ПРОГРАММА дополнительного образования социально-педагогической направленности факультатива «Логоритмика» для детей среднего и старшего возраста (4-6 лет)
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Этот чудесный дар природы не дается человеку от рождения, и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_po_logoritmike_hopta.docx | 148.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Умка»
ПРИНЯТО Управляющим советом МБДОУ «Д/с №10» Протокол № 1 от «13» сентября 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Д/с № 10» _______________ А.Н. Федоринова Приказ №239-ОД от «16» сентября 2024 г. |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
социально-педагогической направленности
факультатива «Логоритмика»
для детей среднего и старшего возраста (4-6 лет)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №10 «Умка»
Воспитатель: О.В. Хопта
г. Шадринск, 2024
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи
1.2. Принципы и подходы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Возрастные особенности детей
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка
2.2. Структура логоритмического занятия
2.3. Содержание логоритмического занятия
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы
3.2. Срок реализации программы
3.3. Планирование образовательной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Паспорт программы дополнительного образования
Наименование программы | Программа дополнительного образования факультатива «Логоритмика» |
Направленность | Социально-педагогическая |
Возраст воспитанников | от 4-6 лет |
Нормативно-правовой основой для разработки ПДО являются | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226)–«Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». |
Аннотация содержания ПДО | Преодоление речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана Программа:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226)–«Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Направленность программы. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, способствует социальной адаптации ребенка с речевым нарушением и представляет собой систему музыкально-двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
По форме организации: групповая
По времени реализации: краткосрочная (до года).
Актуальность
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Этот чудесный дар природы не дается человеку от рождения, и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, профилактики и преодоление речевого и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально – волевых качеств личности.
С этой целью была разработана Программа, которая составлена на основе учебно-методического пособия М.Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду».
Новизна
Новизна и уникальность программы заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий, отличной от традиционной. Тематическая направленность и организационная вариативность программы, использование современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, игровые, технологии музыкального воздействия, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, моделирование) способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в процессе коррекции и развития речи.
Педагогическая целесообразность:
- всестороннее развитие ребёнка;
- совершенствование его речи;
- овладение двигательными навыками;
- умение ориентироваться в окружающем мире;
- понимание смысла предлагаемых заданий;
- способность преодолевать трудности;
- творческое проявление себя.
- Цели и задачи Программы
Цель: профилактика речевых и психомоторных нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста (4 – 5 года, 5-6 лет )
Задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность и переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость, координацию движений и моторных функций;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку.
- Принципы и подходы к формированию программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными ФГОС ДО:
- индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- систематичности и последовательности проведения занятий;
- постепенности подачи учебного материала;
- вариативности, обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.
- Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
В результате освоения Программы повысится уровень развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:
- зрительного восприятия, внимания и памяти;
- слухового внимания и памяти;
- статической координации движений;
- произвольной регуляции мышечного тонуса;
- ориентировки в схеме собственного тела;
- ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
- восприятия пространственных признаков предметов;
- динамической координации движений рук;
- артикуляционной моторики;
- мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
- слогоритмической структуры слов;
- функций фонематического слуха;
- понимания предметного, глагольного словаря.
Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются ориентиром для педагогов и родителей и определяют направленность воспитательной деятельности взрослых.
- Возрастные особенности развития дошкольника 4 - 5 лет
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.
Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В основном действия начинают носить практический, опытный характер. Возрастает объём памяти: ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его. Произвольность и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые.
К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).
Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).
В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов. Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов.
Возрастные особенности развития дошкольника 5 - 6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.
Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности.
К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.
В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.
Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Образовательная область | Образовательная деятельность |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Физическое развитие |
|
- Структура логоритмического занятия
Длительность занятия для детей 4-5 лет 20 минут, для детей 5-6 лет 25 минут.
I. Вводная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма
движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного
тонуса;
II. Основная часть: 10-15 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляторной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- упражнения на развития внимания, памяти:
- упражнение на развитие чувства темпа, ритма;
- упражнения на развитии координации речи с движением:
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики;
III. Заключительная часть: 5-7 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
- Содержание логоритмического занятия
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Виды упражнений | Задачи |
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве | Тренировка памяти, внимания, координации движений, регулировка мышечного тонуса. |
Динамические упражнения | Регуляция мышечного тонуса, развитие умения расслаблять и напрягать группы мышц. |
Артикуляционные упражнения | Позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. |
Дыхательная гимнастика | Помогает выработать правильность речевого дыхания, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. |
Упражнения на развитие внимания и памяти | Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. |
Упражнения –чистоговорки | Автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. |
Речевые игры | Способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. |
Ритмические игры | Развивают чувство ритма, темпа. |
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах | Развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. |
Театральные этюды | Развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение |
Коммуникативные игры | Формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. |
Подвижные игры, хороводы, физкультурные минутки | Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
- просторное, светлое, проветриваемое помещение, отвечающее требованиям СанПиН
- демонстрационная доска
- магнитофон, записи музыкальных и логоритмических упражнений
- картотеки здоровьесберегающих упражнений, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, чистоговорок
- предметные и сюжетные картинки по изучаемым темам
- дидактические игры и пособия
- пособия для реализации здоровьесберегающих технологий: дыхательные тренажёры, пособия для развития мелкой моторики.
Педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Методическое обеспечение:
1. Нормативно-правовое обеспечение
- Закон РФ «Об образовании»
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора
- Устав образовательного учреждения
2. Программы и методики, направленные на развитие ребенка
- Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. – 4 –е изд., - Санкт –Петербург: Детство-пресс, 2010.- 349с.: 22 см. – (Коррекционная педагогика).
- Савицская Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- СПб.: КАРО, 2009. – 128с.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет.
Творческий центр «Сфера» 2010. -208с.
- Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями/ В.Э. Темникова.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.- 48с.
- Методика игрового обучения С.и Е. Железновых (аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логоритмика».
- Срок реализации Программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раз в неделю с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Занятия проходят во вторую половину дня. Продолжительность занятий соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».
