Семинар-практикум "Круглый стол" для логопедов ДОУ на тему: "Проектная деятельность в логопедической работе"
материал по логопедии
Семинар-практикум будет полезен всем педагогам ДО. Изучив такой опыт работы, логопеды познакомятся с видами логопедических проектов и приёмами работы в проектировании логопедической помощи детям с нарушениями речи. Такие проекты помогают дать более расширенные и чёткие знания об окружающем мире детям с такими речевыми нарушениями как: ОНР, ФФНР, дислалия. Надеюсь мой опыт поможет кому- то выстроить свою систему проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_logopedov_dokument_microsoft_word.docx | 99.66 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«КРУГЛЫЙ СТОЛ»
для логопедов дошкольных образовательных учреждений на тему:
«Проектная деятельность в логопедической работе»
Подготовила учитель-логопед Кукарская Е.П.
2024 г.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА:
- Сообщение «Проектная деятельность в логопедической работе» (проекты в ДОУ, актуальность, виды проектов, приёмы работы, примеры содержания собственных проектов) -Кукарская Е.П. -25-30 минут
- Изучение проектов логопеда.
- Короткие выступления логопедов о своём опыте в проектной деятельности (по 5-10- минут)
- Памятки для логопедов «Проектный метод в деятельности учителя-логопеда» (раздаются каждому).
Семинар проводится на базе ДОУ «Детский сад «Сказка».
Почему я выбрала для «круглого стола» эту тему «Проектная деятельность в логопедической работе»?
Сейчас время проектов! Кругом мы видим только через проекты реализуются те или иные цели и задачи.
Сегодня я хочу поделиться с вами моим опытом в этой области.
Само слово «проект» означает план чего-либо, устройство, предварительный текст документа.
В дошкольной педагогике проектная деятельность –это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Проект может помочь логопеду в коррекционной деятельности, а также в профилактической.
Как мне помогают проекты в работе? Во -первых тему я выбираю сама. Беру те темы, которые считаю более актуальными для моих детей. Стараюсь выбирать темы по которым мало наглядного материала и которые дают дополнительные знания детям.
Учитываю педагогические цели, коррекционные задачи, возрастные особенности и детские интересы.
Стараюсь планировать так проект, чтобы приложение к нему было практическим, наглядным и полезным материалом. В качестве приложения могут быть: детские рисунки, поделки, речевой материал (рассказы, стихи и др.), конспекты занятий и развлечений, консультации родителям и педагогам, беседы, лэпбуки и другой материал.
Для примера: изучая с детьми с ОНР тему о космосе, я использовала проект «Таинственный космос». В процессе его реализации мы с детьми провели беседу о космосе, выяснили кто летал в космос до людей, кто был первым космонавтом, какие бывают космические корабли, какая космическая еда, одежда и т. д. Посмотрели презентацию о космосе и планетах.
В качестве приложения служил лэпбук с многообразной информацией на космическую тему, с фото космонавтов, заданиями для детей-будущих космонавтов (задания по развитию речи), а также рассказами и рисунками детей.
Так же в работе с детьми с ОНР я использовала такие проекты: экологические логопедические «Снежный барс», «Первые подснежники», исследовательский логопедический проект «Снежинка Снежана», познавательный «Мир звуков вокруг нас», познавательно развлекательные проекты «Скоро в школу», «КВН «Хочу всё знать!», «День друга», патриотический «Золотой Алтай», коррекционные проекты «Непослушные звуки», «Бассейн для пальчиков», «Редкие профессии», «Этот особый фонематический слух».
Каждый проект помогает решать мне какие –либо учебно-познавательные задачи. А так же интересно, что проектная деятельность в работе логопеда позволяет реализовать коррекционные задачи с использованием разных видов деятельности. Это и познавательная, и исследовательская, развивающая различные навыки психологического характера: готовность к школе, самооценка, мотивация к успеху и т. д.
Свои проекты я использую не единожды. Так, например, проект «Мир звуков вокруг нас» я использую каждый год занимаясь с подгруппой детей с ОНР, или с ФФНР и даже с дислалией. В начале учебного года я беру дислаликов, объединяю их в подгруппы и провожу несколько занятий с реализацией проекта «Мир звуков вокруг нас» и «Бассейн для пальчиков». Так проект «Мир звуков вокруг нас» помогает научить детей различать неречевые звуки (звуки природы, бытовые звуки, звуки улицы, звуки музыкальных инструментов).
К этому проекту я изготовила дидактическое пособие «Шумовые баночки». Пособие помогает развивать у детей слуховое внимание, остроту физического слуха, внимание и память. Так, одновременно с реализацией проекта идёт оснащение кабинета, пополнение его дидактическими пособиями.
А в проекте «Бассейн для пальчиков» разработана программа по развитию у детей тактильных ощущений, подобраны и апробированы упражнения для пальцев рук, подобран речевой материал, собраны 3 сухих бассейна для пальцев рук (для пассивного массажа). Бассейны: один из киндер сюрпризов с игрушками, один из макарон в форме спирали с игрушками из киндера, один из гороха с гречкой с буквами.
Для проекта «Детям о космосе» изготовлен лэпбук, который теперь также является дидактическим пособием. В нём можно добавлять и менять материал, задания и т. д.
Так же полезно и правильно использовать проекты логопеду в работе с родителями. Сейчас привлечь родителей к совместной коррекционной работе сами знаете очень трудная задача. Родители не хотят заниматься с детьми, перекладывают это на педагогов.
В процессе реализации некоторых проектов, я прошу родителей выполнить задания: даю устные и письменные задания через групповые уголки для родителей, записываю в индивидуальные тетрадки выполнить совместные задания с детьми (это рисунки, поделки, игровые упражнения). Далее спрашиваю у детей выполненные задания, делаю поощрения: ставлю звёздочки, даю фишки, и т. д. Так же это письменные консультации, устные и практические консультации родителям. Всё это позволяет вовлечь родителей в коррекционный процесс.
А сейчас, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы. (Логопеды рассматривают предложенные проекты и приложения, задают вопросы).
Затем логопеды делятся своим опытом работы в проектной деятельности. Рассказывают, как они составляют и реализуют проекты. Как определяют темы и как ведётся работа по реализации проектов. Какие есть достижения и трудности в этой области.
Круглый стол заканчивает свою работу на сегодня. Все логопеды получают памятки «Проектный метод в деятельности педагога». Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме"Проектно-исследовательская деятельность."
Опыт работы по теме "Проектно-исследовательская деятельность" - в настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует и от дошкольных учреждений с...
Опыт работы Тема: Проектно-исследовательская деятельность, как основа познавательного развития детей.
Главная особенность исследовательского и проектного обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициати...
Презентация "Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ворониной Юлии Александровны". Тема "Проектно -исследовательская деятельность в ДОУ"
Материал раскрывает сущность проектно - исследовательской деятельности, технологию. Технология проектно - исследовательской деятельности в детском саду позволяет получить надёжные...
Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".
Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....
Доклад на тему: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности помогающей успешной реализации ФГОС ДО» Образовательный проект «Театр словно чародей»2019г.
Доклад на тему: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности помогающей успешной реализации ФГОС ДО» Образовательный проект «Театр словно чародей»...
Тема: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы в организации логопедической работы с детьми с ОВЗ.»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. Детьми с огран...