Конспект логопедического занятия Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия
Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Цели: - учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных;
- закрепить навык подбора антонимов прилагательных;
- продолжить упражняться в правильном построении предложений с союзными словами «потому что»;
- активизировать употребление прилагательных сравнительной степени в речи;
- развивать слуховое и зрительное внимание, логику, мышление детей.
Оборудование: - предметы на подставках: 3 зайчика, 3 пары лыж, 6 ваз, 6 поставок к ним;
- куклы: Пятачок и Хрюша;
- в коробке: 2 былых листа бумаги разных оттенка, 2 кисточки разные по длине, 2 шарика (пластмассовый и елочный), муляжи: яблоко, апельсин.
- в сундуке: 2 ленты одинаковые по цвету, но разные по длине, 2 шарфа разной ширины, 2 тарелки разной глубины, 2 тетради одинаковые по цвету, но разные по толщине;
- шкатулка с матрешками;
- картинки демонстрационные – 8 штук;
- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Подбери пару»;
- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Что в конверте»
- салфетка.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Все дети стоят по росту.
Логопед. Сядет тот, кто выше всех, ниже всех; все дети, которые ниже Алеши, кто правее Наташи, кто из вас двоих выше, сядет Маша.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Логопед. Ребята сегодня мы свами будем сравнивать картинки и предметы, и продолжать учить составлять предложения.
3. ОБУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЮ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Логопед. Сегодня к нам в гости пришли Хрюша и Пяточок.
- Диалог Хрюши и Пяточка:
Хрюша: Пяточок, давай играть в игру «Её».
Пяточок: А как в неё играть?
Хрюша: Я скажу тебе слово, а ты измени его так, чтобы в конце было хорошо слышно «её». Вот я говорю: « Я умный, а ты говори : «А я умнее»».
Пяточок: Давай попробуем.
ДОБРЫЙ - ДОБРЕЕ ЗАБОТЛИВЫЙ – ЗАБОТЛИВЕЕ
СИЛЬНЫЙ – СИЛЬНЕЕ АККУРАТНЫЙ – АККУРАТНЕЕ
Пяточок: Хрюша, значит «её: говорят, когда хвастаются?
Хрюша: Что ты Пяточок, «её» говорят, когда сравнивают.
Пяточок: Ну, тогда давай еще немножко посравниваем.
Хрюша: А я еще красивее. Ребята, а вы заметили, что в слове «красивее» надо голосом выделять «си»? – Да.
Тогда повторите хором (дети повторяют).
Логопед. Спасибо, Хрюша и Пяточок. Теперь вы послушайте, как дети будут сравнивать предметы.
- Обучающие упражнения с предметами.
Логопед. В этой коробке лежат предметы. Я буду показывать два предмета. Про один буду говорить сама, а про другой будете говорить вы двумя словами – словом «еще» и словом, в конце которого отчетливо слышно «ее».
БУМАГА БЕЛАЯ – ЕЩЕ БЕЛЕЕ
КИСТОЧКА ДЛИННАЯ – ЕЩЕ ДЛИНЕЕ
ЯБЛОКО КРУГЛОЕ – АПЕЛЬСИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ
- Игра «Закончи предложение»
Логопед. А теперь задание труднее. Мы будем сравнивать без предметов. Я начну предложение, а вы его закончите двумя словами
ВОВА СИЛЬНЫЙ, А ЕГО БРАТ (еще сильнее).
ВЕСНОЙ ПОГОДА ТЕПЛАЯ, А ЛЕТОМ (еще теплее).
ЗЕМЛЯНИКА КРАСНАЯ, А РЯБИНА (еще краснее).
ПИРОГ ВКУСНЫЙ, А ХЛЕБ (еще вкуснее).
ЛЕНТА ДЛИННАЯ, А НИТКА (еще длиннее).
- Упражнения в подборе антонимов-прилагательных сравнительной степени по демонстрации предметов из сундучка.