Наименование программы | Возрастная группа | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятия | Формы аттестации/контроля | |
в неделю | в год | ||||
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Логоритмика» | 4 - 5 лет | 1 | 42 | 20 мин | Педагогическая диагностика |
5 - 6 лет | 1 | 42 | 25 мин |
- Планирование образовательной деятельности
Учебно-тематический план занятий на 2024-2025 учебный год
Возрастная группа: средняя (4 – 5 лет)
Месяц | Неделя | Кол-во занятий в месяц | № занятия | Название занятия | Объем образовательной нагрузки (кол-во минут/часов) |
Сентябрь | 1 | 2 | 1 | Вводное занятие. Цыплёнок и его семья | 20 мин |
2 | 2 | История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали | 20 мин | ||
Октябрь | 1 | 4 | 3 | Лесные звёзды | 20 мин |
2 | 4 | Зайка-огородник | 20 мин | ||
3 | 5 | Любимое кушанье | 20 мин | ||
4 | 6 | Дорога на мельницу | 20 мин | ||
Ноябрь | 1 | 4 | 7 | Верные друзья | 20 мин |
2 | 8 | Сказка про зайцев | 20 мин | ||
3 | 9 | Круглый год | 20 мин | ||
4 | 10 | Времена года | 20 мин | ||
Декабрь | 1 | 4 | 11 | Про Мурочку-Мурысоньку | 20 мин |
2 | 12 | Мурка в город собирается | 20 мин | ||
3 | 13 | Как Мурочка Деда Мороза будила | 20 мин | ||
4 | 14 | Дед мороз | 20 мин | ||
Январь | 1 | 3 | 15 | Снегурочка на новогодней ёлке в лесу | 20 мин |
2 | 16 | Волчья песня | 20 мин | ||
3 | 17 | Петушок | 20 мин | ||
Февраль | 1 | 4 | 18 | Петух да Собака | 20 мин |
2 | 19 | Бременские музыканты | 20 мин | ||
3 | 20 | Возьми меня с собой | 20 мин | ||
4 | 21 | А что у вас? | 20 мин | ||
Март | 1 | 4 | 22 | Вот так мастера! | 20 мин |
2 | 23 | Как стать большим | 20 мин | ||
3 | 24 | Даша и Маша | 20 мин | ||
4 | 25 | Горшочек каши | 20 мин | ||
Апрель | 1 | 4 | 26 | Как Мышонок стал трудолюбивым | 20 мин |
2 | 27 | Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку | 20 мин | ||
3 | 28 | Чьи это ушки? | 20 мин | ||
4 | 29 | История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти | 20 мин | ||
Май | 1 | 4 | 30 | Красный фонарик | 20 мин |
2 | 31 | Колесо | 20 мин | ||
3 | 32 | Бычок-смоляной бочок | 20 мин | ||
4 | 33 | Диагностика. Коза-обманщица | 20 мин | ||
Всего: | 33 занятия / 660 мин |
Учебно-тематический план занятий на 2024-2025 учебный год
Возрастная группа: средняя (5 – 6 лет)
Месяц | Неделя | Кол-во занятий в месяц | № занятия | Название занятия | Объем образовательной нагрузки (кол-во минут/часов) |
Сентябрь | 1 | 2 | 1 | Вводное занятие. Спор грибов и ягод | 25 мин |
2 | 2 | Путешествие язычка | 25 мин | ||
Октябрь | 1 | 4 | 3 | «Пых» по мотивам белорусской народной сказки | 25 мин |
2 | 4 | Спор овощей | 25 мин | ||
3 | 5 | «Колосок» по мотивам украинской народной сказки | 25 мин | ||
4 | 6 | Приключения дождика | 25 мин | ||
Ноябрь | 1 | 4 | 7 | Краски осени | 25 мин |
2 | 8 | «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева | 25 мин | ||
3 | 9 | «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки | 25 мин | ||
4 | 10 | «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки | 25 мин | ||
Декабрь | 1 | 4 | 11 | Теремок-холодок | 25 мин |
2 | 12 | Дед Мороз построил дом | 25 мин | ||
3 | 13 | «Отчего у белого медведя нос чёрный» По мотивам юкагирской народной сказки | 25 мин | ||
4 | 14 | «Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева | 25 мин | ||
Январь | 1 | 3 | 15 | Снеговик на ёлке | 25 мин |
2 | 16 | Морозята | 25 мин | ||
3 | 17 | «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского | 25 мин | ||
Февраль | 1 | 4 | 18 | «Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки | 25 мин |
2 | 19 | «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки | 25 мин | ||
3 | 20 | «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова | 25 мин | ||
4 | 21 | «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки | 25 мин | ||
Март | 1 | 4 | 22 | «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской | 25 мин |
2 | 23 | Кем быть? | 25 мин | ||
3 | 24 | «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга | 25 мин | ||
4 | 25 | «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга | 25 мин | ||
Апрель | 1 | 4 | 26 | «Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга | 25 мин |
2 | 27 | Космическое путешествие | 25 мин | ||
3 | 28 | Лекарство от зевоты | 25 мин | ||
4 | 29 | Пасха | 25 мин | ||
Май | 1 | 4 | 30 | Колобок | 25 мин |
2 | 31 | «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки | 25 мин | ||
3 | 32 | Как муравьишка дом солнышка искал | 25 мин | ||
4 | 33 | Диагностика. История о том, как гном построил дом | 25 мин | ||
Всего: | 33 занятия / 825 мин |
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на 2024 – 2025 учебный год представлено в Приложении 1.
Список использованных источников:
- Диагностика нарушений речи детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. ДЕТСТВО-ПРЕСС, РГПУ им. Герцена - СПб.: 2001;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М.:ТЦ СФЕРА, 2008. -160с.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.:ТЦ СФЕРА, 2008. -208с.
- Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 2013г.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно–развивающей работы в детском садике», СПб, Детство-Пресс, 2014 г;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П., Детство-пресс, 2013
- Логоритмика по методике Железновой Е.В. «Развиваем речь через движение»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на 2024 – 2025 учебный год
Возрастная группа: средняя (4 – 5 лет)
Месяц | Неделя | № занятия | Название занятия | Задачи | Содержание |
Сентябрь | 1 | 1 | Вводное занятие. Цыплёнок и его семья | Диагностика:
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Лёгкий бег - Ходьба с высоко поднятыми коленями Основная часть: - Артикуляционная гимнастика для губ и челюсти - Стихотворение с движениями «Петушок» - Пальчиковая гимнастика «Курица» - П/ и «Кошка и цыплята» Заключительная часть: - Упражнения на дыхание (расслабление) - Спокойная ходьба |
2 | 2 | История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали |
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Лёгкий бег Основная часть: - Двигательное упражнение «Мчится поезд» - Стихотворение с движениями «Петушок» - Пальчиковая игра «Улитка» - Логопедическая гимнастика - Проговаривание чистоговорок со звуками с-сь Заключительная часть: -Спокойная ходьба по кругу -Упражнение на восстановление дыхания | |
Октябрь | 1 | 3 | Лесные звёзды |
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Ходьба на пятках Основная часть: - Фонопедическое упражнение «Осенние листья» - Танец-игра «Эх, зайка» - Логопедическая гимнастика - Пальчиковая игра «Улитка» - Песня об осени Заключительная часть: - Ходьба на носочках - Лежа на коврике, закрыв глаза, упражнение на расслабление |
2 | 4 | Как растили капусту |
| Вводная часть: - Ходьба с высоким подниманием колена - Бег обычный Основная часть: - Чистоговорка с движениями (проговаривание звука «Д) - Пальчиковая игра «Сосна» - Фонопедическое упражнение (закрепление звуков «ф», «м»). - Песня «Ежик и мыши» с движениями - Логопедическая гимнастика Заключительная часть: - Ходьба обычная - Дыхательное упражнение «Ветерок» | |
3 | 5 | Любимое кушанье |
| Вводная часть: - Ходьба на носочках - Подскоки Основная часть: - Песня «Зайка» - Логопедическая гимнастика - Скороговорка «Три сороки» - Упражнение на увеличение продолжительности выдоха - Проговаривание чистоговорки «Пчёлы» Заключительная часть: - Упражнение на выработку правильного дыхания «Фокус» - Лёгкий бег | |
4 | 6 | Дорога на мельницу |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Боковой галоп Основная часть: - Пальчиковая игра «Листопад» - Ритмическая игра «Воробьи и вороны» - Игра на внимание «На коне-скакуне» - Песня «огородная-хороводная» - Проговаривание чистоговорок на звук ш Заключительная часть: - Ходьба по кругу скользящим шагом - Ходьба с выполнением упражнения на дыхание «Ветерок» | |
Ноябрь | 1 | 7 | Верные друзья |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба по кругу Основная часть: - Ритмическая игра «Воробьи и вороны» - Пальчиковая игра «Листопад» - Польская народная игра «На мельнице» - Логопедическая гимнастика - Проговаривание чистоговорок на звук ц Заключительная часть: - Ходьба на носочках под «Колыбельную», дети ложатся на коврики (расслабление) |
2 | 8 | Сказка про зайцев |
| Вводная часть: - Ходьба с остановками - Лёгкий бег Основная часть: - Песня «Зайка» - Двигательное упражнение «Зайки» - Массаж рук «Умывалочка» - Логопедическая гимнастика - Проговаривание чистоговорок на звуки б-бь Заключительная часть: - Бег врассыпную - Упражнение на восстановление дыхания | |
3 | 9 | Круглый год |
| Вводная часть: - Ходьба по кругу под музыку - Бег со сменой направления Основная часть: - Ритмическая игра «Воробьи и вороны» - Английская народная песня «Зарядка» - Логопедическое упражнение «Болтушка» - Дыхательное упражнение «Зайки» - Логопедическая гимнастика Заключительная часть: - Ходьба обычная - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
4 | 10 | Времена года |
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Бег обычный Основная часть: - Упражнение «Деревья» на расслабление и напряжение мышц - Проговаривание чистоговорок со звуками н-нь - Фонопедическое упражнение «Весна» - Логопедическая гимнастика - Пальчиковая игра «Листопад» Заключительная часть: - Дыхательное упражнение «Ветерок» - Ходьба по кругу | |
Декабрь | 1 | 11 | Про Мурочку-Мурысоньку |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Ходьба с поворотами Основная часть: - Английская народная песня «Зарядка» - Массаж рук «Умывалочка» - Проговаривание чистоговорок на звуки к-кь - Логопедическая гимнастика - Русская народная потешка «Кисонька-Мурлысонька» Заключительная часть: - Ходьба на носочках - Упражнение на расслабление |
2 | 12 | Мурка в город собирается |
| Вводная часть: - Ходьба под звуки барабана - Лёгкий бег Основная часть: - Упражнение для рук «Маленькие снежинки» - Логопедическая гимнастика - Песня о зиме - Двигательное упражнение «Дорожка» - Стихотворение «Мурочка-снегурочка» с движениями Заключительная часть: - Ходьба на носочках под колыбельную -Ходьба обычная | |
3 | 13 | Как Мурочка Деда Мороза будила |
| Вводная часть: - Спокойная ходьба под музыку - Ходьба на носочках Основная часть: - Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька» - Двигательное упражнение «Дорожка» - Логопедическая гимнастика - Игра «Догонялки с мишкой» - Проговаривание чистоговорок на звуки р-рь Заключительная часть: - Ходьба по кругу - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
4 | 14 | Дед Мороз |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба под музыку, образуя круг Основная часть: - Стихотворение «Как на горке снег» с движениями - Пальчиковая игра «Ёлочка» - Игра «Догонялки с Мишей» - Логопедическое упражнение «Лошадка» - Фонопедическое упражнение «Зверушки» Заключительная часть: - Ходьба на носочках под «Колыбельную» - Ходьба обычная | |
Январь | 1 | 15 | Снегурочка на новогодней ёлке в лесу |
| Вводная часть: - Ходьба с высоким подниманием колена - Лёгкий бег Основная часть: - Упражнение на укрепление мышц губ и формирование навыка равномерного продолжительного выдоха - Проговаривание чистоговорок на звуки к-кь - Логопедическая гимнастика на координацию движений языка, губ и выдоха - Ёлочный хоровод - Упражнение для рук «Маленькие снежинки» Заключительная часть: - Бег врассыпную - Дыхательное упражнение «Ветерок» |
2 | 16 | Волчья песня |
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Бег обычный Основная часть: - Русская народная поговорка «Наш Полкан» - Пальчиковая игра «Ёлочка» - Упражнение на развитие дыхания «Кукареша» - Логопедическая гимнастика - Стихотворение «Как на горке снег» с движениями Заключительная часть: - Ходьба по кругу, скользящим шагом - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
