Конспект занятия "Образование сравнительных прилагательных"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мария Загорская

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей 5-6 лет с ТНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 33._leto._obrazovanie_prilagatelnyh_sravnitelnoy_stepeni.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 «Солнышко» города Белово»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей 5-6 лет с ТНР.

Тема: Лето. Образование прилагательных сравнительной степени.

Г. Белово

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка.

Тема: Лето. Образование прилагательных сравнительной степени.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать умение понимать и употреблять прилагательные в сравнительной степени в словосочетаниях и предложениях с использованием предметов и предметных картинок;

- закреплять навык употребления сложносочинённых предложений с союзом «а»;

Коррекционно-развивающие:

- развивать мыслительные операции анализа и сравнения; 

-  развивать мышление;

Воспитательная:

- воспитывать активность, интерес к речевой деятельности и любовь к живой природе.

Оборудование: презентация на ПК.

Ход работы

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, я сегодня спешила на встречу с вами и по дороге встретила волшебницу. Узнав, что я иду в детский сад, она вам передала необычный цветок, который исполняет желания. Но вот случилась беда! Подул сильный ветер и все лепестки разлетелись в разные стороны. Нам нужно их отыскать и собрать лепестки вместе, тогда все ваши желания обязательно исполнятся.

Давайте начнем наши поиски! Оказывается, три лепестка попали к гномику, но он просто так нам их не отдает. Просит выполнить несколько заданий! Но для начала рассмотрим картинку, которую приготовил для нас гномик.


Логопед: Давайте рассмотрим ее. Что здесь нарисовано? –Цветы

Давайте перечислим какие же здесь цветы изображены (розы, ромашки, одуванчики и т.д).

-Скажите, а где мы можем увидеть цветы? (в лесу, в поле, в саду, в комнате)

-Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

-Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

-Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

-Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)

(На цветке появляется один лепесток)

2. Игра «Сравнение деревьев».

Логопед: Посмотрите гномик подготовил для нас изображения деревьев, наша задача – сравнить их. (Открывает изображение елей маленького и  большого размера и насыщеннее по цвету).

Одинаковые эти деревья или нет? Чем же они отличаются? Давайте их сравним. Эта ёлка высокая, а эта ещё выше. Эта ёлка зелёная, а эта ещё…

Дети: Ещё зеленее.

Логопед: Эта ёль пушистая, а эта …

Дети: Ещё пушистее.

Логопед: Это деревце стройное, а это…

Дети: Ещё стройнее.

Логопед: У этой ёлочки ствол толстый, а у этой…

Дети: Ещё толще.

Логопед: У первой ели ветки длинные, а у второй…

Дети: Ещё длиннее.

Логопед: Перед нами две ели. Что мы с вами сейчас делали?

Дети: Мы сравнивали две ели и говорили про них слова-признаки.

(дети получают лепесток)

3. Игра «Грибы».

Логопед: Давайте заглянем под ёлочки и узнаем, что там растёт. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

Дети: Это гриб.

(Логопед демонстрирует изображения двух грибов различных по цвету и размеру.)

Одинаковые эти грибы или разные? Что про них можно сказать?

Какой по размеру этот гриб?

Дети: Большой.

Логопед: А этот? Больше или меньше?

Дети: Ещё больше.

Логопед: Какая ножка у этого гриба?

Дети: Толстая.

Логопед: А у этого?

Дети: Ещё толще.

Логопед: Какая шляпка у этого гриба?

Дети: Жёлтая.

Логопед: А у этого?

Дети: Ещё желтее.

(Дети получают лепесток).

4. Игра «Земляника».

Логопед: Там на горке, погляди-ка, покраснела земляника.

(Логопед демонстрирует изображения двух ягод, различных по цвету и размеру.)

Одинаковые эти ягоды или разные? Что про них можно сказать?

Какая по размеру эта ягода? Крупная или мелкая?

Дети: Крупная.

Логопед: А эта?

Дети: Ещё крупнее.

Логопед: Какая по цвету?

Дети: Красная.

Логопед: А эта?

Дети: Ещё краснее.

Логопед: Какая эта ягода по вкусу?

Дети: Сладкая.

Логопед: А эта?

Дети: Ещё слаще.

Дети: Эта ягода сочная, а эта ещё сочнее. Эта ягода мягкая, а эта ещё мягче. Эта ягода вкусная, а эта ещё вкуснее.

5. Физминутка «По дорожке, по дорожке»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И дальше мы пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Дети садятся на место.

