Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ТНР 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Планета Земля. Космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Занятие в форме увлекательного путешествия вокруг Земли в игровой форме позволяет упражнять обучающихся в усвоении лексико-грамматических категорий и развитии связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   ООД  по формированию лексико – грамматических  средств  языка   и  развитию  связной  речи  у  детей с ОНР  

                                                                6 – 7 лет   в   группе  компенсирующей  направленности  

Ф.И.О.: Кондрашина  Ирина  Валерьевна

Тема:  Планета  Земля.  Космос.

Режим проведения: фронтальное  занятие  III  периода  обучения

Речевой статус: дети с диагнозом  «общее недоразвитие  речи  III уровня»

Количество детей: 8 человек.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель занятия: формировать  лексико – грамматические  средства  языка  у  детей  с  общим  недоразвитием  речи  III уровня

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить,  систематизировать,   обобщить  представления  детей  о  космосе
  • активизировать,  уточнить,  обогатить  лексику  воспитанников  
  • упражнять  в  подборе  прилагательных  к  существительным  
  • упражнять  в   словоизменении  
  • упражнять  в  подборе  слов - антонимов
  • упражнять  в  словообразовании  и  подборе  родственных  слов
  • упражнять  в  исправлении  предложений  с  лексико - семантическими  ошибками
  • упражнять  в  произнесении  слов  сложной  слоговой  структуры  со  стечением  согласных

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность воспитанников  
  • упражнять  в  выделении  из  ряда  родственных,  слов,  сходных  по  звучанию,  но  не  подходящих  по  смыслу
  •  развивать  вербальную  память  
  • развивать  языковое  чутьё,  воображение

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное  отношение  к  процессу  познания,  навык  самоорганизации,  уважения  к  труду  людей,  работа  которых  связана  с  освоением  космоса,  формировать  экологически  целесообразное  мышление

Предварительная работа:

  • беседа  о  космосе
  • разучивание логоритмических  упражнений для  динамической  паузы  «Космонавты»

Оборудование:  демонстрационный  плакат  с  изображением  планет  солнечной  системы,  фотографии  ракеты, скафандра, портрет  Юрия  Гагарина,  фотография  собак  Белки  и  Стрелки,  изображение  круга - иллюминатора      

     Этап  занятия

        в  минутах

               Цели  этапа 

   

       Содержание  деятельности  педагога

   

   Содержание  деятельности  детей;

     игры  и  игровые  упражнения

I  Организационный  

    момент

  -  5 минут

Цель: введение  в  тему  занятия,   создание  положительного  настроя,  активизация  словаря,   развитие  диалогической  речи

1.  Вступительная  беседа  в  вопросно – ответной  форме:

-  Какой  праздник  будет  отмечать  наша  страна  12 апреля?

-  О  чём  будут  говорить  люди  в  этот  день?  Кого  поздравлять?  Почему?

-  Кто  из  животных – испытателей  первым  побывал  в Космосе?

 - Кто  был  первым  космонавтом  в  истории  человечества?

 - Каким  вы  представляете  себе  Космос?

- Давайте  на  минутку  закроем  глаза  и  представим  себе:  тёмное  бескрайнее  небо,  мигающие  звёзды,  далёкие  планеты…

- А  теперь  посмотрим  на  Космос  глазами  учёных. Им  помогает в  этом  ТЕЛЕСКОП (словарная  работа).  

 

Рассматривание  фотоиллюстраций

Воспитанники  с  закрытыми  глазами

с  помощью  воображения представляют   Космос

Рассматривание  изображения  солнечной  системы,  знакомство  с  названиями  планет

II Основная  часть

 -  20 минут

Цель: развивать  вербальную  память  воспитанников

2.  Заучивание  наизусть  считалки  для  запоминания  названий  планет

М Меркурий                       М - Марс

В – Венера                             Ю - Юпитер

З – Земля                                С - Сатурн

 

У – Уран

Н – Нептун

П - Плутон

Медвежонок   Ветчину   Закусил

                                              Малиной,

Юркий   Суслик   Утащил   Ножик

                                           Перочинный

III.  Заключительный

       этап

   -   5 минут

Цель:  упражнять  воспитанников

 подборе  слов – признаков  к  предмету

Цель:  упражнять  детей  в  подборе  слов,  противоположных  по  смыслу

 

Цель: упражнять  воспитанников  в

словоизменении

Цель:  упражнять  детей  в  выделении  «четвёртого  лишнего»  

слова  из  ряда  родственных

Цель:  упражнять  детей  в  согласовании  существительного  и  прилагательного  в  падежах

Цель:  снять статическое напряжение  с  помощью  логоритмических   упражнений

Цель: упражнять  в  исправлении  

предложений  с  лексико – семантическими  ошибками

Цель: упражнять  воспитанников  в  подборе  родственных  слов

Цель:  упражнять  воспитанников  в  развёрнутых  высказываниях

Цель:  подведение  итогов  занятия

3.   Учитель-логопед  предлагает  воспитанникам  надеть  воображаемые  СКАФАНДРЫ  (словарная  работа)  и  отправиться  в  путешествие  на  

космическом  корабле  вокруг  Земли.