Логопед. В этом сундучке лежат пары предметов. Но сравнивать их надо по-другому, так чтобы слово начиналось с «по».
Послушайте как я сравниваю шарики по величине: «Этот шарик поменьше, а этот побольше» (вызывает детей к столу парами).
УКАЗКА ПО ДЛИНЕ (подлиннее –покороче)
ШАРИКИ ПО ШИРИНЕ (пошире –поуже)
ЛЕНТЫ ПО ДЛИНЕ
ТАРЕЛКА ПО ГЛУБИНЕ
ТЕТРАДИ ПО ТОЛЩИНЕ
4. УПРАЖНЕНИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
I.На доске пары картинок. Вызванный ребенок выходит и составляет предложение по двум картинкам.
Логопед. Сравним Дашу и Машу по доброте.
Теремок и домик поросенка по прочности.
Падчерицу и Золушку по трудолюбию.
Дворцы маркиза Карабаса и Гудвина по красоте.
(дети сравнивают предложенные на доске картинки)
II. ИГРА С КАРТИНКАМИ.
Логопед. У вас на столах лежат картинки и конверты. Сейчас будут играть дети перед которыми лежат картинки, а дети перед которыми лежат конверты, будут внимательно слушать и исправлять ошибки.
Картинки перевернуть, рассмотреть и сравнить с соседними. Дети сидящие за Наташей, выходят к доске с картинками. Начинаем предложения. А дети, у которых найдется парная картинка будут к вам выходить и продолжать предложение.
ЯГОДЫ СМОРОДИНЫ КРУПНЫЕ, А ЯГОДЫ КРЫЖОВНИКА ЕЩЕ КРУПНЕЕ.
РЯБИНА ПОЛЕЗНАЯ, А ШИПОВНИК ЕЩЕ ПОЛЛЕЗНЕЕ.
КОТ ХИТРЫ, А ЛИСА ЕЩЕ ХИТРЕЕ.
ЮБКА НАРЯДНАЯ, А ПЛАТЬЕ ЕЩЕ НАРЯДНЕЕ.
III. ИГРА «ЧТО В КОНВЕРТЕ»
Логопед. Теперь ребята с конвертами будут играть в игру «Что в конверте?», а остальные будут слушать и исправлять ошибки.
Достаньте то, что у вас в конвертах и рассмотрите. Выходите к доске. Сравните две картинки на листочке и составьте предложение.
ЛИМОН КИСЛЫЙ, А КЛЮКВА ЕЩЕ КИСЛЕЕ.
БОТИНОК ТЕПЛЫЙ, А САПОГИ ЕЩЕ ТЕПЛЕЕ.
ЧИПОЛЛИНО ВЕСЕЛЫЙ, А НЕЗНАЙКА ЕЩЕ ВЕСЕЛЕЕ.
ЯБЛОКО КРУГЛОЕ, А АПЕЛЬЗИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ.
НОЖНИЦЫ ОСТРЫЕ, А НОЖ ЕЩЕ ОСТРЕЕ.
ЩУКА ДЛИННАЯ, А СОМ ЕЩЕ ДЛИНЕЕ.
ХЛЕБ ВКУСНЫЙ, А ПРЯНИКИ ЕЩЕ ВКУСНЕЕ.
ПОРТФЕЛЬ ТЯЖЕЛЫЙ, А МЕШОК ЕЩЕ ТЯЖЕЛЕЕ.
ПАЛЬТО НОВОЕ, А КОСТЮМ ЕЩЕ НОВОЕ.
IV. СЛОВЕСНАЯ ИГРА
Логопед. Видите Хрюша и Пяточок, как ребята хорошо сравнивают и конце «ее» говорить не забывают. А теперь послушайте, как они составляют предложения совсем без предметов и картинок только по двум словам:
ВЫСОКИЙ – ВЫШЕ ТВЕРДЫЙ – ТВЕРЖЕ
КОРОТКИЙ –КОРОЧЕ ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ
МЯГКИЙ – МЯГЧЕ
Физкультминутка ИГРА «Озорники»
Встаньте в круг сейчас пошире. Раз, два, три
А мы хотим поуже. Раз, два, три (и так после каждой строчки)
Ну встаньте в круг тогда поуже.
