Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.s.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.
Необходимо подчеркнуть, что виною многих речевых нарушений (неправильного звукопроизношения, задержки речевого развития и развития связной речи и других) очень часто является неразвитость фонематического слуха (различения звуков на слух) и фонематического восприятия (определения звукового состава слова).
Для того чтобы проверить готовность ребенка к обучению грамоте и, соответственно, уровень развития фонематического слуха и восприятия, логопеды часто используют такой прием: ребенку говорят скороговорку — не быстро, а в обычном темпе, и просят повторить ее. Если ребенок путает буквы в словах, переставляет местами слоги, над развитием его фонематического слуха придется еще потрудиться.
Если у вас есть опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у ребенка, сначала нужно проверить физический слух ребенка. Если с ним все в порядке, можно заниматься развитием фонематического слуха в виде игры дома. Однако помните, что в особо трудных случаях задержки фонематического восприятия вам может потребоваться помощь специалиста – логопеда.
Как заниматься развитием фонематического слуха.
Так как фонематический слух развивается постепенно, специальные упражнения на его развитие также можно разделить на несколько этапов. Начните с самого первого этапа, если ребенок хорошо справляется, переходите к следующему.
1 этап – узнавание неречевых звуков.
Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.
Упражнение «Слушаем тишину».
Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру дома, на детской площадке, на оживленном тротуаре, в деревне — каждый раз вы услышите разные звуки.
Упражнение «Найди звук.
Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите ребенка его найти. Эта игра очень нравится маленьким детям, которые уже уверенно ползают или ходят. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.
Упражнение «Угадай, что звучало».
Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Можно играть в эту игру с музыкальными инструментами: металлофоном, бубном, барабаном, маракасами и так далее.
Упражнение «Шумелки».
Несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер –сюрпризов наполните крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросите малыша найти каждому контейнеру пару по звуку.
Покажите малышу, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.
2 этап.
Ребенка постарше можно попросить угадать, что звучало, с закрытыми глазами.
Хорошо развивают физиологический слух упражнения на развитие чувства ритма.
Упражнение «Хлопни, когда верно».
Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.
3 этап.
Упражнение «Исправь ошибку».
Попросите ребенка помочь навести порядок в буквах – исправить ошибки. Море веселья вам обеспечено. Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи». Малыш, который еще не говорит, заметит странность и рассмеется.
К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).
У дедушки на груди педаль (медаль)
Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
На асфальт упала лень (тень)
Из трубы идет дом (дым)
В океане живет кит (кот)
Спит на заборе кит (кот)
Дедушка с пасеки принес лед (мед)
Над чайником шар (пар)
Любит кушать шубу соль (моль)
Моряки зашли в торт (порт)
У слона вместо носа робот (хобот)
Наступил новый пень (день)
В лесу течет печка (речка)
Жучка доедает будку (булку)
Орехи в дупло несет булка (белка)
Папа в трамвае взял жилет (билет)
На пальме растут бараны (бананы)
4 этап – различение слогов.
Упражнение «Хлопаем слова».
Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.
Упражнение «Стоп - слоги».
Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».
5 этап – различение звуков.
Упражнение «Создаем звуки».
Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы создаем звуки. Но звуки могут издавать не только люди, но и животные, и даже предметы. Изобразите жука («жжж») , тигра («ррр»), сильный ветер («ууу»), пулемет («ддд») и так далее. Придумайте, кто или что может издавать такие звуки: «ннн», «кккк», «иии» и так далее.
Упражнение «Ищем звук».
Выберите звук. Называйте слова, у которых этот звук первый (в середине или последний), вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопает, когда услышит звук. Например, звук М: муха, молоко, масло; рама, домра, румба; дом, ком, лом и так далее.
6 этап – освоение элементарного звукового анализа.
Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.
Упражнение «Чей домик?».
Расскажите ребенку историю о том, как звери (уж, сом, кот, лиса, волк, крот, кабан, мышка и так далее) заблудились. Попросите ребенка помочь отыскать зверям свои домики: сколько звуков в слове, столько окошек в домике. Если ребенок еще не пишет, запишите звуки в подходящие домики под его диктовку.
Упражнение «Непослушные звуки».
Попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежал звук М. Например, звук М: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.
Московский институт коррекционной педагогики «Дефектология ПРОФ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...
Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Игры для развития фонематического слуха, восприятия у детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слухау детей дошкольного возраста»...