3 | 17 | Петушок |
| Вводная часть: - Ходьба с остановками - Бег со сменой направления Основная часть: - Песня «Строим дом» - Упражнение на координацию речи и движений «Курочка-Рябушечка» - Упражнение на развитие внимания «Спасатели» - Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти - Проговаривание чистоговорок на звук ч Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Метель» | |
Февраль | 1 | 18 | Петух да собака |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Ходьба приставным шагом Основная часть: - Упражнение на координацию речи и движений «Хозяюшка» - Пальчиковая игра «Гусь» - Игра «Мышеловка» - Проговаривание чистоговорок со звуками ш, щ, ж - Хоровод «Будем маме помогать» Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Ветерок» |
2 | 19 | Бременские музыканты |
| Вводная часть: - Ходьба с поворотами - Галоп Основная часть: - Упражнение на развитие дыхания - Пальчиковая игра «Гусь» - Логопедическая гимнастика - Упражнение на координацию речи и движений «Лиса» - Коммуникативная игра «Оладушки» Заключительная часть: - Лёгкий бег - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
3 | 20 | Возьми меня с собой |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба с остановками Основная часть: - Упражнение на развитие дыхания «Самолёт» - Фонопедическое упражнение «Машина» - Упражнение на развитие внимания «Светофор» - Логопедическая гимнастика - Коммуникативная игра «Оладушки» Заключительная часть: - Галоп по кругу - Ходьба обычная | |
4 | 21 | А что у вас? |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба обычная Основная часть: - Песня про бабушку - Логопедическая гимнастика - Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар» - Пальчиковая игра «Иголка» - Фонопедическое упражнение «Машина» Заключительная часть: - Маршировка в разных направлениях - Упражнение на восстановление дыхания | |
Март | 1 | 22 | Вот так мастера |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Бег врассыпную Основная часть: - Хоровод «Будем маме помогать» - Логопедическая гимнастика - Песня «Строим дом» - Ритмическая игра «Сапожник» - Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка» Заключительная часть: - Ходьба на носочках под «Колыбельную» - Ходьба обычная |
2 | 23 | Как стать большим |
| Вводная часть: - Ходьба гусиным шагом - Ходьба, как пингвины Основная часть: - Стихотворение с движениями «Тик так» - Пальчиковая игра «Иголка» - Логопедическая гимнастика - Диалог «Сапожник» - Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик» Заключительная часть: - Ходьба обычная - Дыхательные упражнения | |
3 | 24 | Даша и Маша |
| Вводная часть: - Маршировка в разных направлениях - Бег со сменой направления Основная часть: - Двигательное упражнение «В лес» - Хоровод «Цветы» - Пальчиковая игра «Иголка» - Логопедическая гимнастика - Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар» Заключительная часть: - Лёгкий бег - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
4 | 25 | Горшочек каши |
| Вводная часть: - Ходьба топающим шагом - Ходьба с высоким подниманием колена Основная часть: - Русская народная закличка «Солнышко» - Стихотворение с движениями «Фиалка» - Песня «Варись, каша!» - Логопедическая гимнастика - Проговаривание чистоговрок на звук ш Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Ах, как пахнет» | |
Апрель | 1 | 26 | Как Мышонок стал трудолюбивым |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Бег врассыпную Основная часть: - Весенний хоровод - Проговаривание чистоговрок на шипящие звуки - Двигательное упражнение «Побежали» - Ритмическая игра «Молотки» - Хороводная игра «На лесной полянке» Заключительная часть: - Ходьба по кругу, скользящим шагом - Дети ложатся на коврики (расслабление) |
2 | 27 | Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку |
| Вводная часть: - Ходьба на носочках - Ходьба на пяточках Основная часть: - Хороводная игра «А мы по лесу гуляли» - Логопедическое упражнение - Проговаривание чистоговорок на звук ж - Стихотворение с движениями «Фиалка» - Песня «Варись, каша!» Заключительная часть: -Спокойная ходьба по кругу -Упражнение на восстановление дыхания | |
3 | 28 | Чьи это ушки? |
| Вводная часть: - Ходьба с остановками - Лёгкий бег Основная часть: - Проговаривание чистоговорок на звуки н-нь - Ритмическая игра «Молотки» - Словесная народная песня «Белка пела и плясала» - Логопедическая гимнастика на стимуляции мимико-артикуляторных мышц (глаз, носа) - Подвижная игра «Филин и мыши» Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Ветерок» | |
4 | 29 | История о том, как мышата помогли зайчонку найти свой дом |
| Вводная часть: - Ходьба топающим шагом - Галоп Основная часть: - Пальчиковая игра «Десять мышат» - Двигательное упражнение «Мышиная зарядка» - Массаж рук «Умывалочка» - Проговаривание чистоговрок на звуки ч-ш - Стихотворение с движениями «Семейка» Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Ах, как пахнет» | |
Май | 1 | 30 | Красный фонарик |
| Вводная часть: - Ходьба на носочках - Лёгкий бег Основная часть: - Хороводная игра «На лесной полянке» - Подвижная игра «Филин и мыши» - Логопедическая гимнастика на укрепление мимико-артикуляторных мышц - Проговаривание чистоговрок на звуки д-дь - Песня «Варись, каша!» Заключительная часть: - Галоп по кругу - Ходьба обычная |
2 | 31 | Колесо |
| Вводная часть: - Ходьба с высоким подниманием колена - Лёгкий бег Основная часть: - Песня о солнце - Игра на внимание «Автомобиль» - Двигательное упражнение «Щенок» - Проговаривание чистоговрок на звуки в-вь - Игра «Лягушки и цапля» Заключительная часть: - Ходьба по кругу, скользящим шагом - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
3 | 32 | Бычок-смоляной бочок |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба под музыку, образуя круг Основная часть: - Пальчиковая игра «Десять мышат» - Стихотворение с движениями «Семейка» - Массаж рук «Умывалочка» - Логопедическая гимнастика - Игра «Лягушки и цапля» Заключительная часть: - Ходьба под музыку - Упражнение на восстановление дыхания | |
4 | 33 | Диагностика. Коза-обманщица |
| Вводная часть: - Ходьба на носочках - Ходьба на пяточках Основная часть: - Русская народная потешка с движениями «Козонька рогатая» - Логопедическая гимнастика - Танец «Весёлая полька» - Проговаривание чистоговорок на звуки л-ль - Игра на развитие внимания «Коза и волк» Заключительная часть: - Маршировка в разных направлениях - Упражнение на восстановление дыхания |
