные коробочки, откручивать и закручивать крышки.

Предложите катать между ладошками и пальцами массажные мячики, шарики разного размера, карандаши.

Можно рвать бумагу, а потом сделать аппликацию или отщипывать кусочки пластилина для поделки.

Давайте ребёнку игрушки (антистресс, наполненные мелкими шариками. Такие игрушки можно сделать и самим, заполнив основу крупой или горохом.

Играйте с мелкими игрушками, играйте в пальчиковый театр, театр теней…

«Сухой бассейн» Насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки (буквы магнитной азбуки) и предложите ребенку их найти.

Игра «Золушка». Насыпьте на стол фасоль и горох, перемешайте. Предложите ребенку помочь Золушке разделить. Важно брать большим и указательным пальцем.

«Выложи фигуру» Предложите раскладывать счетные палочки, строить из них домики и другие фигуры.

Игры с мозаиками и пазлами, конструктором. Подбирайте их индивидуально по возрасту и возможностям ребенка.

Моторику развивают и другие занятия : заплетание косичек, расчесывание кукол, застегивание и расстегивание пуговиц на одежде; завязывание шнурков и многое другое.

Обратите внимание на то, как ребенок держит ложку. Правильный захват ложки важен для формирования навыка удерживания ручки.

Рисование — отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Для начала возьмите восковые мелки или короткие фломастеры. Это облегчит формирование навыка правильного захвата. Учите обводить рисунки и предметы по контуру. Сейчас для этого существуют специальные раскраски.

Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых: прямоугольник, квадрат или треугольник. Делайте потом аппликацию.

Попросите ребенка помочь вам по хозяйству: замесить тесто, лепить пельмени, шить. На прогулке стройте из песка или камешков замки и другие постройки.

Ребёнку исполнилось пять лет? Покажите, как можно пользоваться швейной иглой.

Попросите бабушку научить вязать спицами и (или) крючком. Детям это очень нравится. Сначала спицы, крючок и нитки должны быть достаточно толстыми, чтобы было легко осваивать технику вязания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_melkaya_motorika.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда «Развитие мелкой моторики»

Шумова Ирина Дмитриевна

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» (В. М. Бехтерев). Именно поэтому логопед заинтересован в развитии мелкой (тонкой) моторики рук.

Развитие моторики рук должно быть направленно на

- развитие умения использовать действия тогда, когда нужно совместить две части одного предмета либо два предмета (конструктор, матрешка.);

- развитие умения захватывать предмет, действуя целенаправленно; при этом хватать предметы можно по-разному: кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

- развитие координированных движений кистей и пальцев рук.

С маленькими детьми и детьми, у которых значительно снижен мышечный тонус, следует начинать с массажа и самомассажа.

Пассивное выполнение упражнений: сжимать пальцы в кулак и разгибать; сгибать и разгибать каждый палец по отдельности (взрослый помогает ребёнку).

Например. «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Это вся моя семья!

Массаж кистей рук и пальцев : поглаживать и растирать ладони вверх-вниз; разминать и растирать каждый палец вдоль и поперек. Можно сопровождать массаж рассказыванием коротких стихотворений, проговариванием фраз.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга, которое отвечает за языковые навыки, мышление и последовательное выполнение задач. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария, которое отвечает за абстрактное мышление, многозадачность, эмоции.

Это могут быть различные шнуровки, трафареты и шаблоны.

Интересно перекладывать мелкие предметы (бусины, пуговицы и т. д., удерживая их двумя пальцами, а также открывать и закрывать разные коробочки, откручивать и закручивать крышки.

Предложите катать между ладошками и пальцами массажные мячики, шарики разного размера, карандаши.

Можно рвать бумагу, а потом сделать аппликацию или отщипывать кусочки пластилина для поделки.

Давайте ребёнку игрушки (антистресс, наполненные мелкими шариками. Такие игрушки можно сделать и самим, заполнив основу крупой или горохом.

Играйте с мелкими игрушками, играйте в пальчиковый театр, театр теней…

«Сухой бассейн» Насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки (буквы магнитной азбуки) и предложите ребенку их найти.

Игра «Золушка». Насыпьте на стол фасоль и горох, перемешайте. Предложите ребенку помочь Золушке разделить. Важно брать большим и указательным пальцем.

«Выложи фигуру» Предложите раскладывать счетные палочки, строить из них домики и другие фигуры.

Игры с мозаиками и пазлами, конструктором. Подбирайте их индивидуально по возрасту и возможностям ребенка.

Моторику развивают и другие занятия : заплетание косичек, расчесывание кукол, застегивание и расстегивание пуговиц на одежде; завязывание шнурков и многое другое.

Обратите внимание на то, как ребенок держит ложку. Правильный захват ложки важен для формирования навыка удерживания ручки.

Рисование — отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Для начала возьмите восковые мелки или короткие фломастеры. Это облегчит формирование навыка правильного захвата. Учите обводить рисунки и предметы по контуру. Сейчас для этого существуют специальные раскраски.

Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых: прямоугольник, квадрат или треугольник. Делайте потом аппликацию.

Попросите ребенка помочь вам по хозяйству: замесить тесто, лепить пельмени, шить. На прогулке стройте из песка или камешков замки и другие постройки.

Ребёнку исполнилось пять лет? Покажите, как можно пользоваться швейной иглой.

Попросите бабушку научить вязать спицами и (или) крючком. Детям это очень нравится. Сначала спицы, крючок и нитки должны быть достаточно толстыми, чтобы было легко осваивать технику вязания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Рекомендация учителя-логопеда "Развитие мелкой моторики в домашних условиях"

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие п...

Консультация «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?»

     При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двига...

Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, старший возраст)»

В статье рассказывается опыт работы  с детьми старшего возраста по развитию у детей мелкой моторики. Все дети с ОВЗ, тяжелым нарушением речи....

Буклет учителя-логопеда "Развитие мелкой моторики"

Играть в пальчиковые и ладошечные игры.Массировать пальчики ребенка.Давать ребенку ощупывать различные предметы (в том числе щетки для одежды, зубные щетки, наждачнуюбумагу и пр.). Завязывать узе...