Памятка для родителей "Речевое развитие детей 4-5 лет. Играем дома с детьми".
консультация по логопедии (средняя группа)
Возраст от 4 до 5 лет — средний дошкольный возраст. В этот период важно уделить внимание развитию речи ребенка.
Итак, каковы особенности развития речи детей 4 –5 лет?
Для развития речи детей 4-5 лет характерен резкий рывок вперед: они охотно разговаривают, торопятся высказаться, что приводит к ошибкам в логическом построении фраз, звукопроизношении, согласовании глаголов, по родам и числам. И это вполне нормально при отсутствии у ребёнка каких-то психических отклонений.
В какие же игры можно играть с ребёнком дома, чтобы способствовать развитию его речи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dlya_4-5_let.docx | 647.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития речи
детей 4 –5 лет
Особенности произношения звуков
Первый критерий развития речи детей 4-5 лет - фонетика, или звукопроизношение. Ребенок 4 лет смягченно произносит согласные звуки (вместо «ложечка» скажет «лёзеська»). Не хватает четкости и в произношении свистящих и шипящих звуков — дети их пропускают или заменяют. Звуки «л» и «р» чаще пропускают или могут заменять звуком «ль».
Сложные и длинные слова сокращают, опускают слоги: вместо «автомобиль» скажут «атабиль». Вот еще какие ошибки допускают детки в произношении слов:
-Переставляют звуки: «первый» — «певрый»;
-Пропускают согласные при их стечении: «большой мальчик» — «босёй матик»;
-Вставляют гласные в словах со стечением согласных: «не зинаю», «ковабель».
Словарный запас ребят
Второй критерий развития речи детей-объем активного словаря. К 4 годам словарь включает 1000 слов. У ребенка постоянно увеличивается объем активного и пассивного словаря. Он много разговаривает, любит слушать стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки.
У ребенка 5 лет объем словаря удваивается-до 2000 слов.
Дети 4-5 лет - «почемучки». Им интересно всё на свете и они постоянно задают вопросы родителям. Для развития речи важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать ребёнка на диалог, вместе искать ответы на вопросы-все это расширяет словарный запас.
Грамматический строй речи
Третий критерий развития речи детей-грамматическое оформление, то есть сложность предложений, последовательность и согласование слов.
Ребенок 4-х лет говорит короткими и простыми предложениями. В них не более 3-4 слов. Но речь постепенно совершенствуется: фразы становятся сложнее и длиннее.
Грамматический строй в этом возрасте только формируется, поэтому она далека от совершенства. Вот какие ошибки допускают детки: неправильно выстраивают последовательность слов (вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласуют слова («один кошка», «у меня три подругов», вижу 5 машинов»).
Связность речи дошкольников
Четвертый критерий-связность и логичность высказываний. Первые фрагменты диалогической речи наблюдаются уже у трехлетних малышей. К 4-5 годам этот навык совершенствуется.
У дошкольников развитие речи выходит на новый уровень: они могут пересказать простую сказку («Колобок», «Курочка Ряба»). Рассказ по картинке детки составить пока не могут, зато с удовольствием рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы о них.
При нормальном развитии речи детей отмечается способность составлять рассказы по картинке, отвечать на вопросы о содержании сказки или рассказа. В этом возрасте детки с удовольствием рассматривают книжки с картинками, могут рассказать о своих желаниях, впечатлениях об увиденном мультфильме.
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Упражнение 1. Подбираем действия к предмету. Спросите у ребенка, что делает каждое из животных: птица (летает), змея (ползает). Упражнение 2. Подбираем признаки. Обсудите с малышом разные предметы по аналогии: что это? Какое оно? Он должен перечислить как можно больше признаков предмета (шапка — красная, теплая, зимняя, детская). Упражнение 3. Подбираем антонимы. Игра «Наоборот». Называйте признак, а малыш должен назвать его противоположность (белый-черный). Упражнение 4. Изучаем новые слова и обобщения. Пригодятся тематические картинки по категориям: «Одежда», «Транспорт», «Мебель», «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Профессии».
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИКИ
Упражнение 1. «Один-много». Родитель называет малышу существительное в единственном числе, а ребенок должен сказать его же во множественном (стул-стулья). Упражнение 2. Учим родительный падеж множественного числа существительных. (в стакане нет молока, во дворе много снега, на улице нет машин) Упражнение 3. Учимся согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже, существительные с числительными. Попросите малыша ответить: какое море (синее), какого цвета лента (красная), а песок (желтый). Потом посчитать: одно яйцо, а два (яйца)?, два карандаша, а шесть (карандашей)? Упражнение 4. Учимся составлять прилагательные из существительных (сумка из кожи какая? (кожаная), варенье из малины какое? (малиновое).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКИ
Упражнение 1. Теория. Расскажите о звуках, их положении в слове, зачем они нужны и откуда берутся. Упражнение 2. Определи звук в слове. Скажите любое слово с акцентом на определенный звук. Спросите, какой звук вы указали. Затем попросите ответить, есть ли в слове звук, которого на самом деле в нем нет.
Упражнение 3. Назови слова. Выберите звук и попросите малыша назвать слова, которые на него начинаются.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Упражнение 1. Прекрасный способ усовершенствовать связность речи – это научить фантазировать, рассматривая картинки в книге и придумывая истории про персонажей. Упражнение 2. Пересказ истории. Расскажите или прочитайте чаду сказку или небольшой рассказ. Попросите пересказать. Упражнение 3. Придумай и нарисуй. Придумайте вместе с ребенком историю, запишите ее и нарисуйте к ней комикс.
Лучший способ развития речи и ее связности — много разговаривать с малышом, обсуждать книги, мультики, фильмы, вести диалог, читать ему хорошие книги.
МАДОУ «Детский сад № 3» города Тюмени.
Консультация для родителей
«Речевое развитие детей 4-5 лет»
Играем дома с детьми…
Учитель-логопед:
Любовь Викторовна
Шестиалтынова
2024 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Играем дома с детьми"
Памятки для родителей младшей группы....
памятка для родителей на тему играем дома с детьми
памятка служит для помощи родителям в домашних условиях играть с детьми. даны игры с описанием....
Картотека игр для родителей поиграть дома с детьми "Играем дома с детьми"
Игры в помещении могут быть также веселыми и познавательными, особенно, когда погода на улице не жалует. Вашему вниманию предлагаются совместные игры с ребенком, благодаря которым ребенок будет р...
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Играем дома с детьми аутистами"
Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий ...
Познавательные игры дома с детьми дошкольного возраста (Опыты с детьми 4-5 лет в домашних условиях).
Опыты дома с водой считаются одними из наиболее простых в исполнении. ...
Памятка для родителей "Играем дома с детьми"
Памятка для родителей "Играем дома с детьми"...
Картотека игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет. «Играем дома»
Я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми. А самое главное, что такие игры не требуют особой подгото...