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на 2024 – 2025 учебный год
Возрастная группа: средняя (5 – 6 лет)
Месяц | Неделя | № занятия | Название занятия | Задачи | Содержание |
Сентябрь | 1 | 1 | Вводное занятие. Спор грибов и ягод | Диагностика:
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Лёгкий бег - Ходьба с высоко поднятыми коленями Основная часть: - Двигательное упражнение «Прогулка в лес» - Чистоговорка С-С’ - Пальчиковая игра «Здравствуй» Коммуникативная игра «Здравствуй, друг» Заключительная часть: - Упражнения на дыхание (расслабление) - Спокойная ходьба |
2 | 2 | Путешествие язычка |
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Лёгкий бег Основная часть: - Сказка про язычок - Коммуникативный танец «Хоровод дружбы» - Массаж спины под песню «Дождик» - Логопедическая гимнастика - Русская народная закличка «Дождик, лей!» Заключительная часть: -Спокойная ходьба по кругу -Упражнение на восстановление дыхания | |
Октябрь | 1 | 3 | «Пых» по мотивам белорусской народной сказки |
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Ходьба на пятках Основная часть: - Попевка «Кап-кап-кап» - Стихотворение с движениями «Меж еловых лап» - Логопедическая гимнастика - Игра «Гриб-волнушка» - Ритмическая игра «Лёшкин клён» Заключительная часть: - Ходьба на носочках - Лежа на коврике, закрыв глаза, упражнение на расслабление |
2 | 4 | Спор овощей |
| Вводная часть: - Ходьба с высоким подниманием колена - Бег обычный Основная часть: - Танец с листьями - Хороводная игра «Здравствуй, осень» - Фонопедическое упражнение «Осень» - Чистоговорки - Логопедическая гимнастика Заключительная часть: - Ходьба обычная - Дыхательное упражнение «Ветерок» | |
3 | 5 | «Колосок» по мотивам украинской народной сказки |
| Вводная часть: - Ходьба на носочках - Подскоки Основная часть: - Речевое упражнение «Петушок» - Пальчиковая игра «Здравствуй» - Хоровод «По малину» - Упражнение на увеличение продолжительности выдоха - Попевка «Осенины» Заключительная часть: - Упражнение на выработку правильного дыхания «Фокус» - Лёгкий бег | |
4 | 6 | Приключения дождика |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Боковой галоп Основная часть: - Чистоговорка Л-Л’ - Коммуникативная игра «Тучка» - Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки» - Хоровод «Урожай собирай» - Пальчиковая игра «Варим суп» Заключительная часть: - Ходьба по кругу скользящим шагом - Ходьба с выполнением упражнения на дыхание «Ветерок» | |
Ноябрь | 1 | 7 | Краски осени |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба по кругу Основная часть: - Распевка «Осенние листья» - Фонопедическое упражнение «Перед дождём» - Пальчиковая игра «Осень» - Чистоговорка Ц-Ц’ - Логопедическая гимнастика - Песня об осени Заключительная часть: - Ходьба на носочках под «Колыбельную», дети ложатся на коврики (расслабление) |
2 | 8 | «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева |
| Вводная часть: - Ходьба с остановками - Лёгкий бег Основная часть: - Чистоговорка Н-Н’ - Хоровод «Урожай собирай» - Попевка «Качели» - Упражнение на развитие внимания «Не упади!» - Упражнение на развитие мимики Заключительная часть: - Бег врассыпную - Упражнение на восстановление дыхания | |
3 | 9 | «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки |
| Вводная часть: - Ходьба по кругу под музыку - Бег со сменой направления Основная часть: - Скороговорки - Упражнение на развитие внимания «Замри» - Чистоговорка Д-Д’ - Игра «Кто скорее?» - Пальчиковая игра «Строим дом» Заключительная часть: - Ходьба обычная - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
4 | 10 | «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки |
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Бег обычный Основная часть: - Попевка «Небо синее» - Пальчиковая игра «Осень» - Фонопедическое упражнение «Листочек» - Чистоговорка Р - Речевое упражнение «Петушок» - Логопедическая гимнастика Заключительная часть: - Дыхательное упражнение «Ветерок» - Ходьба по кругу | |
Декабрь | 1 | 11 | Теремок-холодок |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Ходьба с поворотами Основная часть: - Чистоговорка «Холода» - Попевка «Небо синее» - Игра на развитие внимания «Птицы» - Логопедическая гимнастика - Песня с движениями «В лесу родилась ёлочка» - Упражнение на развитие воображения «Дорожка» Заключительная часть: - Ходьба на носочках - Упражнение на расслабление |
2 | 12 | Дед Мороз построил дом |
| Вводная часть: - Ходьба под звуки барабана - Лёгкий бег Основная часть: - Чистоговорка Л-Л’ - Фонопедическое упражнение «Метель» - Игра на развитие внимания «Лесные звери» - Пальчиковая игра «Снеговик» - Ритмическое упражнение «Мороз» Заключительная часть: - Ходьба на носочках под колыбельную -Ходьба обычная | |
3 | 13 | «Отчего у белого медведя нос чёрный» п о мотивам юкагирской народной сказки |
| Вводная часть: - Спокойная ходьба под музыку - Ходьба на носочках Основная часть: - Песня о зиме - Чистоговорка С-С’ - Упражнение на развитие внимания «Белый медведь» - Двигательное упражнение «Ты шагай!» - Фонопедическое упражнение «Напугаем медведя» - Ёлочный хоровод Заключительная часть: - Ходьба по кругу - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
4 | 14 | «Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба под музыку, образуя круг Основная часть: - Пальчиковая игра «Снеговик» - Фонопедическое упражнение «В лесу» - Игра «Ветер северный» - Чистоговорка П-П’ - Упражнение на внимание «Сорока» - Игра «Заморожу» Заключительная часть: - Ходьба на носочках под «Колыбельную» - Ходьба обычная | |
Январь | 1 | 15 | Снеговик на ёлке |
| Вводная часть: - Ходьба с высоким подниманием колена - Лёгкий бег Основная часть: - Упражнение на укрепление мышц губ и формирование навыка равномерного продолжительного выдоха - Чистоговорка В-В’ - Фонопедическое упражнение «Зима» - Пальчиковая игра «Снеговик» - Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы» Заключительная часть: - Бег врассыпную - Дыхательное упражнение «Ветерок» |
2 | 16 | Морозята |
| Вводная часть: - Ходьба обычная - Бег обычный Основная часть: - Фонопедическое упражнение «Морозята» - Пальчиковая игра «Украшаем ёлочку» - Новогодний хоровод - Игра «Маскарад» - Ритмическое упражнение «Мороз» Заключительная часть: - Ходьба по кругу, скользящим шагом - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
3 | 17 | «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского |
| Вводная часть: - Ходьба с остановками - Бег со сменой направления Основная часть: - Логопедическая гимнастика «Потягушки» - Фонопедические упражнения - Двигательные упражнения «Ты шагай!» - Чистоговорка К-К’ - Игра «Яблочко» Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Метель» | |
