Конспект логопедического занятия Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия

Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Цели: - учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных;

- закрепить навык подбора антонимов прилагательных;

- продолжить упражняться в правильном построении предложений с союзными словами «потому что»;

- активизировать употребление прилагательных сравнительной степени в речи;

- развивать слуховое и зрительное внимание, логику, мышление детей.

Оборудование:  - предметы на подставках: 3 зайчика, 3 пары лыж, 6 ваз, 6 поставок к ним;

-  куклы: Пятачок и Хрюша;

- в коробке: 2 былых листа бумаги разных оттенка, 2 кисточки разные по длине,  2 шарика (пластмассовый и елочный),  муляжи: яблоко, апельсин.

- в сундуке: 2 ленты одинаковые по цвету, но разные по длине, 2 шарфа разной ширины, 2 тарелки разной глубины, 2 тетради одинаковые по цвету, но разные по толщине;

- шкатулка с матрешками;

- картинки демонстрационные – 8 штук;

- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Подбери пару»;

- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Что в конверте»

- салфетка.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Все дети стоят по росту.

Логопед. Сядет тот, кто выше всех, ниже всех; все дети, которые ниже Алеши, кто правее Наташи, кто из вас двоих выше, сядет Маша.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Логопед. Ребята сегодня мы свами будем сравнивать картинки и предметы, и продолжать учить составлять предложения.

3. ОБУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЮ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Логопед. Сегодня к нам в гости пришли Хрюша и Пяточок.

  1. Диалог Хрюши и Пяточка:

Хрюша: Пяточок, давай играть в игру «Её».

Пяточок: А как в неё играть?

Хрюша: Я скажу тебе слово, а ты измени его так, чтобы в конце было хорошо слышно «её». Вот я говорю: « Я умный, а ты говори : «А я умнее»».

Пяточок: Давай попробуем.

ДОБРЫЙ  - ДОБРЕЕ                                                  ЗАБОТЛИВЫЙ – ЗАБОТЛИВЕЕ

СИЛЬНЫЙ – СИЛЬНЕЕ                                             АККУРАТНЫЙ – АККУРАТНЕЕ

Пяточок: Хрюша, значит «её: говорят, когда хвастаются?

Хрюша: Что ты Пяточок, «её» говорят, когда сравнивают.

Пяточок: Ну, тогда давай еще немножко посравниваем.

Хрюша: А я еще красивее. Ребята, а вы заметили, что в слове «красивее» надо голосом выделять «си»? – Да.

Тогда повторите хором (дети повторяют).

Логопед. Спасибо, Хрюша и Пяточок. Теперь вы послушайте, как дети будут сравнивать предметы.

  1. Обучающие упражнения с предметами.

Логопед. В этой коробке лежат предметы. Я буду показывать два предмета. Про один буду говорить сама, а про другой будете говорить вы двумя словами – словом «еще» и словом, в конце которого отчетливо слышно «ее».

БУМАГА БЕЛАЯ – ЕЩЕ БЕЛЕЕ

КИСТОЧКА ДЛИННАЯ – ЕЩЕ ДЛИНЕЕ

ЯБЛОКО КРУГЛОЕ – АПЕЛЬСИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ

  1. Игра «Закончи предложение»

Логопед. А теперь задание труднее. Мы будем сравнивать без предметов. Я начну предложение, а вы его закончите двумя словами

 

ВОВА СИЛЬНЫЙ, А ЕГО БРАТ (еще сильнее).

ВЕСНОЙ ПОГОДА ТЕПЛАЯ, А ЛЕТОМ (еще теплее).

ЗЕМЛЯНИКА КРАСНАЯ, А РЯБИНА (еще краснее).

ПИРОГ ВКУСНЫЙ, А ХЛЕБ (еще вкуснее).

ЛЕНТА ДЛИННАЯ, А НИТКА (еще длиннее).