6.  Игра «Сравни цветы»

Логопед: Ребята, осталось у нас последнее задание от гнома! Если справимся, он отдаст нам еще один лепесток. Нам нужно сравнить цветы!

Одуванчики красивые, а розы еще красивее

Ромашка ароматная, а ландыш еще ароматнее

У тюльпана тонкий стебель, а у клевера еще тоньше

У тюльпана лисья узкие, а у подснежника еще уже

Стебель у ромашки длинный, а у тюльпана еще длиннее

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Гномик нам отдал лепесток. Продолжим наше путешествие!

7. Игра «Найди ошибку».

Логопед: Ребята, шли мы шли и на берлогу с вами набрели! В той берлоги живет Михаил Потапыч. Оказывается, у него есть один наш лепесток. А отдаст он нам его при одном условии – если выполним его хитрое задание.

Самолёт летит ниже, а вертолёт выше.

Велосипед едет быстрее, а машина медленнее.

У машины колёс меньше, а у КамАЗа больше.

Велосипед едет медленнее, а мотоцикл быстрее.

Самокат маленький, а машина еще меньше.

У трактора колеса больше, а у машины меньше.

Молодцы, ребята. Михаил Потапович отдал нам лепесток.

(Дети получают лепесток)

8. Игра «Заяц-хвастун»

Логопед: Предпоследний лепесток оказался у зайца-хвастуна. Он просит нас помочь ему хвастаться пред белкой. Белочка говорит: «Я нашла большой гриб!» А заяц ей в ответ: «А мой гриб ещё больше!» 
Как будет хвастаться заяц, если белочка скажет. 
— моя ягода самая сладкая; (а моя ягода еще слаще)
— мой орех самый твёрдый; (а мой орех еще тверже)
— мой шарик самый лёгкий; (а мой шарик еще легче)
— тропинка возле моего дома самая широкая; ( а моя тропинка еще шире)
— моя ленточка самая узкая; (а моя ленточка еще уже)
— моё дерево самое толстое; (а мое дерево еще толще)
— я могу прыгать высоко. (а я могу прыгать еще выше)

Логопед: Заяц доволен, мы ему очень помогли. Поэтому он с удовольствием отдаёт лепесточек.
9. Игра «А что вчера?».

Логопед: Ребята, следующий лепесток находится у старичка-лесовичка и если мы выполним его задание, то он его нам с удовольствием отдаст.

Сегодня фрукты созревают, а вчера. (созревали).

Сегодня дети загорают, а вчера. (загорали).

Сегодня птицы поют, а вчера. (пели).

Сегодня облака плывут, а вчера. (плыли).

Сегодня дождь идет, а вчера. (шел).

Сегодня молния сверкает, а вчера. (сверкала).

Сегодня гром гремит, а вчера. (гремел).

Сегодня дети купаются, а вчера. (купались).

Логопед: Старичок-лесовичок отдал нам последний лепесток! Теперь наш волшебный цветок опять со всеми своими лепестками. Ребята, давайте закроем глаза  и загадаем желание! И оно обязательно сбудется!

10. Итог.

 Логопед: Сегодня мы учились сравнивать разные предметы, образовывать глаголы в прошедшем времени. Ребята, что вам больше всего запомнилось, понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

Игры и игровые упражнения для образования и практического употребления сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных в подготовительной группе

В этом конспекте  дети научатся разным способам образования прилагательных сравнительной и превосходной степеней; составлять рассказ – описание о домашнем животном, используя прилагательные ...

Конспект занятия "Притяжательные прилагательные"

Конспект занятия "Притяжательные прилагательные"...

Автоматизация звука /ЛЬ/ при обучении детей словообразованию: образование сравнительных прилагательных при помощи суффиксов -ЕЕ, -Е.

Практический речевой материал позволяет обучать дошкольников образованию сравнительных прилагательных при автоматизации звука /ЛЬ/ в словах, изменяя слова по аналогии. Материал разбит на блоки а соотв...

Автоматизация звука Л при образовании сравнительных прилагательных.

Дидактический материал содержит варианты слов  для образования сравнительных прилагательных с помощью суфиксов  -ЕЕ и -Е, исключающие звуки Р и РЬ. Также отдельно представлены варианты слов,...

Конспект логопедического занятия Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Конспект логопедического занятияТема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГОЦели: - учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных;- закрепить навык подбора антонимов прилагательных...