Февраль | 1 | 18 | «Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Ходьба приставным шагом Основная часть: - Фонопедическое упражнение «Снежинка» - Двигательное упражнение «Лесные жители» - Чистоговорка Ц - Пальчиковая игра «Мастера» - Логопедическая гимнастика для языка Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Ветерок» |
2 | 19 | «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки |
| Вводная часть: - Ходьба с поворотами - Галоп Основная часть: - Фонопедическое упражнение «Кто как кричит» - Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок» - Чистоговорка Л-Л’ - Игра «Филин» - Игра на развитие слухового внимания «На самолёте» Заключительная часть: - Лёгкий бег - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
3 | 20 | «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба с остановками Основная часть: - Речевая игра «Гости» - Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять» - Упражнения с флажками - Чистоговорка Т-Т’ - Музыкально-ритмическая композиция «Вперёд, гардемарины!» Заключительная часть: - Галоп по кругу - Ходьба обычная | |
4 | 21 | «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба обычная Основная часть: - Упражнение на развитие внимания «На лошадке» - Упражнение на координацию речи и движения «Умелые ручки» - Логопедическая гимнастика - Стихотворение с движением «Поедалочка» - Игра «Спрячься от гусей-лебедей» Заключительная часть: - Маршировка в разных направлениях - Упражнение на восстановление дыхания | |
Март | 1 | 22 | «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Бег врассыпную Основная часть: - Стихотворение «Поедалочка» - Чистоговорка М-М’ - Логопедическая гимнастика - Логопедические рифмовки - Ритмическая игра «Молоток» Заключительная часть: - Ходьба на носочках под «Колыбельную» - Ходьба обычная |
2 | 23 | Кем быть? |
| Вводная часть: - Ходьба гусиным шагом - Ходьба, как пингвины Основная часть: - Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки» - Логопедическая гимнастика - Игра «Иголка и нитка» - Чистоговорка Р-Р’ - Игра на развитие внимания «Наши кони чисты!» - Пальчиковая игра «Две мартышки» Заключительная часть: - Ходьба обычная - Дыхательные упражнения | |
3 | 24 | «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга |
| Вводная часть: - Маршировка в разных направлениях - Бег со сменой направления Основная часть: - Упражнение на координацию речи и движения «У моря» - Двигательные упражнения «Кто как идёт» - Самомассаж тела «Черепаха» - Логопедическая гимнастика - Игра на внимание «Купание» Заключительная часть: - Лёгкий бег - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
4 | 25 | «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга |
| Вводная часть: - Ходьба топающим шагом - Ходьба с высоким подниманием колена Основная часть: - Игра «Горячий конь» - Чистоговорка Ч-Ч’ - Упражнение на развитие дыхания - Логопедическая гимнастика - Двигательные упражнения «В пустыне» - Игра «Звёздочки» Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Ах, как пахнет» | |
Апрель | 1 | 26 | «Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга |
| Вводная часть: - Ходьба с наклонами - Бег врассыпную Основная часть: - Коммуникативная игра «Рыбки» - Песня с движениями «Рыбки» - Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений мышц нижней челюсти - Игра «Кот и рыбки» - Речевое упражнение «Рыбки разговаривают» Заключительная часть: - Ходьба по кругу, скользящим шагом - Дети ложатся на коврики (расслабление) |
2 | 27 | Космическое путешествие |
| Вводная часть: - Ходьба на носочках - Ходьба на пяточках Основная часть: - Пальчиковая гимнастика - Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?» - Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны» - Скороговорки - Фонопедическое упражнение «Ракета» Заключительная часть: -Спокойная ходьба по кругу -Упражнение на восстановление дыхания | |
3 | 28 | Лекарство от зевоты |
| Вводная часть: - Ходьба с остановками - Лёгкий бег Основная часть: - Ритмический танец «Весёлые путешественники» - Ритмическая упражнение «Смешинка» на дифференциацию звуков Х-Х’ - Игра «Солнечные зайчики и тучка» - Логопедическая гимнастика на стимуляции мимико-артикуляторных мышц (глаз, носа) - Песня о весне Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Ветерок» | |
4 | 29 | Пасха |
| Вводная часть: - Ходьба топающим шагом - Галоп Основная часть: - Закличка «Солнышко-вёдрышко» - Игра «Петя-петушок» - Логопедическая гимнастика на выработку умения управлять языком - Упражнение на продолжительность выдоха - Хороводная игра «Колобки» Заключительная часть: - Ходьба обычная - Упражнение на восстановление дыхания «Ах, как пахнет» | |
Май | 1 | 30 | Колобок |
| Вводная часть: - Ходьба на носочках - Лёгкий бег Основная часть: - Игра «Петя-петушок» - Фонопедическое упражнение «Полюбуйся-весна» - Логопедическая гимнастика «Медведь» - Динамическая пауза «Принцесса» - Весенний хоровод Заключительная часть: - Галоп по кругу - Ходьба обычная |
2 | 31 | «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки |
| Вводная часть: - Ходьба с высоким подниманием колена - Лёгкий бег Основная часть: - Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» - Логопедическая гимнастика - Скороговорки - Двигательное упражнение «Мишка-воришка» - Игра «Мишки и пчёлы» Заключительная часть: - Ходьба по кругу, скользящим шагом - Дети ложатся на коврики (расслабление) | |
3 | 32 | Как муравьишка дом солнышка искал |
| Вводная часть: - Лёгкий бег на носочках - Ходьба под музыку, образуя круг Основная часть: - Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили» - Двигательное упражнение «Муравьи» - Ритмический танец под песню «Маляры» - Логопедическая гимнастика - Пальчиковая гимнастика «Гусеница» Заключительная часть: - Ходьба под музыку - Упражнение на восстановление дыхания | |
4 | 33 | Диагностика. История о том, как гном построил дом |
| Вводная часть: - Ходьба на носочках - Ходьба на пяточках Основная часть: - Фонопедическое упражнение «Утро» - Двигательное упражнение «Солнечные зайчики» - Пальчиковая игра «Маляр» - Игра «Паучок и мушки» - Считалка Заключительная часть: - Маршировка в разных направлениях - Упражнение на восстановление дыхания |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерные конспекты логоритмических занятий для детей 4-5 лет
Занятие 41. «На лесном перекрестке»
Оборудование: игрушки - сорока, лисичка, мишка, зайчик, лягушонок, кот-милиционер, мышонок; детские машины, велосипед, самокат; бубен; три круга — красный, желтый, зеленый («светофор»); колечки - по одному каждому ребенку; кассета «Волшебство природы» из серии «Нарру bаbу».