А мы хотим пошире.
Руки сделаем пониже.
А мы хотим повыше.
Все затопайте потише.
А мы хотим погромче.
А захлопайте поглуше.
А мы хотим позвонче.
Прыгайте потяжелее.
А мы хотим полегче.
Теперь бегите медленее.
А мы хотим быстрее.
Сядьте на места шумнее.
А мы хотим потише. (каждую вторую сточку произносить с пружинящими движениями)
- Логопед. Пока мы с вами играли Хрюша и Пяточок ушли, а нам оставили эту шкатулку и записку. Прочтем её.
В этой шкатулке – загадка:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
И всего одна игрушка.
Отгадайте правильно – откройте коробку.
Хрюша и Пяточок.
(Дети отгадывают и логопед открывает шкатулку. На высокой платформе стоит три матрешки по росту. Внутри записка: «Догадайтесь, почему матрешки так построились? Не забудьте, предложение не начинается со слов «потому что».)
К доске вызывается 3 детей.
ЭТА МАТРЕШКА САМАЯ ПЕРВАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ВЫШЕ ВСЕХ.
ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ВТОРАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ЧУТЬ-ЧУТЬ НИЖЕ.
ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ПОСЛЕДНЯЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НИЖЕ ВСЕХ.
- Итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnit_prilag.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Цели: - учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных;
- закрепить навык подбора антонимов прилагательных;
- продолжить упражняться в правильном построении предложений с союзными словами «потому что»;
- активизировать употребление прилагательных сравнительной степени в речи;
- развивать слуховое и зрительное внимание, логику, мышление детей.
Оборудование: - предметы на подставках: 3 зайчика, 3 пары лыж, 6 ваз, 6 поставок к ним;
- куклы: Пятачок и Хрюша;
- в коробке: 2 былых листа бумаги разных оттенка, 2 кисточки разные по длине, 2 шарика (пластмассовый и елочный), муляжи: яблоко, апельсин.
- в сундуке: 2 ленты одинаковые по цвету, но разные по длине, 2 шарфа разной ширины, 2 тарелки разной глубины, 2 тетради одинаковые по цвету, но разные по толщине;
- шкатулка с матрешками;
- картинки демонстрационные – 8 штук;
- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Подбери пару»;
- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Что в конверте»
- салфетка.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Все дети стоят по росту.
Логопед. Сядет тот, кто выше всех, ниже всех; все дети, которые ниже Алеши, кто правее Наташи, кто из вас двоих выше, сядет Маша.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Логопед. Ребята сегодня мы свами будем сравнивать картинки и предметы, и продолжать учить составлять предложения.
3. ОБУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЮ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Логопед. Сегодня к нам в гости пришли Хрюша и Пяточок.
- Диалог Хрюши и Пяточка:
Хрюша: Пяточок, давай играть в игру «Её».
Пяточок: А как в неё играть?
Хрюша: Я скажу тебе слово, а ты измени его так, чтобы в конце было хорошо слышно «её». Вот я говорю: « Я умный, а ты говори : «А я умнее»».
Пяточок: Давай попробуем.
ДОБРЫЙ - ДОБРЕЕ ЗАБОТЛИВЫЙ – ЗАБОТЛИВЕЕ
СИЛЬНЫЙ – СИЛЬНЕЕ АККУРАТНЫЙ – АККУРАТНЕЕ
Пяточок: Хрюша, значит «её: говорят, когда хвастаются?
Хрюша: Что ты Пяточок, «её» говорят, когда сравнивают.
Пяточок: Ну, тогда давай еще немножко посравниваем.