4.   Имитация  запуска  ракеты:

-  пять,  четыре,  три,  два,  один.  Взлёт!

5.  Учитель – логопед  предлагает  детям  «посмотреть  в  ИЛЛЮМИНАТОР» (словарная  работа)  с  тем,  чтобы  увидеть   нашу  планету  со  стороны

6.  Учитель – логопед  сообщает  о  том,  что  полёт  будет  длительным  и  пока  корабль

набирает  высоту,   предлагает  поиграть:

 

Игра  «Скажи  наоборот»

Игра   «Один – много»

 

   

Игра  «Четвёртый  лишний»

Педагог  совместно  с  детьми  определяет,  по  какому  признаку  выделяется  «лишнее  слово»

Уточняется  понятие  «родственные  слова»

7.   Учитель – логопед  объявляет  о  том,  что  в  иллюминатор  видны  незнакомые  космические  объекты,  предлагает  их  рассмотреть и  сосчитать

Игра  «Сосчитай  от  1  до  5»

8.  Учитель – логопед  сообщает  о  том,  что

на  космическом  корабле  во  время  полёта  возникла  невесомость и  приглашает  всех встать  со   своих мест,  чтобы    её

почувствовать

 Динамическая  пауза

9.  Педагог  сообщает  о  том,  что  вышел  из  строя  один  из  бортовых  компьютеров,  так  как  по  экрану  бегут  непонятные  строчки – предложения  с  ошибками.  Необходимо  немедленно  починить  компьютер – исправить  ошибки  в  предложениях

10.  Учитель -  логопед  сообщает  о  том,  что  полёт  подходит  к  концу  и  предлагает  ещё  раз  посмотреть  на  планету  Земля  из  иллюминатора.  Педагог  обращает  внимание  воспитанников  на  то,  планета  Земля – единственная  живая  планета  в  Солнечной  системе. Она  нуждается  в  бережном  отношении;  детям  предлагается  подобрать  родственные  слова  к  слову  «земля»:

 

11.  Учитель – логопед  предлагает  воспитанникам:

 - Давайте  мы,  как  земляне – жители  планеты  Земля,  подумаем  о  будущем  своего  

большого  дома.

 - Чего  нельзя  делать,  чтобы  не  навредить  планете?

-  Какой бы вы хотели  видеть  нашу  Землю ?

-   Что  могли  бы  сделать  люди  для  её  процветания?

Положительные  оценочные  комментарии  деятельности  воспитанников

Рассматривание  фотографий  ракеты

(её  частей),  скафандра

Совместный  обратный  счёт  воспитанников  и  педагога

Подбор  слов – признаков

-   Планета (какая?)  

-   круглая,  голубая,  далёкая, прекрасная,  беззащитная,  удивительная,  живая

далеко - …(близко)

высоко – …

темно -…

ярко - …

тесно - …

тихо - …

взлететь - …

день - …

один  космонавт – много…

одна  ракета - …

один  скафандр - …

один  спутник - …

одна  звезда - …

одна  комета - …

одна  станция - …

-   солнце,  сон,  солнечный,

    солнышко

-   космос,  косматый,  космонавт,

     космический

-  планета,  планетный,  план,

    ПЛАНЕТАРИЙ (словарная  работа)

С  помощью   зрительной  опоры

(изображений  в  круге - иллюминаторе)  воспитанники

упражняются в  счёте:

  • яркая  звезда    (одна  яркая  звезда,  две  …,  …,  пять  ярких  звёзд)

  • далёкая  планета

  • космическая  станция

Движения  с  проговариванием:

На  ракете  мы  летали,  

В  невесомости  витали

Не  стояли,  не  садились,

Плавно,  медленно  кружились,

Плыли  вправо,  плыли  влево

Отдыхало  наше  тело.

  • Планета  Земля  плоская,  как  тарелка
  • Космонавт  сел  в  комету  и  полетел  на  Луну.
  • Первыми  полетели  в  космос  коты  Барсик  и  Мурзик.
  • Перед  полётом  космонавты  надевают  водолазные  костюмы.
  • В  безвоздушном  пространстве  

дышится  легко  и  приятно.

Подбор  слов  с  направляющей  помощью  педагога

  • земной
  • землекоп
  • землемер
  • наземный
  • подземный
  • подземелье
  • землепользователь
  • ЗЕМЛЯНЕ

 Развёрнутые  ответы  детей

 Голубая  планета  Земля

 Беззащитна  и  так  ранима

 И  леса,  и  поля,  и  луга,

 И  над  речкой  склоненная  ива –

 Всё  живое  с  надеждою  ждёт,

 Когда  добрая  сила  проснётся

 И  защитник  Земли  человек

 С  тихой  нежностью  к  ней            

                                 прикоснётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....