  1. Упражнения в подборе антонимов-прилагательных сравнительной степени по демонстрации предметов из сундучка.

Логопед. В этом сундучке лежат пары предметов. Но сравнивать их надо по-другому, так чтобы слово начиналось с «по».

Послушайте как я сравниваю шарики по величине: «Этот шарик поменьше, а этот побольше» (вызывает детей к столу парами).

УКАЗКА ПО ДЛИНЕ (подлиннее –покороче)

ШАРИКИ ПО ШИРИНЕ (пошире –поуже)

ЛЕНТЫ ПО ДЛИНЕ

ТАРЕЛКА ПО ГЛУБИНЕ

ТЕТРАДИ ПО ТОЛЩИНЕ

4. УПРАЖНЕНИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

I.На доске пары картинок. Вызванный ребенок выходит и составляет предложение по двум картинкам.

Логопед. Сравним Дашу и Машу по доброте.

                Теремок и домик поросенка по прочности.

                Падчерицу и Золушку по трудолюбию.

                Дворцы маркиза Карабаса и Гудвина по красоте.

(дети сравнивают предложенные на доске картинки)

II. ИГРА С КАРТИНКАМИ.

Логопед. У вас на столах лежат картинки и конверты. Сейчас будут играть дети перед которыми лежат картинки, а дети перед которыми лежат конверты, будут внимательно слушать и исправлять ошибки.

Картинки перевернуть, рассмотреть и сравнить с соседними. Дети сидящие за Наташей, выходят к доске с картинками. Начинаем предложения. А дети, у которых найдется парная картинка будут к вам выходить и продолжать предложение.

ЯГОДЫ СМОРОДИНЫ КРУПНЫЕ, А ЯГОДЫ КРЫЖОВНИКА ЕЩЕ КРУПНЕЕ.

РЯБИНА ПОЛЕЗНАЯ, А ШИПОВНИК ЕЩЕ ПОЛЛЕЗНЕЕ.

КОТ ХИТРЫ, А ЛИСА ЕЩЕ ХИТРЕЕ.

ЮБКА НАРЯДНАЯ, А ПЛАТЬЕ ЕЩЕ НАРЯДНЕЕ.

III. ИГРА «ЧТО В КОНВЕРТЕ»

Логопед. Теперь ребята с конвертами будут играть в игру «Что в конверте?», а остальные будут слушать и исправлять ошибки.

 Достаньте то, что у вас в конвертах и рассмотрите. Выходите к доске. Сравните две картинки на листочке и составьте предложение.

ЛИМОН КИСЛЫЙ, А КЛЮКВА ЕЩЕ КИСЛЕЕ.

БОТИНОК ТЕПЛЫЙ, А САПОГИ ЕЩЕ ТЕПЛЕЕ.

ЧИПОЛЛИНО ВЕСЕЛЫЙ, А НЕЗНАЙКА ЕЩЕ ВЕСЕЛЕЕ.

ЯБЛОКО КРУГЛОЕ, А АПЕЛЬЗИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ.

НОЖНИЦЫ ОСТРЫЕ, А НОЖ ЕЩЕ ОСТРЕЕ.

ЩУКА ДЛИННАЯ, А СОМ ЕЩЕ ДЛИНЕЕ.

ХЛЕБ ВКУСНЫЙ, А ПРЯНИКИ ЕЩЕ ВКУСНЕЕ.

ПОРТФЕЛЬ ТЯЖЕЛЫЙ, А МЕШОК ЕЩЕ ТЯЖЕЛЕЕ.

ПАЛЬТО НОВОЕ, А КОСТЮМ ЕЩЕ НОВОЕ.

