Буктет "Использование игр и упражнений при обучении грамоте"
материал по логопедии (подготовительная группа)

В буклете описаны игры и упражнения, которые можно использовать на занятии при обучении грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx123.83 КБ

Предварительный просмотр:

услышишь согласный звук- в правую корзинку.

4. « Рубашки»- детям раздаётся рубашка с окошечком, туда вставляется картинка. А внизу на рубашке выкладывается звуковой анализ. Правой рукой выкладываем гласные звуки, а левой согласные.

3. «Живые буквы»-  логопед прикрепляет на груди детей карточки с буквами. Дети  их называют. Затем педагог показывает картинку (мак, кит, ком и т.д.)дети называют её и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось её название.

4. «Чудесный мешочек»- в правую руку мы берём букву, а левой рукой ищем в мешочке такую же букву. Из букв составляем слова.

5. « Цветные буквы»- из цветных палочек выложить букву. Придумать с этой буквой слова и определить где находится звук в этих словах.

6. «Пазлы»- собери все пазлы в буквы.

7. «Тело-буква»- ребёнок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие «Тело-загадки», а дети отгадывают, какая это буква.

7. «Отгадай слово»- на карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово.

        Для запоминания букв мы используем разные приёмы: выкладываем буквы из верёвочек, затем прошагиваем их, вырезаем из бумаги, выкладываем из камней марблс, фасоли; рисуем и раскрашиваем их.  Даём домашние задания испечь печенье в виде букв.

Полезные ссылки:

http://t.me/k_logopedy_ideya

https://vk.com/logoped_lyubov filippova

http://t.me/happylogoped

https://t.me/shkatulka_logopeda_uyliya

https://t.me/sticky_toys

«Использование игр и упражнений при обучении грамоте»

Особое значение для подготовки детей к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения.

      Готовность ребенка к освоению грамоты аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и понять, что они расположены в определенной последовательности. 

    Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, ознакомлении детей с буквами и ориентировка в словесном составе предложения

  При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «гласный звук», «согласный звук», «Твердый», «Мягкий», «буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями.

   Для решения этой проблемы целесообразно при подготовке детей к усвоению грамоты использовать разнообразные игровые приемы.

                                                                                                         

Игры и упражнения.

Выделение звука из слов.

1. «Открытки»-логопед показывает открытку и называет слово, предъявляется 10-15 открыток- слов. Необходимо запомнить слова и назвать их в той же последовательности, в какой они были названы. А затем нужно выделить звук, на который начинаются все слова. Дать ему характеристику.

2. «Зажги фонарик»- нужно зажечь фонарик, если в слове встречается звук. Логопед медленно произносит слова, дети поднимают  сигналы, услышав заданный звук.

3. «Необычные цветы» -из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в которых есть заданный звук и составляют из них цветок.

 

4. «Рыбалка» - дети ловят удочкой только те картинки в словах которых находится заданный звук.

Определение звука в слове.

1.Игра «Улитка-светофор»-эту игру можно взять на любые звуки. Игровое поле с предметными картинками, фишки по цвету светофора символизируют начало, середина, конец. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдаётся красная фишка, в середине – желтая, в конце –зелёная. Когда се слова –картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победа.

2. «Домики»-у детей на столах домики с тремя окошками (схема:начало, середина, конец слова) и предметные картинки. Необходимо определить место звука в слове и вставить картинку в нужное окошко.

Нейроигры при обучении грамоте.

1. «Разложи» -если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – левую. Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.

2. «Чья картинка?»- из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определенному символу звука.Н-р: если в слове есть звук [Ш]- кладём правой рукой, если в слове звук [С]-кладём левой рукой.

3. «Сортировка»--если услышишь гласный звук – прицепи прищепку красный мяч в левую корзинку, если


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...