Особенности речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста с заиканием
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_rechevogo_i_psihomotornogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_zaikaniem.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые исследователи, изучающие симптоматику заикания, указывали на то, что у заикающихся довольно часто нарушения ритма и темпа речи сочетаются с нарушениями ритма и темпа общих движений человека. Нарушения двигательной сферы дошкольников с заиканием характеризуются, с одной стороны, мозаичным повышением мышечного тонуса, приводящим к определенной двигательной скованности, а с другой стороны, общей двигательной расторможенностью.
Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притопывание, сжимание пальцев в кулаки и т. п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у детей без заикания. Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный характер. В некоторых случаях такие движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почёсывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.
Так у детей с невротической формой заикания раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно. При обследовании детей чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения, как у детей, так и у взрослых, достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой.
Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно только словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо скоординированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом.
Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. В то же время, по сравнению с нормой, для всех заикающихся этой группы характерно не доведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук.
Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован. У таких детей имеется тесная ситуационная зависимость тяжести заикания.
Также следует подчеркнуть, что в состоянии эмоционального комфорта, в процессе игры или наедине с собой речь у них обычно свободна от судорожных запинок. В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.
При неврозоподобной форме физическое развитие детей проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью.
Заикание быстро «обрастает» обильными сопутствующими движениями и эмболофразией. При обследовании моторики у детей выявляется патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притопыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т. е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Не смотря на то, что строение речевого аппарата обычно нормальное, все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его «беспокойство», недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.
Подробнее остановимся на особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с заиканием.
Многочисленные исследования речи заикающихся детей показывают на то, что дети могут иметь разный уровень речевого развития — и высокий, и низкий. Но и у тех, и у других отмечаются затруднения в поиске нужного слова, речевом оформления мысли, им свойственно многословие, склонность к пространным рассуждениям.
Так, при невротической форме заикания дети дошкольного возраста обладают полноценным набором лексических средств, могут адекватно грамматически конструировать свое высказывание и его составные части. Последовательность передачи смысловой структуры сообщения у них не нарушена. В то же время такие дети употребляют значительное количество неадекватных контексту слов, т. е. у детей с невротической формой заикания обнаруживается определенное несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью использовать их в разных ситуациях общения. Предполагается, что механизм затруднений в использовании адекватной лексики детьми с невротической формой заикания связан с тем, что их речевая активность всегда протекает на фоне особого эмоционального состояния.
В целом же, сравнение с нормой показывает, что уровень развития монологической речи по показателю «выбора лексем» у заикающихся детей 6—7 лет в большинстве случаев соответствует уровню развития монологической речи детей 4—5 лет без речевых нарушений.
Кроме особенностей содержательной стороны высказывания, в речи заикающихся отмечается своеобразие пауз. Во-первых, дети делают значительно меньше пауз, чем в норме. Во-вторых, локализация пауз у заикающихся иная, чем в норме. Большая часть пауз у них располагается внутри слов, а между словами и даже на границах законченных в смысловом отношении фраз паузы часто отсутствуют. То есть у заикающихся отмечается выраженная дефицитарность пауз, необходимых для нормального порождения речевого процесса.
В речи заикающихся дошкольников свойственно большое количество пауз, которые характеризуются отсутствием акустического сигнала и «заполненностью» патологической судорожной активностью мышц речевого аппарата. Именно эти паузы часто прерываются эмболами, нефонологическими вокальными образованиями, ложными началами и повторами.
Обобщение вышесказанного позволяет утверждать, что для невротической формы заикания характерны такие особенности как :
- тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания; наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения;
- характерологическая предрасположенность (впечатлительность, тревожность и т. п.);
- преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая и хроническая травматизация);
- заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет;
- большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения;
- возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).
В свою очередь, для неврозоподобной формы заикания характерны такие особенности :
- ещё до появления заикания отмечается тенденция к некоторой задержке речевого развития, нарушение звукопроизношения;
- отмечается патология моторных функций разной степени выраженности;
- судорожные запинки появляются в возрасте 3-4 лет;
- появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи; начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией;
- отсутствуют периоды плавной речи, качество речи мало зависит от речевой ситуации;
- привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь;
- физическое или психическое утомление ухудшают качество речи.
Таким образом, традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с речевым, психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Кроме того, у заикающихся дошкольников отмечается существенные отклонения в развитии коммуникативных навыков и психомоторных функций. В то же время недостаточная разработанность проблемы заикания обусловила многоаспектность воздействия на заикающегося и необходимость детального изучения особенностей речевого, моторного и психического развития у данной категории детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы с дидактическими пособиями, направленными на психомоторное развитие детей дошкольного возраста
Воркшоп (по К. Фопелю) – учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Учебный процесс, на котором в центре внимания – переживания участников, ...
Педагогический проект "Логоритмика как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста"
Настоящий проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей методами логоритмики. Рекомендовани для использования воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования, уч...
Современные методы психомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Методическое пособие, в котором представлен цикл занятий, которые помогут детям в возрасте 5-7 лет с нарушениями ОДА преодолеть трудности в овладении своим телом.Упражнения, составляющие основу каждог...
Конспект музыкального логоритмического занятия "Взаимосвязь музыки, речи и движений в коррекции нарушений речевого и психомоторного развития детей Старшего возраста с ОНР"
Коррекция нарушений речи средствами музыки через речевые и музыкально-двигательные упражнения и игры.Использование технологий: здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, танцевальных.Показан ...
" Психомоторное развитие детей дошкольного возраста"
Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, ...
Методика работы по психомоторному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ с примерными комплексами занятий
Теоритический материал с примерными комплексами занятий по психомоторной коррекции...
«Речедвигательный тренинг - как метод коррекции процесса речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста.»
С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям с...