IV. СЛОВЕСНАЯ ИГРА

Логопед. Видите Хрюша и Пяточок, как  ребята хорошо сравнивают и конце «ее» говорить не забывают. А теперь послушайте, как они составляют предложения совсем без предметов и картинок только по двум словам:

ВЫСОКИЙ – ВЫШЕ                                                               ТВЕРДЫЙ – ТВЕРЖЕ

КОРОТКИЙ –КОРОЧЕ                                                           ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ

МЯГКИЙ – МЯГЧЕ

Физкультминутка  ИГРА «Озорники»

Встаньте в круг сейчас пошире. Раз,  два, три

А мы хотим поуже. Раз, два, три (и так после каждой строчки)

Ну встаньте в круг тогда поуже.

А мы хотим пошире.

Руки сделаем пониже.

А мы хотим повыше.

Все затопайте потише.

А мы хотим погромче.

А захлопайте поглуше.

А мы хотим позвонче.

Прыгайте потяжелее.

А мы хотим полегче.

Теперь бегите медленее.

А мы хотим быстрее.

Сядьте на места шумнее.

А мы хотим потише. (каждую вторую сточку произносить с пружинящими движениями)

  1. Логопед. Пока мы с вами играли Хрюша и Пяточок ушли, а нам оставили эту шкатулку и записку. Прочтем её.

В этой шкатулке – загадка:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

И всего одна игрушка.

Отгадайте правильно – откройте коробку.  

                                                                              Хрюша и Пяточок.

(Дети отгадывают и логопед открывает шкатулку. На высокой платформе стоит три матрешки по росту. Внутри записка: «Догадайтесь, почему матрешки так построились? Не забудьте, предложение не начинается со слов «потому что».)

К доске вызывается 3 детей.

ЭТА МАТРЕШКА САМАЯ ПЕРВАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ВЫШЕ ВСЕХ.

ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ВТОРАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ЧУТЬ-ЧУТЬ НИЖЕ.

ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ПОСЛЕДНЯЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НИЖЕ ВСЕХ.

  1. Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnit_prilag.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Цели: - учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных;

- закрепить навык подбора антонимов прилагательных;

- продолжить упражняться в правильном построении предложений с союзными словами «потому что»;

- активизировать употребление прилагательных сравнительной степени в речи;

- развивать слуховое и зрительное внимание, логику, мышление детей.

Оборудование: - предметы на подставках: 3 зайчика, 3 пары лыж, 6 ваз, 6 поставок к ним;

- куклы: Пятачок и Хрюша;

- в коробке: 2 былых листа бумаги разных оттенка, 2 кисточки разные по длине, 2 шарика (пластмассовый и елочный), муляжи: яблоко, апельсин.

- в сундуке: 2 ленты одинаковые по цвету, но разные по длине, 2 шарфа разной ширины, 2 тарелки разной глубины, 2 тетради одинаковые по цвету, но разные по толщине;

- шкатулка с матрешками;

- картинки демонстрационные – 8 штук;

- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Подбери пару»;

- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Что в конверте»

- салфетка.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Все дети стоят по росту.

Логопед. Сядет тот, кто выше всех, ниже всех; все дети, которые ниже Алеши, кто правее Наташи, кто из вас двоих выше, сядет Маша.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Логопед. Ребята сегодня мы свами будем сравнивать картинки и предметы, и продолжать учить составлять предложения.

3. ОБУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЮ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Логопед. Сегодня к нам в гости пришли Хрюша и Пяточок.

  1. Диалог Хрюши и Пяточка:

Хрюша: Пяточок, давай играть в игру «Её».

Пяточок: А как в неё играть?

Хрюша: Я скажу тебе слово, а ты измени его так, чтобы в конце было хорошо слышно «её». Вот я говорю: « Я умный, а ты говори : «А я умнее»».

Пяточок: Давай попробуем.

ДОБРЫЙ - ДОБРЕЕ ЗАБОТЛИВЫЙ – ЗАБОТЛИВЕЕ

СИЛЬНЫЙ – СИЛЬНЕЕ АККУРАТНЫЙ – АККУРАТНЕЕ

Пяточок: Хрюша, значит «её: говорят, когда хвастаются?