Хрюша: А я еще красивее. Ребята, а вы заметили, что в слове «красивее» надо голосом выделять «си»? – Да.
Тогда повторите хором (дети повторяют).
Логопед. Спасибо, Хрюша и Пяточок. Теперь вы послушайте, как дети будут сравнивать предметы.
- Обучающие упражнения с предметами.
Логопед. В этой коробке лежат предметы. Я буду показывать два предмета. Про один буду говорить сама, а про другой будете говорить вы двумя словами – словом «еще» и словом, в конце которого отчетливо слышно «ее».
БУМАГА БЕЛАЯ – ЕЩЕ БЕЛЕЕ
КИСТОЧКА ДЛИННАЯ – ЕЩЕ ДЛИНЕЕ
ЯБЛОКО КРУГЛОЕ – АПЕЛЬСИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ
- Игра «Закончи предложение»
Логопед. А теперь задание труднее. Мы будем сравнивать без предметов. Я начну предложение, а вы его закончите двумя словами
ВОВА СИЛЬНЫЙ, А ЕГО БРАТ (еще сильнее).
ВЕСНОЙ ПОГОДА ТЕПЛАЯ, А ЛЕТОМ (еще теплее).
ЗЕМЛЯНИКА КРАСНАЯ, А РЯБИНА (еще краснее).
ПИРОГ ВКУСНЫЙ, А ХЛЕБ (еще вкуснее).
ЛЕНТА ДЛИННАЯ, А НИТКА (еще длиннее).
- Упражнения в подборе антонимов-прилагательных сравнительной степени по демонстрации предметов из сундучка.
Логопед. В этом сундучке лежат пары предметов. Но сравнивать их надо по-другому, так чтобы слово начиналось с «по».
Послушайте как я сравниваю шарики по величине: «Этот шарик поменьше, а этот побольше» (вызывает детей к столу парами).
УКАЗКА ПО ДЛИНЕ (подлиннее –покороче)
ШАРИКИ ПО ШИРИНЕ (пошире –поуже)
ЛЕНТЫ ПО ДЛИНЕ
ТАРЕЛКА ПО ГЛУБИНЕ
ТЕТРАДИ ПО ТОЛЩИНЕ
4. УПРАЖНЕНИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
#1053;а доске пары картинок. Вызванный ребенок выходит и составляет предложение по двум картинкам.
Логопед. Сравним Дашу и Машу по доброте.
Теремок и домик поросенка по прочности.
Падчерицу и Золушку по трудолюбию.
Дворцы маркиза Карабаса и Гудвина по красоте.
(дети сравнивают предложенные на доске картинки)
II. ИГРА С КАРТИНКАМИ.
Логопед. У вас на столах лежат картинки и конверты. Сейчас будут играть дети перед которыми лежат картинки, а дети перед которыми лежат конверты, будут внимательно слушать и исправлять ошибки.
Картинки перевернуть, рассмотреть и сравнить с соседними. Дети сидящие за Наташей, выходят к доске с картинками. Начинаем предложения. А дети, у которых найдется парная картинка будут к вам выходить и продолжать предложение.
ЯГОДЫ СМОРОДИНЫ КРУПНЫЕ, А ЯГОДЫ КРЫЖОВНИКА ЕЩЕ КРУПНЕЕ.
РЯБИНА ПОЛЕЗНАЯ, А ШИПОВНИК ЕЩЕ ПОЛЛЕЗНЕЕ.
КОТ ХИТРЫ, А ЛИСА ЕЩЕ ХИТРЕЕ.
ЮБКА НАРЯДНАЯ, А ПЛАТЬЕ ЕЩЕ НАРЯДНЕЕ.
III. ИГРА «ЧТО В КОНВЕРТЕ»
Логопед. Теперь ребята с конвертами будут играть в игру «Что в конверте?», а остальные будут слушать и исправлять ошибки.
