Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми с ТНР
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал освещает использование нейропсихологических игр и упражнений в работе логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_neyropsihologicheskih_igr_v_rabote_s_detmai_s_tnr.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми с ТНР»
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга ребёнка. Для того, чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.
Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.
В настоящее время эффективность применения нейропсихологических методов работы с детьми в решении задач по преодолению отставаний в психическом развитии, профилактике и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста доказана наукой и практикой.
Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению эффективности, оптимизации всех видов коррекционных занятий.
Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).
Нейроупражнения —это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейроупражнения полезны детям для общего психофизического развития, они направлены на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики — «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность. На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания, снижение общего иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система — образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Использования кинезиологических упражнений помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников.
Упражнения направлены на:
- стимулирование речевой активности
- вырабатывания слухоречевого внимания
-развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление)
- развитие межполушарного взаимодействия
- развитие мелкой моторики
- развитие координации движений и психофизических функций.
Упражнения, которые можно использовать в работе с детьми:
- «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.
- «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- «Собери урожай». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую.
- «Скажи и покажи нужной рукой». Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [Т], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Д], движение выполняется левой рукой).
- «Колечко». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
- «Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук[У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).
- «Лягушка». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка. проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
- «Кулак-ребо-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь)
- «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листе бумаги, или возле бассейна с песком, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- «Зачеркушки» Тренируем внимание, скорость восприятия, память Зачеркиваем за 1 минуту как можно больше знаков. Кружки зачеркиваем вертикальной линией, квадраты — горизонтальной
- «Найди игрушку» Для этой игры, в соответствии с инструкцией спрячьте игрушку. А потом попросите ребенка найти ее. Диктуя инструкцию соблюдайте правило: 1 шаг — одно произнесение, обязательно пауза на размышление. Не торопите ребенка.
Примерная инструкция: три шага вправо, два шага прямо, перепрыгни через кубик, проползи на четвереньках до коробки (комода, шкафа и т. п.). Найди то, что спрятано.
Нейроигры и нейропсихические упражнения необходимо организовывать систематически, непрерывно. При этом имеется ряд условий: 1) спокойная, комфортная обстановка; 2) использование индивидуального подхода в работе с детьми; 3) постепенное усложнение и увеличение объема выполнения заданий.
Список использованной литературы:
1. Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет.
М. : Нева, 2022. – 160 с.
2.Гончарова К. Д. Нейропсихологические игры : рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А. В. Чертковой. – М. : Феникс, 2021. - 55 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя- логопеда
Для чего нужны нейропсихологические игры. Подборка игр и рекомендации...
Мастер-класс для педагогов «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в р...
Мастер-класс для педагогов "Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками"
Данный мастер-класс предназначен для педгогов, которые желают разнообразить свои методы и приемы в работе с дошкольниками разного возраста. в работе подробно описано, как можно завлечь ребенка в виде ...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам при разработке нейропсихологических игр и игровых упражнений, что надо учитывать и на что обращать внимание....
Картотека нейропсихологических игр и упражнений для работы с детьми имеющих речевые нарушения.
Картотека нейропсихологических игр и упражнений. Данные игры помогут логопедам, воспитателям и родителям при работе с детьми имеющих речевые нарушения....
Практикум по использованию нейропсихологических игр и упражнений в работе психолога
БЛАГОДАРЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОИГР И НЕЙРОТРЕНАЖЕРОВ, КАК ГОВОРЯТ ОПЫТНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИ, МОЖНО ДОБИТЬСЯ СВЕРХОБУЧАЕМОСТИ...
Мастер-класс "Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми"
Цель мастер-класса: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и фор...