Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ТНР 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Планета Земля. Космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие в форме увлекательного путешествия вокруг Земли в игровой форме позволяет упражнять обучающихся в усвоении лексико-грамматических категорий и развитии связной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ООД по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОНР
6 – 7 лет в группе компенсирующей направленности
Ф.И.О.: Кондрашина Ирина Валерьевна
Тема: Планета Земля. Космос.
Режим проведения: фронтальное занятие III периода обучения
Речевой статус: дети с диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня»
Количество детей: 8 человек.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель занятия: формировать лексико – грамматические средства языка у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить, систематизировать, обобщить представления детей о космосе
- активизировать, уточнить, обогатить лексику воспитанников
- упражнять в подборе прилагательных к существительным
- упражнять в словоизменении
- упражнять в подборе слов - антонимов
- упражнять в словообразовании и подборе родственных слов
- упражнять в исправлении предложений с лексико - семантическими ошибками
- упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры со стечением согласных
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность воспитанников
- упражнять в выделении из ряда родственных, слов, сходных по звучанию, но не подходящих по смыслу
- развивать вербальную память
- развивать языковое чутьё, воображение
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу познания, навык самоорганизации, уважения к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, формировать экологически целесообразное мышление
Предварительная работа:
- беседа о космосе
- разучивание логоритмических упражнений для динамической паузы «Космонавты»
Оборудование: демонстрационный плакат с изображением планет солнечной системы, фотографии ракеты, скафандра, портрет Юрия Гагарина, фотография собак Белки и Стрелки, изображение круга - иллюминатора
Этап занятия в минутах | Цели этапа
| Содержание деятельности педагога
| Содержание деятельности детей; игры и игровые упражнения |
I Организационный момент - 5 минут | Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя, активизация словаря, развитие диалогической речи | 1. Вступительная беседа в вопросно – ответной форме: - Какой праздник будет отмечать наша страна 12 апреля? - О чём будут говорить люди в этот день? Кого поздравлять? Почему? - Кто из животных – испытателей первым побывал в Космосе? - Кто был первым космонавтом в истории человечества? - Каким вы представляете себе Космос? - Давайте на минутку закроем глаза и представим себе: тёмное бескрайнее небо, мигающие звёзды, далёкие планеты… - А теперь посмотрим на Космос глазами учёных. Им помогает в этом ТЕЛЕСКОП (словарная работа). |
Рассматривание фотоиллюстраций Воспитанники с закрытыми глазами с помощью воображения представляют Космос Рассматривание изображения солнечной системы, знакомство с названиями планет |
II Основная часть - 20 минут | Цель: развивать вербальную память воспитанников | 2. Заучивание наизусть считалки для запоминания названий планет М – Меркурий М - Марс В – Венера Ю - Юпитер З – Земля С - Сатурн
У – Уран Н – Нептун П - Плутон | Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный |
III. Заключительный этап - 5 минут | Цель: упражнять воспитанников подборе слов – признаков к предмету Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу
Цель: упражнять воспитанников в словоизменении Цель: упражнять детей в выделении «четвёртого лишнего» слова из ряда родственных Цель: упражнять детей в согласовании существительного и прилагательного в падежах Цель: снять статическое напряжение с помощью логоритмических упражнений Цель: упражнять в исправлении предложений с лексико – семантическими ошибками Цель: упражнять воспитанников в подборе родственных слов Цель: упражнять воспитанников в развёрнутых высказываниях Цель: подведение итогов занятия | 3. Учитель-логопед предлагает воспитанникам надеть воображаемые СКАФАНДРЫ (словарная работа) и отправиться в путешествие на космическом корабле вокруг Земли. 4. Имитация запуска ракеты: - пять, четыре, три, два, один. Взлёт! 5. Учитель – логопед предлагает детям «посмотреть в ИЛЛЮМИНАТОР» (словарная работа) с тем, чтобы увидеть нашу планету со стороны 6. Учитель – логопед сообщает о том, что полёт будет длительным и пока корабль набирает высоту, предлагает поиграть:
Игра «Скажи наоборот» Игра «Один – много»
Игра «Четвёртый лишний» Педагог совместно с детьми определяет, по какому признаку выделяется «лишнее слово» Уточняется понятие «родственные слова» 7. Учитель – логопед объявляет о том, что в иллюминатор видны незнакомые космические объекты, предлагает их рассмотреть и сосчитать Игра «Сосчитай от 1 до 5» 8. Учитель – логопед сообщает о том, что на космическом корабле во время полёта возникла невесомость и приглашает всех встать со своих мест, чтобы её почувствовать Динамическая пауза 9. Педагог сообщает о том, что вышел из строя один из бортовых компьютеров, так как по экрану бегут непонятные строчки – предложения с ошибками. Необходимо немедленно починить компьютер – исправить ошибки в предложениях 10. Учитель - логопед сообщает о том, что полёт подходит к концу и предлагает ещё раз посмотреть на планету Земля из иллюминатора. Педагог обращает внимание воспитанников на то, планета Земля – единственная живая планета в Солнечной системе. Она нуждается в бережном отношении; детям предлагается подобрать родственные слова к слову «земля»:
11. Учитель – логопед предлагает воспитанникам: - Давайте мы, как земляне – жители планеты Земля, подумаем о будущем своего большого дома. - Чего нельзя делать, чтобы не навредить планете? - Какой бы вы хотели видеть нашу Землю ? - Что могли бы сделать люди для её процветания? Положительные оценочные комментарии деятельности воспитанников | Рассматривание фотографий ракеты (её частей), скафандра Совместный обратный счёт воспитанников и педагога Подбор слов – признаков - Планета (какая?) - круглая, голубая, далёкая, прекрасная, беззащитная, удивительная, живая далеко - …(близко) высоко – … темно -… ярко - … тесно - … тихо - … взлететь - … день - … один космонавт – много… одна ракета - … один скафандр - … один спутник - … одна звезда - … одна комета - … одна станция - … - солнце, сон, солнечный, солнышко - космос, косматый, космонавт, космический - планета, планетный, план, ПЛАНЕТАРИЙ (словарная работа) С помощью зрительной опоры (изображений в круге - иллюминаторе) воспитанники упражняются в счёте:
Движения с проговариванием: На ракете мы летали, В невесомости витали Не стояли, не садились, Плавно, медленно кружились, Плыли вправо, плыли влево Отдыхало наше тело.
дышится легко и приятно. Подбор слов с направляющей помощью педагога
Развёрнутые ответы детей Голубая планета Земля Беззащитна и так ранима И леса, и поля, и луга, И над речкой склоненная ива – Всё живое с надеждою ждёт, Когда добрая сила проснётся И защитник Земли человек С тихой нежностью к ней прикоснётся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"
Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....
ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....