Рекомендации для родителей и педагогов «Запуск речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности»
консультация по логопедии

Андреева Симона Семеновна

У детей с ОВЗ и в раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Запуск речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности»

У детей с ОВЗ и в раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:

       - Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри

       - Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых

        - Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них

        - Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса

         - Показываем «ветерок» — дуем друг на друга

         - Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга

         - Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата:

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:

         -  Надуваем пузырь щечками, хлопаем ладошками

          -  Показываем язычок – дразнимся, язычок выглянул из ротика и спрятался обратно

         -  Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»

         - «Лакаем молоко» как кошка.

Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

       

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы,ложки,барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь(Колокольчик)
Как-кап-кап! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было семь утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «на!» «дай!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. Дай! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. Покажи! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

У         детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

   

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед.
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку.
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево.
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба.
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже.
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в рот.
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой.
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование не ведущей руки для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

Игровая деятельность является эффективным направлением по запуску речи детей с ОВЗ.  Побуждают ребенка к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и, тем самым, повышают речевую активность детей и результативность занятий.

   

 Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. - М.:     Мозаика – Синтез, 2008г.

Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2012 г.

Астапов В. М., Лебединская О. И., Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. // Детский практический психолог. 2005 г.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008 г.

Дзюба П. П. дидактическая копилка воспитателя детского сада. – м.: Феникс. 2008 г.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...

План ММО «Преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста. Традиционные и инновационные игровые приёмы развития речевых навыков у детей c ЗПР».

Предствлен план методического объединения, целью которого является формирование единой методической базы в практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для оказания помощи детям с н...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют ...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры».Презентация

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют ...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Карты Проппа для детей дошкольного возраста, как с ними работать"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Карты Проппа для детей дошкольного возраста, как с ними работать"...

Консультация для педагогов ДОУ "Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности"

Создать через театрально-игравую деятельность условия для развития  связной речи дошкольника с помощью выразительных средств (мимика,жест, поза,походка,разыгрывание литераурного произведения)...