Ход занятия:
Педагог: Вылетела сорока из гнезда и понесла новость по всему лесу.
Массаж биологически активных зон «Сорока», проговаривая чистоговорку
Закричала сорока:
Хором.
Тра-та-та, тра-та-та!
По лесу пошла молва:
Нынче солнце золотое
В небе водит хоровод
И на праздник на весенний
Лесных жителей зовет!
Сообщила сорока новость и дальше полетела.
Ребята проговаривают чистоговорку, ритмично отхлопывая ритм
Хором.
Ед-ед-ед - где же мой велосипед?
Хлопки в ладоши.
Да-да-да - быстрая езда.
Скользящие удары ладонями друг о друга («тарелочки»).
Али-али-али - нажимаю на педали.
Поочередные хлопки по коленям.
Аль-аль-аль - быстро мчусь я вдаль.
Удары по коленям одновременно двумя руками.
Педагог. Мишка тоже собирается на праздник. Мишка говорит:
Сшила мама мне штаны
Небывалой ширины.
Я на праздник попаду,
Только стрелки наведу.
Смотрите, как мишка старается, гладит новые штаны, даже язычком и губами себе помогает.
Логопедическая гимнастика (на стимуляцию движений нижней челюсти)
- Упражнение. Опускание нижней челюсти с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звука «а» на твердой атаке.
- Упражнение. Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом рте.
- Упражнение. Выдвигание нижней челюсти вперед при открытом рте, губы в улыбке.
- Упражнение. Движение челюсти вправо-влево при закрытом рте.
- Упражнение. Движение челюсти вправо-влево при открытом рте.
Педагог:
Раз - штанина, два - штанина.
Ну, теперь пора в машину.
А машина уже ждет медвежонка.
Фонопедические упражнения «Машина»
Хором.
Бр-р-р! - ворчит мотор.
Бр-р-р! - где мой шофер?
Бр-р-р! - урчит машина.
Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова «Бр-р-р!» ощущать вибрацию губ.
Бр-р-р! - проверь-ка шины!
Р-р-р! - бегу, бегу!
Р-р-р! - бензин налью.
Произносить текст фальцетом на одном дыхании.
Р-р-р! - проверю шины.
Р-р-р! - сажусь в машину.
Педагог:
Под березкой маленькой
Притаился заинька.
- Ты чего боишься, зайка?
Ну-ка, зайка, вылезай-ка! -
Папа зайке самокат
Подарил. А зайчик рад!
Встал зайчонок на самокат и поехал на нем на лесную полянку.
Быстро катит самокат
То вперед, а то назад.
Подвижная игра «Самокат» (на внимание)
Под подвижную музыку дети бегут по кругу друг за другом, на удар бубна поворачиваются и продолжают бег в другую сторону.
Педагог. Только у лягушонка нет ни машины, ни самоката. Попросил он лисичку подвести его на велосипеде. А у нее велосипед какой? Правильно, трехколесный. На нем второго сиденья нет. Лисичка и не смогла подвезти лягушонка, одна уехала. Говорит лягушонок:
Не хочет никто лягушонка везти,
Придется пешком мне на праздник идти.
Поскакал лягушонок прямо по дороге, по которой машины ходят.
Динамическое упражнение
Педагог:
Прыг-скок! Прыг-скок!
То вправо, то в бок.
Прыжки вправо-влево в чередовании с пружинистыми приседаниями.
Мне мама сказала: «Малыш, берегись
Прыжки на двух ногах на месте.
И вовремя в наше болото вернись!»
Прыг-скок! Прыг-скок!
А правила я не хочу соблюдать.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Я буду по самой середке скакать!
Прыг-скок! Прыг-скок!
Ритмическое упражнение «Автомобиль»
Дети двигаются по кругу топающим шагом, как бы держа в руках руль, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки.
Педагог. А вот и маленький мышонок. Он тоже хочет попасть на праздник. Мышонок говорит:
Я мышонок маленький,
Маленький, удаленький!
Хоть пешком я не пойду,
Но на праздник попаду.
Прицепился мышонок к мишкиной машине и поехал с ветерком. А мишутка и не знает, что у него сзади пассажир. Затормозил мишка перед светофором на красный свет, мышонок и свалился, больно ударился, все лапки отбил. Вот что значит нарушать правила дорожного движения! Отнес кот мышонка к доктору Айболиту.
Массаж пальцев
Добрый доктор Айболит,
Он мышонку говорит:
Дети поочередно массируют пальцы сначала на одной руке, при повторении — на другой.
«Правила движения,
Все, без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Мышата и котята».
Посмотрело солнце вниз —
Все на праздник собрались!
Примерные конспекты логоритмических занятий для детей 5-6 лет
Занятие 22. «Кем быть?»
Оборудование: иллюстрации — шофер, дворник, охранник, сапожник, летчик, гимнаст, врач, почтальон, строитель, плотник, маляр, столяр, печник, повар, музыкант, прачка, огородник, птичница, художник; бубен; маска коршуна; запись танца «Макарена».
