Семинар-практикум "Круглый стол" для логопедов ДОУ на тему: "Проектная деятельность в логопедической работе"
материал по логопедии

Семинар-практикум будет полезен всем педагогам ДО. Изучив такой опыт работы, логопеды познакомятся с видами логопедических проектов и приёмами работы в проектировании логопедической помощи детям с нарушениями речи. Такие проекты помогают дать более  расширенные и чёткие знания об окружающем мире детям с такими речевыми нарушениями как: ОНР, ФФНР, дислалия. Надеюсь мой опыт поможет кому- то выстроить свою систему проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_logopedov_dokument_microsoft_word.docx99.66 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«КРУГЛЫЙ СТОЛ»

для логопедов дошкольных образовательных учреждений на тему:

«Проектная деятельность в логопедической работе»

C:\Users\User\Downloads\

Подготовила учитель-логопед Кукарская Е.П.

2024 г.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

  1. Сообщение «Проектная деятельность в логопедической работе» (проекты в ДОУ, актуальность, виды проектов, приёмы работы, примеры содержания собственных проектов) -Кукарская Е.П. -25-30 минут
  2. Изучение проектов логопеда.
  3. Короткие выступления логопедов о своём опыте в проектной деятельности (по 5-10- минут)
  4. Памятки для логопедов «Проектный метод в деятельности учителя-логопеда» (раздаются каждому).

Семинар проводится на базе ДОУ «Детский сад «Сказка».

Почему я выбрала для «круглого стола» эту тему «Проектная деятельность в логопедической работе»?

Сейчас время проектов! Кругом мы видим только через проекты реализуются те или иные цели и задачи.

Сегодня я хочу поделиться с вами моим опытом в этой области.

Само слово «проект» означает план чего-либо, устройство, предварительный текст документа.

В дошкольной педагогике проектная деятельность –это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.

Проект может помочь логопеду в коррекционной деятельности, а также в профилактической.

Как мне помогают проекты в работе? Во -первых тему я выбираю сама. Беру те темы, которые считаю более актуальными для моих детей. Стараюсь выбирать темы по которым мало наглядного материала и которые дают дополнительные знания детям.

Учитываю педагогические цели, коррекционные задачи, возрастные особенности и детские интересы.

Стараюсь планировать так проект, чтобы приложение к нему было практическим, наглядным и полезным материалом. В качестве приложения могут быть: детские рисунки, поделки, речевой материал (рассказы, стихи и др.), конспекты занятий и развлечений, консультации родителям и педагогам, беседы, лэпбуки и другой материал.

Для примера: изучая с детьми с ОНР тему о космосе, я использовала проект «Таинственный космос». В процессе его реализации мы с детьми провели беседу о космосе, выяснили кто летал в космос до людей, кто был первым космонавтом, какие бывают космические корабли, какая космическая еда, одежда и т. д. Посмотрели презентацию о космосе и планетах.

В качестве приложения служил лэпбук с многообразной информацией на космическую тему, с фото космонавтов, заданиями для детей-будущих космонавтов (задания по развитию речи), а также рассказами и рисунками детей.

Так же в работе с детьми с ОНР я использовала такие проекты: экологические логопедические «Снежный барс», «Первые подснежники», исследовательский логопедический проект «Снежинка Снежана», познавательный «Мир звуков вокруг нас», познавательно развлекательные проекты «Скоро в школу», «КВН «Хочу всё знать!», «День друга», патриотический «Золотой Алтай», коррекционные проекты «Непослушные звуки», «Бассейн для пальчиков», «Редкие профессии», «Этот особый фонематический слух».

Каждый проект помогает решать мне какие –либо учебно-познавательные задачи. А так же интересно, что проектная деятельность в работе логопеда позволяет реализовать коррекционные задачи с использованием разных видов деятельности. Это и познавательная, и исследовательская, развивающая различные навыки психологического характера: готовность к школе, самооценка, мотивация к успеху и т. д.

Свои проекты я использую не единожды. Так, например, проект «Мир звуков вокруг нас» я использую каждый год занимаясь с подгруппой детей с ОНР, или с ФФНР и даже с дислалией. В начале учебного года я беру дислаликов, объединяю их в подгруппы и провожу несколько занятий с реализацией проекта «Мир звуков вокруг нас» и «Бассейн для пальчиков». Так проект «Мир звуков вокруг нас» помогает научить детей различать неречевые звуки (звуки природы, бытовые звуки, звуки улицы, звуки музыкальных инструментов).

К этому проекту я изготовила дидактическое пособие «Шумовые баночки». Пособие помогает развивать у детей слуховое внимание, остроту физического слуха, внимание и память. Так, одновременно с реализацией проекта идёт оснащение кабинета, пополнение его дидактическими пособиями.

А в проекте «Бассейн для пальчиков» разработана программа по развитию у детей тактильных ощущений, подобраны и апробированы упражнения для пальцев рук, подобран речевой материал, собраны 3 сухих бассейна для пальцев рук (для пассивного массажа). Бассейны: один из киндер сюрпризов с игрушками, один из макарон в форме спирали с игрушками из киндера, один из гороха с гречкой с буквами.

Для проекта «Детям о космосе» изготовлен лэпбук, который теперь также является дидактическим пособием. В нём можно добавлять и менять материал, задания и т. д.

Так же полезно и правильно использовать проекты логопеду в работе с родителями. Сейчас привлечь родителей к совместной коррекционной работе сами знаете очень трудная задача. Родители не хотят заниматься с детьми, перекладывают это на педагогов.

В процессе реализации некоторых проектов, я прошу родителей выполнить задания: даю устные и письменные задания через групповые уголки для родителей, записываю в индивидуальные тетрадки выполнить совместные задания с детьми (это рисунки, поделки, игровые упражнения). Далее спрашиваю у детей выполненные задания, делаю поощрения: ставлю звёздочки, даю фишки, и т. д. Так же это письменные консультации, устные и практические консультации родителям. Всё это позволяет вовлечь родителей в коррекционный процесс.

А сейчас, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы. (Логопеды рассматривают предложенные проекты и приложения, задают вопросы).

Затем логопеды делятся своим опытом работы в проектной деятельности. Рассказывают, как они составляют и реализуют проекты. Как определяют темы и как ведётся работа по реализации проектов. Какие есть достижения и трудности в этой области.

Круглый стол заканчивает свою работу на сегодня. Все логопеды получают памятки «Проектный метод в деятельности педагога». Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме"Проектно-исследовательская деятельность."

Опыт работы по теме "Проектно-исследовательская деятельность"  -    в настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует и от дошкольных учреждений с...

Опыт работы Тема: Проектно-исследовательская деятельность, как основа познавательного развития детей.

Главная особенность исследовательского и проектного обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициати...

Презентация "Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ворониной Юлии Александровны". Тема "Проектно -исследовательская деятельность в ДОУ"

Материал раскрывает сущность проектно - исследовательской деятельности, технологию. Технология проектно - исследовательской деятельности в детском саду  позволяет получить надёжные...

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

Доклад на тему: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности помогающей успешной реализации ФГОС ДО» Образовательный проект «Театр словно чародей»2019г.

Доклад на тему: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности помогающей успешной реализации ФГОС ДО» Образовательный проект «Театр словно чародей»...

Тема: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы в организации логопедической работы с детьми с ОВЗ.»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. Детьми с огран...