Хрюша: Что ты Пяточок, «её» говорят, когда сравнивают.

Пяточок: Ну, тогда давай еще немножко посравниваем.

Хрюша: А я еще красивее. Ребята, а вы заметили, что в слове «красивее» надо голосом выделять «си»? – Да.

Тогда повторите хором (дети повторяют).

Логопед. Спасибо, Хрюша и Пяточок. Теперь вы послушайте, как дети будут сравнивать предметы.

  1. Обучающие упражнения с предметами.

Логопед. В этой коробке лежат предметы. Я буду показывать два предмета. Про один буду говорить сама, а про другой будете говорить вы двумя словами – словом «еще» и словом, в конце которого отчетливо слышно «ее».

БУМАГА БЕЛАЯ – ЕЩЕ БЕЛЕЕ

КИСТОЧКА ДЛИННАЯ – ЕЩЕ ДЛИНЕЕ

ЯБЛОКО КРУГЛОЕ – АПЕЛЬСИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ

  1. Игра «Закончи предложение»

Логопед. А теперь задание труднее. Мы будем сравнивать без предметов. Я начну предложение, а вы его закончите двумя словами

ВОВА СИЛЬНЫЙ, А ЕГО БРАТ (еще сильнее).

ВЕСНОЙ ПОГОДА ТЕПЛАЯ, А ЛЕТОМ (еще теплее).

ЗЕМЛЯНИКА КРАСНАЯ, А РЯБИНА (еще краснее).

ПИРОГ ВКУСНЫЙ, А ХЛЕБ (еще вкуснее).

ЛЕНТА ДЛИННАЯ, А НИТКА (еще длиннее).

  1. Упражнения в подборе антонимов-прилагательных сравнительной степени по демонстрации предметов из сундучка.

Логопед. В этом сундучке лежат пары предметов. Но сравнивать их надо по-другому, так чтобы слово начиналось с «по».

Послушайте как я сравниваю шарики по величине: «Этот шарик поменьше, а этот побольше» (вызывает детей к столу парами).

УКАЗКА ПО ДЛИНЕ (подлиннее –покороче)

ШАРИКИ ПО ШИРИНЕ (пошире –поуже)

ЛЕНТЫ ПО ДЛИНЕ

ТАРЕЛКА ПО ГЛУБИНЕ

ТЕТРАДИ ПО ТОЛЩИНЕ

4. УПРАЖНЕНИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

#1053;а доске пары картинок. Вызванный ребенок выходит и составляет предложение по двум картинкам.

Логопед. Сравним Дашу и Машу по доброте.

Теремок и домик поросенка по прочности.

Падчерицу и Золушку по трудолюбию.

Дворцы маркиза Карабаса и Гудвина по красоте.

(дети сравнивают предложенные на доске картинки)

II. ИГРА С КАРТИНКАМИ.

Логопед. У вас на столах лежат картинки и конверты. Сейчас будут играть дети перед которыми лежат картинки, а дети перед которыми лежат конверты, будут внимательно слушать и исправлять ошибки.

Картинки перевернуть, рассмотреть и сравнить с соседними. Дети сидящие за Наташей, выходят к доске с картинками. Начинаем предложения. А дети, у которых найдется парная картинка будут к вам выходить и продолжать предложение.

ЯГОДЫ СМОРОДИНЫ КРУПНЫЕ, А ЯГОДЫ КРЫЖОВНИКА ЕЩЕ КРУПНЕЕ.

РЯБИНА ПОЛЕЗНАЯ, А ШИПОВНИК ЕЩЕ ПОЛЛЕЗНЕЕ.

КОТ ХИТРЫ, А ЛИСА ЕЩЕ ХИТРЕЕ.

ЮБКА НАРЯДНАЯ, А ПЛАТЬЕ ЕЩЕ НАРЯДНЕЕ.

III. ИГРА «ЧТО В КОНВЕРТЕ»

Логопед. Теперь ребята с конвертами будут играть в игру «Что в конверте?», а остальные будут слушать и исправлять ошибки.