Ход занятия:
Педагог:
У меня растут года.
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
(В. Маяковский)
- Комплекс общеразвивающих упражнений «Профессии»
Педагог:
Я — шофер — помыл машину, Топающий шаг.
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор, и шины
Зашуршали у машины.
Подметает дворник двор,
Убирает дворник сор. Наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание.
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. Повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам.
А сапожник сапоги
Для любой сошьет ноги. «Распашонка» — присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку.
К сапогам прибьет подковки
И — пляши без остановки.
Наши летчики-пилоты
Приготовились к полету. Наклоны корпуса вправо-влево с произнесением звуков «вж-ж...», прямые руки — в стороны.
Я — гимнаст. Моя сноровка Различные виды прыжков.
Восхищает всех вокруг.
Видишь, как на брусьях ловко
Исполняю сложный трюк.
Веселей смотри вокруг:
Детский врач — ребятам друг.
(В. Степанов)
1) Дыхательное упражнение: спокойный вдох через нос и продолжительный выдох со звуком «а».
Педагог:
Наш веселый почтальон,
Вам знаком, конечно, он.
Он разносит по домам
Много срочных телеграмм.
(А. Расцветников)
2. Игра на внимание «Почтальон»
Дети подскоками двигаются по кругу, на удар бубна останавливаются и стучат кулачком о ладошку («стучат в дверь»), хотя музыка продолжает звучать.
Педагог:
Почтальоном хорошо,
А строителем лучше!
Я б в строители пошел,
Пусть меня научат!
3. Логопедическая гимнастика (автор загадок — В. Степанов)
Педагог:
Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка,
Как сосновый пахнет лес.
Этот работник
Зовется, дети... (плотник).
1)Упражнение «Рубанок» (для развития подвижности губ). Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
Педагог:
Может делать он буфеты
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак.
Вот работать надо как! (Столяр.)
2) Упражнение «Молоток» (для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема спинки языка). Произносить с отстукиванием ритма кулачками друг о друга:
Га-га-га-га-га-га-гак!
Гэ-гэ-гэ-гэ-гэ-гэ-гэк!
Го-го-го-го-го-го-гок!
Гу-гу-гу-гу-гу-гу-гук!
Гы-гы-гы-гы-гы-гы-гык!
Ги-ги-ги-ги-ги-ги-гик!
3) Упражнение «Маляр» (см. занятие 21).
Педагог:
Я — маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром.
Свежей краской буду сам
Красить новый дом. (Д. Дятловская)
4) Упражнение «Катушка» (для выработки подъема спинки языка вверх, умения удерживать кончик языка у нижних зубов). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Педагог:
А портной сошьет для нас
Шторы, просто высший класс.
5)Упражнение «Трубочка» (см. занятие 9).
Педагог:
Задымила наша печь,
Пироги не хочет печь.
Мастер тут пришел умелый,
Повязал он фартук белый.
Кирпичи поправил в кладке
И замазал глиной щель...
Печь у нас теперь в порядке,
Не дымит она теперь. (Печник.)
- Упражнение «Блинчик» — «Пирожок» (см. занятие 5).
Педагог:
Ребята, кто же не придет,
Когда вас повар позовет.
Из масла, меда и муки
Печет он чудо-пирожки. 68
(А. Расцветников)
Я музыкантом быть хочу,
Я танцы, музыку люблю!
- Дети рассказывают стихотворение, сопровождая речь движениями
Хором:
Заиграла дудка, Имитировать игру на дудке, выставляя ноги на пятку.
Я плясать пойду.
В пляс за мной, ребята,
Ду-ду-ду.
Барабан грохочет, Имитировать игру на барабане.
Будто сильный гром.
В лес за мной, ребята,
Бом-бом-бом!
- Мимическое упражнение «Артистка»
Дети передают мимикой испуг, гнев, радость, задумчивость, грусть.
Педагог:
Мыло пенится в корыте,
Мы стираем, посмотрите!
Буду прачкой я, друзья!
Помогаю маме я.
- Ритмический танец «Большая стирка» (под музыку «Макарены» или любой в стиле диско. Автор композиции — И. Менылихина)
Основное движение «Качалка».
Встать прямо. Ноги поставить на ширину плеч. Согнуть колено левой ноги, а правую ногу оставить прямой. Вес тела перенести на правую ногу. Слегка разогнуть левое колено, затем вернуть его в прежнее положение, как бы слегка «качнуть» коленом. Теперь согнуть другое колено и исполнить «качалку» в другую сторону. Все движения танца исполняются вместе с «качалкой».
Движение первое «Стираем». Сжать пальцы в кулачки. «1» — сгибая руки в локтях, поднять кулачки до уровня талии, затем опустить вниз. «2» — повторить то же самое. Сначала «стирать» два раза вправо, затем влево, исполняя при этом «качалку». Движение исполняется 8 или 16 раз.
Движение второе «Полощем». «1» — слегка наклонившись вперед, отвести руки вправо (пальцы собраны в кулачки). «2» — повторить движение влево.
Движение третье «Выжимаем». Поставить слегка согнутые в локтях руки перед грудью и работать винтообразно («выжимая белье») кистями рук, собранными в кулачки, справа и слева.
Движение четвертое «Встряхиваем». Взять воображаемое полотенце двумя руками и энергично встряхнуть — 2 раза справа, 2 раза — слева.
Движение пятое «Прищепочки». Повесить воображаемое полотенце на веревку, которая натянута чуть выше головы. «1» — закрепить прищепочку правой рукой; «2» — повторить то же левой.
Педагог:
На огороде работает огородник.
Возле дома огород,
Ой, не плох, ой, не плох!
И морковка в нем растет,
И горох, и горох! (О. Высотская)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности для детей 1-3 лет «Ладушки» Срок реализации 1 год
программа "Ладушки" для детей 1-3 лет...
Общеразвивающая программа дополнительного образования социально – педагогической направленности «Развивай - ка» для детей с нарушением зрения подготовительной группы (6 - 7 лет)
laquo;Развивай - ка» – кружок по развитию ориентировки в пространстве для детей подготовительного возраста 6-7 лет....
Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению" для старшего дошкольного возраста
Обучение чтению - это общеразвивающая программа социально педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: построение системы обучения чтению дошкольников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС
Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...