Достаньте то, что у вас в конвертах и рассмотрите. Выходите к доске. Сравните две картинки на листочке и составьте предложение.
ЛИМОН КИСЛЫЙ, А КЛЮКВА ЕЩЕ КИСЛЕЕ.
БОТИНОК ТЕПЛЫЙ, А САПОГИ ЕЩЕ ТЕПЛЕЕ.
ЧИПОЛЛИНО ВЕСЕЛЫЙ, А НЕЗНАЙКА ЕЩЕ ВЕСЕЛЕЕ.
ЯБЛОКО КРУГЛОЕ, А АПЕЛЬЗИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ.
НОЖНИЦЫ ОСТРЫЕ, А НОЖ ЕЩЕ ОСТРЕЕ.
ЩУКА ДЛИННАЯ, А СОМ ЕЩЕ ДЛИНЕЕ.
ХЛЕБ ВКУСНЫЙ, А ПРЯНИКИ ЕЩЕ ВКУСНЕЕ.
ПОРТФЕЛЬ ТЯЖЕЛЫЙ, А МЕШОК ЕЩЕ ТЯЖЕЛЕЕ.
ПАЛЬТО НОВОЕ, А КОСТЮМ ЕЩЕ НОВОЕ.
IV. СЛОВЕСНАЯ ИГРА
Логопед. Видите Хрюша и Пяточок, как ребята хорошо сравнивают и конце «ее» говорить не забывают. А теперь послушайте, как они составляют предложения совсем без предметов и картинок только по двум словам:
ВЫСОКИЙ – ВЫШЕ ТВЕРДЫЙ – ТВЕРЖЕ
КОРОТКИЙ –КОРОЧЕ ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ
МЯГКИЙ – МЯГЧЕ
Физкультминутка ИГРА «Озорники»
Встаньте в круг сейчас пошире. Раз, два, три
А мы хотим поуже. Раз, два, три (и так после каждой строчки)
Ну встаньте в круг тогда поуже.
А мы хотим пошире.
Руки сделаем пониже.
А мы хотим повыше.
Все затопайте потише.
А мы хотим погромче.
А захлопайте поглуше.
А мы хотим позвонче.
Прыгайте потяжелее.
А мы хотим полегче.
Теперь бегите медленее.
А мы хотим быстрее.
Сядьте на места шумнее.
А мы хотим потише. (каждую вторую сточку произносить с пружинящими движениями)
- Логопед. Пока мы с вами играли Хрюша и Пяточок ушли, а нам оставили эту шкатулку и записку. Прочтем её.
В этой шкатулке – загадка:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
И всего одна игрушка.
Отгадайте правильно – откройте коробку.
Хрюша и Пяточок.
(Дети отгадывают и логопед открывает шкатулку. На высокой платформе стоит три матрешки по росту. Внутри записка: «Догадайтесь, почему матрешки так построились? Не забудьте, предложение не начинается со слов «потому что».)
К доске вызывается 3 детей.
ЭТА МАТРЕШКА САМАЯ ПЕРВАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ВЫШЕ ВСЕХ.
ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ВТОРАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ЧУТЬ-ЧУТЬ НИЖЕ.
ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ПОСЛЕДНЯЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НИЖЕ ВСЕХ.
- Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".
Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую задачу -образование относительных прилагательных- со зна...
Конспект логопедического занятия на тему "Относительные прилагательные"
Занятие по совершенствованию лексико - грамматических представлений в подготовительной логопедической группе....
Конспект логопедического занятия "Притяжательные прилагательные"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР...
Конспект логопедического занятия Тема: «Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения»
Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Относительные прилагательные»
Цели: - образование и употребление относительных прилагательных от названия ткани;- закрепление представлений о тканях;- установление причинно-следственных связей;- развитие связной устной ...
Обследование образования сравнительной степени прилагательных
карточки для обследования...
Конспект занятия "Образование сравнительных прилагательных"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей 5-6 лет с ТНР....