Достаньте то, что у вас в конвертах и рассмотрите. Выходите к доске. Сравните две картинки на листочке и составьте предложение.

ЛИМОН КИСЛЫЙ, А КЛЮКВА ЕЩЕ КИСЛЕЕ.

БОТИНОК ТЕПЛЫЙ, А САПОГИ ЕЩЕ ТЕПЛЕЕ.

ЧИПОЛЛИНО ВЕСЕЛЫЙ, А НЕЗНАЙКА ЕЩЕ ВЕСЕЛЕЕ.

ЯБЛОКО КРУГЛОЕ, А АПЕЛЬЗИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ.

НОЖНИЦЫ ОСТРЫЕ, А НОЖ ЕЩЕ ОСТРЕЕ.

ЩУКА ДЛИННАЯ, А СОМ ЕЩЕ ДЛИНЕЕ.

ХЛЕБ ВКУСНЫЙ, А ПРЯНИКИ ЕЩЕ ВКУСНЕЕ.

ПОРТФЕЛЬ ТЯЖЕЛЫЙ, А МЕШОК ЕЩЕ ТЯЖЕЛЕЕ.

ПАЛЬТО НОВОЕ, А КОСТЮМ ЕЩЕ НОВОЕ.

IV. СЛОВЕСНАЯ ИГРА

Логопед. Видите Хрюша и Пяточок, как ребята хорошо сравнивают и конце «ее» говорить не забывают. А теперь послушайте, как они составляют предложения совсем без предметов и картинок только по двум словам:

ВЫСОКИЙ – ВЫШЕ ТВЕРДЫЙ – ТВЕРЖЕ

КОРОТКИЙ –КОРОЧЕ ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ

МЯГКИЙ – МЯГЧЕ

Физкультминутка ИГРА «Озорники»

Встаньте в круг сейчас пошире. Раз, два, три

А мы хотим поуже. Раз, два, три (и так после каждой строчки)

Ну встаньте в круг тогда поуже.

А мы хотим пошире.

Руки сделаем пониже.

А мы хотим повыше.

Все затопайте потише.

А мы хотим погромче.

А захлопайте поглуше.

А мы хотим позвонче.

Прыгайте потяжелее.

А мы хотим полегче.

Теперь бегите медленее.

А мы хотим быстрее.

Сядьте на места шумнее.

А мы хотим потише. (каждую вторую сточку произносить с пружинящими движениями)

  1. Логопед. Пока мы с вами играли Хрюша и Пяточок ушли, а нам оставили эту шкатулку и записку. Прочтем её.

В этой шкатулке – загадка:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

И всего одна игрушка.

Отгадайте правильно – откройте коробку.

Хрюша и Пяточок.

(Дети отгадывают и логопед открывает шкатулку. На высокой платформе стоит три матрешки по росту. Внутри записка: «Догадайтесь, почему матрешки так построились? Не забудьте, предложение не начинается со слов «потому что».)

К доске вызывается 3 детей.

ЭТА МАТРЕШКА САМАЯ ПЕРВАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ВЫШЕ ВСЕХ.

ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ВТОРАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ЧУТЬ-ЧУТЬ НИЖЕ.

ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ПОСЛЕДНЯЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НИЖЕ ВСЕХ.

  1. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

Конспект логопедического занятия на тему "Относительные прилагательные"

Занятие по совершенствованию лексико - грамматических представлений в подготовительной логопедической группе....

Конспект логопедического занятия "Притяжательные прилагательные"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР...

Конспект логопедического занятия Тема: «Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения»

Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Относительные прилагательные»

Цели:  - образование и употребление относительных прилагательных от названия ткани;- закрепление представлений о тканях;- установление причинно-следственных связей;- развитие связной устной ...

Конспект занятия "Образование сравнительных прилагательных"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей 5-6 лет с ТНР....